Преимущества и недостатки организационно-правовых форм турфирм г.Нефтекамска

 

Вопрос о выборе организационно-правовой формы предприятия возникает у собственников бизнеса, как правило, когда определены необходимые для реализации бизнес-идеи ресурсы и их источники. Выбор этот диктуется требованиями к системе управления предприятием и к степени его публичности. Влияющим фактором может служить выбранная стратегия защиты активов, а иногда – схема финансирования деятельности предприятия и схема налогового планирования, которую предполагают применять.

Раз и навсегда установленной выбранная организационно-правовая форма не является. Ее можно изменять по мере корректировки представлений собственников о путях развития компании. В некоторых случаях изменения организационно-правовой формы требует законодательство. Так, если в рамках существующей консалтинговой компании принято решение развивать аудиторскую деятельность, то компания не может оставаться в форме открытого акционерного общества (ОАО). А, например, фондовые биржи могут существовать только в форме открытых акционерных обществ или некоммерческих партнерств. Закрытые акционерные общества (ЗАО) и общества с ограниченной ответственностью (ООО) должны быть реорганизованы в ОАО, когда количество их акционеров (участников) превысит 50.

В таблице 7 содержится информация о коммерческих организациях – юридических лицах по состоянию на 01.01.2007 года.

Таблица 7

Статистика коммерческих организаций по данным ФНС РФ на 01.01.2007года

Всего юридических лиц: 2 240 732

Организационно-правовая форма

Создано в 2006 г. новых Создано в 2006 г. путем реорганизации Зарегистрированных до 01.01.2006
688 872 24 166 1 527 694
В том числе: коммерческих организаций (всего) 570 073 15 901 1 062 968
полные товарищества 26 13 443
товарищества на вере 124 7 566
общества с ограниченной ответственностью 536 796 10 433 780 091
акционерные общества (открытые, закрытые) 27 379 3731 137 473
производственные кооперативы 1804 628 21 886
унитарные предприятия 1260 414 12 792

Источник: официальный сайт ФНС РФ

Всего к 2007 году было зарегистрировано 2240732 юридических лица. Как видим, из 570073 созданных в 2006 году коммерческих организаций – 539796 организаций являются обществами с ограниченной ответственностью, что составляет 94,67%, а из созданных до 2006 года – 780091 организация также являются обществом с ограниченной ответственностью, что составляет 73,39%. На долю остальных форм приходится от 0,1 до 12,9%.

На рис. 6 показаны данные об организационно-правовых формах туристических фирм, зарегистрированных в едином федеральном реестре туроператоров на 01.01.2008 года.

Согласно представленным данным, из 4336 турфирм, 4009 или 92% - Общества с ограниченной ответственностью, 6% турфирм являются закрытыми акционерными обществами (261 фирма) и по 1% турфирм, имеющих такие организационно-правовые формы как открытые акционерные общества и государственные унитарные предприятия.

Рис. 6 Структура организационно-правовых форм турфирм Российской Федерации

 

Как показал опрос руководителей турфирм г.Нефтекамска, в городе также преобладает такая организационно-правовая форма деятельности турфирм, как общество с ограниченной ответственностью.

Разработанная нами анкета - опросник руководителей турифрим содержала следующие вопросы.

1. Назовите организационно-правовые формы организации туристских организаций.

Данный вопрос был открытым и целью данного вопроса было выяснить, имеют ли руководители турфирм г.Нефтекамска понятие о том, что такое организационно-правовая форма организации бизнеса и какие виды форм существуют, согласно российскому законодательству.

На рисунке 7 представлены варианты ответов.

Согласно, данным диаграммы, 5 из одиннадцати руководителей назвали 4 из 11 организационно-правовых форм - ИП, ООО, ОАО и ГУП, трое руководителей перечислили такие формы как ООО, ОАО и ЗАО и считали, что турфирма не может быть другой организационно-правовой формы, кроме перечисленных; один руководитель указал на такие формы как ИП, ООО и ОАО.

Рис. 7. Виды организационно-правовых форм турфирм по мнению респондентов

 

Одни руководитель вообще отказался отвечать на этот вопрос, сославшись на занятость.

