Понятие, характеристика стресса

Влияние сказкотерапии на снятие стресса у детей младшего школьного возраста

Дипломная работа

 

Научный руководитель:

Милюкова В. И.

 

Защита состоялась

«_______» ____________________2009 г.

На заседании ПЦК, протокол № ______

Председатель ПЦК_________________

 

Абакан – 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………..3 – 5

ГЛАВА 1. СТРЕСС КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА…6-25

1.1. Понятие, характеристика стресса……………………………………………...6-10

1.2. Формы проявления стресса…………………………………………………...11-14

1.3. Причины возникновения стрессовых состояний у детей младшего    школьного возраста ……………………………………………………………….15-21

1.4.Методы коррекции, снятия стресса у детей младшего школьного возраста22-25

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ НА СНЯТИЕ СТРЕССА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….26-86

2.1. Понятие, методология использования сказкотерапии в развитии личности ребенка……………………………………………………………………………...26-35

2.2. Методика организации и проведения сказкотерапии……………………....36-44

2.3. Анализ уровней переживания стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..45-51

2.4. Влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса………………………………………………………………………………..52-82

2.5. Сравнительный анализ результатов исследования……………………….....83-86

Заключение……………………………………….……..……………………………..87

Список литературы………………………………………………………….…….88-91

Приложения……………………………………………………………….............92-118

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эмоционального развития и возможности воздействия на эмоциональную сферу младших школьников заняла в исследованиях психологов, педагогов серьезное место. Этот интерес обусловлен, прежде всего тем, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Все, что дети наблюдают, о чем думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. В этом возрасте все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Дети не умеют сдерживать и контролировать внешнее проявление эмоций, дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. Эмоциональность младших школьников выражается в эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам. Причиной эмоциональной неустойчивости выступает эмоциональное стрессовое состояние, которое возникает в трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью.  К событиям, которые оказывают влияние на проявления стрессовых состояний у детей младшего школьного можно отнести: поступление в 1 класс, перевод в другую школу, рождение брата или сестры, развод родителей, переезд, семейные конфликты, школа (конфликты с учителями, учеба), конфликты со сверстниками, потеря родителя (ей).

     Эмоциональное стрессовое состояние оказывает влияние на процесс социализации детей, поскольку в младшем школьном возрасте у детей изменяется весь строй жизни, меняется режим, социальное положение, складывается определенное отношение с окружающими людьми и в семье. Именно эмоции являются одним из важных факторов формирования ценностных ориентаций и установок личности, которые регулируют деятельность ребенка и определяют его отношение к окружающему миру. Изучением данной проблемой занимались ученые: Р