Таким образом, основная масса предпринимателей знает только 2 организационно-правовые формы – ООО и ОАО, что свидетельствует о невысокой юридической грамотности руководителей турфирм г.Нефтекамска.

2. Какой организационно-правовой формы Ваше предприятие и почему Вы выбрали данную форму?

На первую половину данного вопроса ответили все предприниматели, что касается причин выбора организационно-правовой формы, то здесь встречались следующие ответы (рис. 8).

Как видим, лишь один руководитель из 11 ответил, что причиной выбора явилось исследование возможностей различных организационно-правовых форм в туристской деятельности, анализ их положительных и отрицательных сторон и что выбранная им форма – общество с ограниченной ответственностью – является наиболее оптимальной и гибкой формой ведения турбизнеса.

Рис.8 Причины выбора респондентами той или иной организационно-правовой формы

Основная же масса предпринимателей выбрала организационно-правовую форму своей турфирмы по причине существования такой фирмы у друзей и знакомых (37%) и по совету консультантов (27%). 2 предпринимателя зарегистрировали свою турфирму как ИП, отметив, что выбрали данную форму ведения турбизнеса по причине более легкой регистрации данной организационно-правовой формы. Один предприниматель указал, что данная форма была выбрана по настоянию партнеров по бизнесу.

Таким образом, в целом, при выборе организационно-правовой формы ведения туристской деятельности предприниматели не задумывались о положительных и отрицательных сторонах данных форм, считая это неважным.

3. Возникали ли проблемы при регистрации Вашей фирмы?

На данный вопрос все респонденты ответили отрицательно, отметив, что регистрация прошла быстро, так как практически все респонденты (7 человек) воспользовались услугами консультантов юридических фирм, остальным помогали знакомые и родственники.

4. Какие из перечисленных ниже нормативно-правовых актов Вы использовали при регистрации Вашей турфирмы?

1) Конституция Российской Федерации

2) Гражданский кодекс Российской Федерации

3) Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

4) Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

5) Федеральный закон «Об охране окружающей среды»

6) Федеральный закон «О техническом регулировании»

7) Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»

8) Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

9) Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» 

10) Федеральный Закон РФ «Об акционерных обществах».

Результаты ответов респондентов приведены в таблице 8

Таблица 8

Использование нормативно-правовых актов при регистрации турфирмы

Турфирмы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мир путешествий   + +         +    
Центр туризма «Нова»   + +         + +  
МТА +   +         + +  
Рим     +         +    
Атлас-Тур + + +         + +  
Айрус     +         + +  
7 дорог     +         +    
Tropical tour     +         + +  
РосТур   + +         + +  
Discovery     +         + +  
ЭкоЛайн   + +         + +  
Итого 2 5 11 0 0 0 0 11 8 0

 

В целом, предприниматели при регистрации своих турфирм применяли необходимые нормативно-правовые акты, приводя свои документы о регистрации с требованиями действующего законодательства. Однако, такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ отметили всего два респондента, а Гражданский кодекс РФ – основной документ, регулирующий деятельность турфирм, отметили только 5 респондентов, что свидетельствует о невысокой юридической грамотности руководителей турфирм.

5. Какой уставный капитал был сформирован при создании турфирм?

Результаты ответов на данный вопрос представлены на рис. 9.

Рис. 9 Размер уставного капитала турфирм г.Нефтекамска

 

Согласно данным диаграммы, 5 турфирм при создании имели уставный капитала в размере суммы, оговоренной в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» - 10000 руб.

Две турфирмы (Центр туризма «Нова», «ЭкоЛайн») при создании имели уставный капитал в размере от 10000 до 30000 руб. и 1 турфирма («РосТур») имела уставный фонд более 30 тыс.руб.

6. Выберите из списка преимуществ организационно-правовых форм те, которые на Ваш взгляд подходят к вашей турфирме.

1) Минимум организационных формальностей

2) Упрощенная форма учета и отчетности

3) Меньший перечень налогов

4) Хозяйственная самостоятельность

5) Нет необходимости вносить уставный капитал

6) Все решения принимаю самостоятельно

7) Ответственность ограничена

8) Можно в любое время выйти из общества

9) Решения принимает директор

10) Банки более охотно выдают кредиты

11) Больше возможностей для сотрудничества с юридическими лицами

12) Легкость контроля

13) Помощь со стороны государства

Результаты ответов на данный вопрос приведены в таблице 9.

Таблица 9

Преимущества организационно-правовых форм

Турфирмы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Мир путешествий + + + + + +           +  
Центр туризма «Нова»   +         + + + + +    
МТА   +         + + + +      
Рим + + + + + +              
Атлас-Тур   +         + + + +   +  
Айрус   +         + + + + + +  
7 дорог + + + + + +           +  
Tropical tour   +         + +   + +    
РосТур   +         + + + +      
Discovery   +         + + +        
ЭкоЛайн   +         + + +        
Итого 3 11 3 3 3 3 8 8 7 6 3 4 0

 

Анализ ответов показывает, что в основном, владельцы турфирм видят преимущества организационно-правовых форм своих турфирм. Однако не все владельцы турфирм с организационно-правовой формой – общество с ограниченной ответственностью – назвали такое преимущество данной формы как возможность не принимать ответственных решений владельцу предприятия, а предоставить право решения всех финансово-хозяйственных вопросов специалисту – директору турфирмы, тогда как руководитель ИП должен принимать все решения самостоятельно на свой страх и риск.

Владельцы шести фирм – ООО – отметили такое преимущество данной организационной формы, как более быстрая выдача кредитов данным организациям и владельцы трех ООО отметили, что данная форма, на их взгляд, дает больше возможностей сотрудничества с юридическим лицами.

Ни один из владельцев турфирм не отметил такое преимущество как помощь со стороны государства, поскольку государство принимает различные концепции помощи малому предпринимательству, однако на деле никакой помощи турфирмам со стороны государства не оказывается. Тем не менее, при более тщательном изучении законодательства, на наш взгляд, турфирма, как ИП, так и ООО могут воспользоваться своим правом на поддержку государства в развитии своего бизнеса.

7. Выберите из списка недостатков организационно-правовых форм те, которые на Ваш взгляд подходят к вашей турфирме.

1) Полная финансовая ответственность

2) Трудности совмещения функции контроля и управления

3) Ограниченность финансовых средств

4) Отсутствие перспектив привлечения дополнительных инвестиций или продажи бизнеса

5) Возможность возникновения несовместимых интересов в управлении

6) Высокая степень предпринимательского риска и ответственности за ошибочно принимаемые решения

7) Возможность несогласованных действий

8) Риск распада турфирмы при выходе одного из владельцев

9) Организационные и финансовые сложности учреждения

Результаты опроса представлены в таблице 10.

По данным таблицы также видно, что, не смотря на отсутствие знаний об особенностях той или иной организационно-правовой формы, владельцы турфирм, исходя из практики, в целом, верно оценили недостатки организационно-правовых форм своих турфирм.

Таблица 10

Недостатки организационно-правовых форм

Турфирмы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Мир путешествий + + + +   +      
Центр туризма «Нова»         +   + +  
МТА         +   + +  
Рим + + + +          
Атлас-Тур         +   + +  
Айрус         +   + +  
7 дорог + + + +          
Tropical tour   + +     +      
РосТур         +   + +  
Discovery   + +     +      
ЭкоЛайн         +   + +  
Итого 3 5 5 3 6 3 6 6 0

 

Так владелец турфирмы «Мир путешествий» (ИП) правильно отметила, что индивидуальному предпринимательству характерна полная финансовая ответственность ибо она отвечает по обязательствам турфирмы всем своим личным имуществом; ограниченность финансовых средств (у тех кто вместе организовывает бизнес возможностей больше); трудности совмещения функций контроля и управления, поскольку сама владелица и является директором данной турфирмы; отсутствие перспективы привлечения дополнительных инвестиций, так как предложить инвесторам нечего за исключением предполагаемой прибыли; высокая степень предпринимательского риска и ответственности за ошибочно принимаемые решения, так как отвечает по обязательствам турфирмы всем своим имуществом.

Что касается недостатков обществ с ограниченной ответственностью, то и здесь владельцы, в целом, верно оценили недостатки данной организационно-правовой формы, отметив такие как: возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, так как у общества, к примеру «МТА» два учредителя; возможность несогласованных действий между учредителями и руководством турфирмы; возможность риска распада общества при выходе одного из владельцев, к примеру из ООО «РосТур», где один из учредителей обладает наибольшей долей уставного капитала.

Часть владельцев ООО, таких как «Tropical tour» и «Discovery» не отметили вышеназванных недостатков ООО, поскольку в своем составе имеют одного учредителя и сами владельцы являются директорами данных турфирм.

8. Влияет ли организационно-правовая форма организации Вашего турбизнеса на выбор клиента?

Как отметили все респонденты при работе с физическим лицами организационно-правовая форма турфирмы никакой роли не играет, поскольку физических лиц больше интересует как долго турфирма существует на рынке туристских услуг, каков уровень обслуживания клиентов, цены на туры.

Что касается работы с юридическими лицами, то здесь мнения разделились (рис. 10).

Рис.10  Влияние организационно-правовой формы турфирмы на работу с юридическим лицами

 

Владельцы трех турфирм (Центр туризма «Нова», «Айрус» и «Tropical tour») считают, что ООО дает больше возможностей для работы с юридическим лицами, чем ИП так как, в случае работы с ООО, юридические лица имеют возможность возврата из бюджета суммы НДС, уплаченной при приобретении туруслуги, вследствие чего юридические лица охотнее идут на сотрудничество с ООО чем с ИП.

Владельцы 7 турфирм считают, что организационно-правовая форма их турфирм никаким образом не влияет на выбор юридических лиц при покупке туров, поскольку в настоящее время все турфирмы – ООО – пользуются упрощенной системой налогообложения и соответственно не являются плательщиками НДС.

9. С какими трудностями при организации турфирмы Вы столкнулись?

Результаты опроса представлены в таблице 11.

Таблица 11

Трудности при организации турфирмы

 

Отсутствие или недостаток

Турфирмы доступных комментарий к законо-дательству о туризме консуль-тационных материалов об ОПФ турфирм аналитических материалов о состоянии туризма в РФ и РБ информации о формах государ-ственной поддержке малого бизнеса материалов о практическом опыте организации турфирм
Мир путешествий + + + + +
Центр туризма «Нова» + + + + +
МТА + + + + +
Рим + + + + +
Атлас-Тур   + + +  
Айрус   + + + +
7 дорог   + + + +
Tropical tour   + + +  
РосТур   + + +  
Discovery   + + +  
ЭкоЛайн   + + + +
Итого 4 11 11 11 7

 

Согласно представленным данным в таблице 11, владельцы всех турфирм без исключения отметили, что при организации своего бизнеса они столкнулись с отсутствием консультационных материалов о преимуществах и недостатках организационно-правовых форм туристской деятельности, с отсутствием аналитических материалов о состоянии туризма в России и Республике Башкортостан, с недостатокм информационных материалов о формах государственной поддержки малого предпринимательства.

Большинство владельцев (7 турфирм) указали на недостаток материалов о практическом опыте организации туристского бизнеса в России и Республике Башкортостан.

А владельцы 4 турфирм отметили, что на момент регистрации своих фирм они столкнулись с недостатком доступных комментариев к законодательству о туризме.

10. Планируете ли Вы расширить свой бизнес и изменить организационно-правовую форму своей организации?

Отвечая на данный вопрос, практически все владельцы турфирм указали на жесткую конкуренцию на туристском рынке г.Нефтекамска, однако большинство из них о расширении деятельности не думает и менять свою организационно-правовую форму не считают нужным.

В то же время такие фирмы как «Мир путешествий» и Центр туризма «Нова» желают расширить свой бизнес, открыв свои филиалы в близлежащих городах, однако о смене существующей организационно-правовой формы не думают, поскольку она их на сегодняшний день полностью устраивает.

Таким образом, анализ ответов на предложенные нами вопросы показал, что в целом, владельцы турфирм правильно оценивают преимущества и недостатки организационно-правовых форм своих организаций, однако считают что для успешного ведения бизнеса организационно-правовая форма организации туристской деятельности большого значения не имеет.

Учитывая то, что владельцы турфирм не обладают полной информацией о преимуществах и недостатках организационно-правовых форм турфирм, нами были разработаны рекомендации по организации туристской деятельности, которые помогут владельцам турфирм правильно выбрать организационно-правовую форму своих организаций.

В приложении В приводится, составленная нами, сравнительная характеристика основных организационно-правовых форм организации турфирм по различным параметрам, которые покажут предпринимателям их особенности, достоинства и недостатки. Конечно, существует и некоторые другие формы ведения бизнеса - в виде полного товарищества, товарищества на вере, производственного кооператива. Только эти формы, как правило, в турбизнесе не используются.

В заключение отметим, что прежде чем приступить к выбору организационно-правовой формы своего будущего предприятия постарайтесь ответить для себя на ряд вопросов:

- Готовы ли Вы взять на себя полную или частичную имущественную и моральную ответственность за ведение своей предпринимательской деятельности?

- Привыкли ли Вы принимать ответственные решения самостоятельно или любите работать в команде?

- В какой сфере предпринимательской деятельности лежат Ваши интересы, профессиональные навыки, социальные связи?

- Располагаете ли Вы достаточным количеством финансовых или имущественных ресурсов для начала предпринимательской деятельности?

- Хотите ли Вы ограничиться вложением имущественных ресурсов или готовы сами участвовать в предпринимательской деятельности?

- Каков будет Ваш предполагаемый доход, и каким образом Вы собираетесь построить свой бухгалтерский учет?

При выборе организационно-правовой формы одни из этих вопросов пересекаются, другие взаимно исключают друг друга, третьи частично пересекаются. Необходимо взвесить и определить, какие из ответов на эти вопросы Вас больше удовлетворяют.

Если вы не готовы брать на себя полную моральную и имущественную ответственность.

Если вы не привыкли принимать ответственные решения самостоятельно и предпочитаете делать это сообща.

Если вы не располагаете достаточным количеством финансовых или имущественных ресурсов и представить не можете где их взять в личное пользование.

Если у вас есть партнёр, товарищ, соавтор идеи вашего Дела и вы считаете нужным закрепить ваши деловые дальнейшие отношения юридически, — то самым верным решением в вашем случае будет регистрация Общества с ограниченной ответственностью (ООО).

В том случае, если вы на перечисленные выше варианты «Если…» даёте противоположный ответ, то смело можете регистрироваться как Предприниматель без образования юридического лица.



Заключение

 

Подведем итого нашего исследования.

Под туристской деятельностью понимается туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий. Таким образом, можно выделить три основных вида туристской деятельности:

- туроператорскую - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта;

- турагентскую - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта;

- иную деятельность по организации путешествий. Понятия «иная деятельность по организации путешествий» закон не содержит.

Основными законодательными источниками правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации являются: Гражданский кодекс Российской Федерации, части I и II, Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Форма организации бизнеса характеризует, каким образом предприниматели строят свое дело, как они взаимодействуют друг с другом и с другими участниками бизнеса. Юридически закрепленные формы организации предпринимательской деятельности именуют организационно-правовыми формами предпринимательства.

В туристской деятельности наибольшее распространение получили такие организационно-правовые формы как: индивидуальное предпринимательство, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, а также унитарные предприятия.

Обществом с ограниченной ответственностью признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен между участниками на доли определенных размеров. Характерной чертой ООО является то, что количество его учредителей, как правило, не превышает двух-трех человек. Участники данного общества отвечают по обязательствам общества в пределах вкладов в уставной капитал организации.

Акционерное общество является коммерческой организацией, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам, в свою очередь акционерное общество не отвечает по обязательствам первых. Непосредственно сами отношения между обществом и акционером носят обязательственный характер. Это означает, что лицо, вкладывающее свои средства в капитал общества, приобретает взамен акции, которые создают между ним и обществом обязательственные отношения, дают акционеру, прежде всего, право на получение доходов от деятельности общества и ряд других прав.

Общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Основными характеристиками открытого общества являются масштабы объединенного капитала и большое количество владельцев. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества.

Акционерное общество закрытого типа представляет собой объединение не только капиталов, но и конкретных участников (физических и юридических лиц). Акционеры закрытого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения другому лицу.

К унитарным предприятиям относятся коммерческие организации, не наделённые правом собственности на закреплённое за ними имущество. Унитарными эти предприятия называются потому, что их имущество является не­делимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работни­ками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только го­сударственные и муниципаль­ные предприятия.

На выбор организационно-правовых форм турпредприятий влияют как общие (масштабы деятельности, капиталоемкость избранного вида деятельности, прогнозируемые темпы развития предприятия, особенности представления налоговых и других льгот предприятиям отдельных форм, государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм) так и индивидуальные (имеющийся размер стартового капитала, индивидуальные особенности предпринимателя, уровень профессионализма предпринимателя, отношение предпринимателя к коммерческим рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам) факторы.

Согласно ФЗ РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» турагентом может выступать как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Юридическое лицо создается в результате его учреждения. Для регистрации предприятия необходимо в территориальный орган МНС предоставить следующие документы:

- устав предприятия (при учреждении предприятия любой формы собственности);

- учредительный договор (если в число учредителей входят два лица и более) или решение учредителя о создании предприятия (если в качестве учредителей выступает одно лицо);

- заявление учредителя или лица, уполномоченного учредителями, для государственной регистрации;

- документ об уплате государственной пошлины.

Что касается государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, то они представляют в налоговую инспекцию следующие документы:

а) заявление о государственной регистрации;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

в) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя;

г) документ об уплате государственной пошлины.

В случае прекращения туристской деятельности юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в трехдневный срок в письменной форме должны уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения.

Для выявления преимуществ или недостатков организационно-правовых форм турфирм, нами были исследованы турфирмы г.Нефтекамска.

На 1 января 2008г. в городском округе зарегистрировано 11 туристических фирм.

Исследование показало, что все туристические фирмы г.Нефтекамска являются тур-агентами. Фирм-туроператоров, в силу небольших масштабов г.Нефтекамска, в городе нет. Средняя численность персонала туристических фирм г.Нефтекамска составляет – 5 человек.

Анализ общих данных показал, что наиболее распространенной организационно-правовой формой деятельности среди турфирм  г.Нефтекамска выступает общество с ограниченной ответственностью.

Исследование турпотоков на республиканских, российских и зарубежных маршрутах выявило лидеров среди турфирм: «Мир путешествий» (ИП Курамшина) и ООО «Центр туризма «Нова». В данных фирмах наблюдаются самые большие по численности турпотоки.

Анализ матриц предложений турфирм показал, что все фирмы независимо от организационно-правовой формы предлагают пляжный, лечебный, культурно-развлекательный виды туризма. Тем не менее наиболее высокий показатель по количеству видов туризма имеют фирмы «Мир путешествий» (ИП Курамшина), Центр туризма «Нова» (ООО), «Айрус» (ООО) и «ЭкоЛайн» (ООО).

Построение стратегических карт показало, в основном все турфирмы отправляют туристов по Республике башкортсотан, России и за рубеж эконом-классом и туристским классом.

Туристические туры в турфирмах организовывают для нефтекамцев в возрасте от 17 до 50 лет. Другие сегменты представлены мало. Лидером во всех предложенных сегментах являются «Мир путешествий» (ИП Курамшина) и Центр туризма «Нова» (ООО).

Опрос владельцев и руководителей турфирм показал, что основная масса предпринимателей знает только 2 организационно-правовые формы – ООО и ОАО, что свидетельствует о невысокой юридической грамотности руководителей турфирм г.Нефтекамска.

Анализ причин выбора организационно-правовой формы турфирмы, показал, что предприниматели не задумывались о положительных и отрицательных сторонах данных форм, считая это неважным.

Проблем с регистраций ни у одной из фирм не было, поскольку предприниматели при регистрации своих турфирм применяли необходимые нормативно-правовые акты, приводя свои документы о регистрации с требованиями действующего законодательства.

Анализ ответов о преимуществах организационно-правовой формы той или иной фирмы показал, что в основном, владельцы турфирм видят преимущества организационно-правовых форм своих турфирм.

Так, владельцы шести фирм – ООО – отметили такое преимущество данной организационной формы, как более быстрая выдача кредитов данным организациям и владельцы трех ООО отметили, что данная форма, на их взгляд, дает больше возможностей сотрудничества с юридическим лицами.

Что касается недостатков той или иной организационно-правовой формы турфирмы, владельцы турфирм, исходя из практики, в целом, верно оценили недостатки организационно-правовых форм своих турфирм.

Так владелец турфирмы «Мир путешествий» (ИП) правильно отметила, что индивидуальному предпринимательству характерна полная финансовая ответственность ибо она отвечает по обязательствам турфирмы всем своим личным имуществом; ограниченность финансовых средств (у тех кто вместе организовывает бизнес возможностей больше); трудности совмещения функций контроля и управления, поскольку сама владелица и является директором данной турфирмы; отсутствие перспективы привлечения дополнительных инвестиций, так как предложить инвесторам нечего за исключением предполагаемой прибыли; высокая степень предпринимательского риска и ответственности за ошибочно принимаемые решения, так как отвечает по обязательствам турфирмы всем своим имуществом.

Что касается недостатков обществ с ограниченной ответственностью, то и здесь владельцы, в целом, верно оценили недостатки данной организационно-правовой формы, отметив такие как: возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, так как у общества, к примеру «МТА» два учредителя; возможность несогласованных действий между учредителями и руководством турфирмы; возможность риска распада общества при выходе одного из владельцев, к примеру из ООО «РосТур», где один из учредителей обладает наибольшей долей уставного капитала.

На вопрос, влияет ли организационно-правовая форма организации на выбор клиента, все владельцы ответили отрицательно.

В заключение все владельцы турфирм без исключения отметили, что при организации своего бизнеса они столкнулись с отсутствием консультационных материалов о преимуществах и недостатках организационно-правовых форм туристской деятельности, с отсутствием аналитических материалов о состоянии туризма в России и Республике Башкортостан, с недостатокм информационных материалов о формах государственной поддержки малого предпринимательства.

Учитывая то, что владельцы турфирм не обладают полной информацией о преимуществах и недостатках организационно-правовых форм турфирм, нами были разработаны рекомендации по организации туристской деятельности, которые помогут владельцам турфирм правильно выбрать организационно-правовую форму своих организаций.

Таким образом, наше исследование показало, что основными формами организации туристского бизнеса в Г.Нефтекамске являются индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью, причем данные организационно-правовые формы не влияют на результативность деятельности турфирм, подтверждением чего является тот факт, что лидерами среди нефтекамских турфирм являются «Мир путешествий» (ИП Курамшина) и Центр туризма «Нова» (ООО).

 



Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993) // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994г. №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

3. Закон РФ от 09.12.1991 №2005-1 «О государственной пошлине» (в ред. от 20.08.2004) // Ведомости СНД и ВС РФ. -1992. - №11. - Ст. 521

4. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 25.10.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №. - Ст. 140

5. Федеральный Закон РФ «Об акционерных обществах» от 26.12.95г., №208-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №1. - Ст. 1.

6. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. от 04.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - №34. - Ст. 4029

7. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изм. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5491.

8. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 18.12.2006) // Собрание законодательства РФ. -1998. - №7. – Ст. 785

9. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - №33 (часть I). - Ст. 3431

10. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 26.06.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

11. Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746.

12. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 52 (ч. I). - Ст. 5140.

13. Федеральный закон от 05.02.2007г. №12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. -№ 7. - Ст. 833

14. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 27.07.2007) // Собрание законодательства РФ. – 2002. - №26. - Ст. 2586.

15. Приказ МНС России от 3 марта 2004 г. № БГ-3-09/178 «Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» // Российская газета. - № 64, от 30.03.2004

16. Андреев В.Создание акционерного общества и контроль за его деятельностью // Хозяйство и право. – 2008. -.№4. – С.22-26

17. Бабушкин Н. И. Менеджмент туризма. – Минск: Новое знание, 2007. – 408 с.

18. Балабанов И.Т., Балабанов А.И.Экономика туризма: учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2006.- 176 с.

19. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – СПб.: Издательство Торговый Дом «Черда», 2005. – 192с.

20. Биржаков М.Б. Введение в туризм. Путешествия Туристическая деятельность. Туристическая индустрия. – СПб: Невский фонд, Герда, 2007. – 240с.

21. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 352с.

22. Волошин Н.И. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности // Журнал российского права. – 2007. - №5. – С.17-19.

23. Воронин И.Н., Бурова О.В., Лукьяненко Е.А, и др. Турбизнес для начинающих. – Симферополь, 2005. – 208с.

24. Голова О.Б. Менеджмент туризма: Практический курс/ Учебно-методическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. - 224 с.

25. Гостиничный и туристский бизнес. / Под ред. проф. Чудновского А.Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд – во «ЭКМОС», 2006. – 352с.

26. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. –М.: ИНФРА-М, 2007. – С.260с.

27. Данилин А.Е. Развитие иностранного туризма в РФ // Предпринимательское право. – 2006. - № 4. -  С. 21-23

28. Долинская В.В. Акционерное право. - М.: Юрид.лит., 2006. – 315с.

29. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., стер. – Минск: Новое знание, 2005. – 495 с.

30. Елеева З. Тенденции развития международного туризма в 2005 - 2015 // Туризм. - № 9. - 2007. - С. 16-19.

31. Ефремова М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) // Маркетинг. - 2008. - № 2. - C. 88-102.

32. Ефремова М.В. Основы технологий туристского бизнеса, М.: Ось-89, 2006. – 340с.

33. Здоров А.Б., Экономика туризма. -М.: Финансы и статистика, 2007. – 460с.

34. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 368с.

35. Зорина Г.И., Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности - М.: ИНФРА-М, 2006. – 325с.

36. Ильина Е.Н, Туроперейтинг: Организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 256с.

37. Ильина Е.Н., Туризм – путешествия. Создание туристской фирмы Агентский бизнес. - М.: РМАТ, 2006. – 315с.

38. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учеб. Пособие. – 3 е изд., перераб. – Мн.: Новые знания, 2007. – 432с.

39. Карпова Г.А., Воронцова М.Г. Экономика современного туризма. - М.: «Герда», 2006. – 415с.

40. Карчевская Е.Н. Организация международного туризма: Практическое пособие / Е.Н. Карчевская. – Гомель: ГГТУ, 2005. – 225с.

41. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учебное пособие. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. – 320с.

42. Квартальнов В.А. Туризм - М.: Финансы и статистика, 2007. - 320с.

43. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме. – М.: финансы и статистика, 2006. – 308с.

44. Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 672с.

45. Киперман Г.Я. Выкуп акций акционерным обществом // Финансовая газета. - 2007. - №27. – С.2

46. Костюкова О.И. Основы туризма. – М.: «Ось – 89», 2005. – 317с.

47. Котлер Ф., Боуэн Дж.,Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: ЮНИТИ, - 2006. – 787с.

48. Крупенина Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма. // Управление персоналом. – 2007. -№5. – С. 38-43.

49. Маринин М.И. О проблемах российского туризма // Экономика и жизнь. – 2007. - № 31. - С. 42-45.

50. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. М.: Финансы и статистика, 2006. – 270с.

51. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. / Под ред. Квартальнова В.А. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 320с.

52. Моисеева И.К. Стратегическое управление турфирмой. - М.: Финансы, 2006. – 340с.

53. Организация туризма. /Под ред. Н.И. Кабушкина и А.П. Дуровича. - Минск: Новое знание, 2008. - 630с.

54. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. – М.: Экономика, 2007. – 284с.

55. Писаревский Е.Л. Туристская деятельность: Проблемы правового регулирования. Владивосток, 2006. – 240с.

56. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2007. – 480с.

57. Семин В.С.. Организация международного туризма: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 400с.

58. Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: "Ось-89", 2004. - 208с.

59. Сопрыкин С.Ю. Новое в законодательстве о туристской деятельности в России // Туризм: право и экономика. - 2008, № 4. – С.13-16

60. Сухов Р.И. Организация работы туристического агентства: Учебное пособие.- М.: ИКЦ «МарТ», 2007 – 144с.

61. Туризм и гостиничное хозяйство/ Под ред. А.Д.Чудновского. – М.:ЭКМОС, 2007. – 317с.

62. Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004 – 416с.

63. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 123с.

64. Черных Н.Б. Технология и организация туроператорской и турагентсткой деятельности: Учебное пособие. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – М.: Советский спорт, 2007. – 360с.

65. Экономика современного туризма / Под ред. д. э. н. Г.А. Карповой/ Москва – Санкт-Петербург. – 2007. – 412 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: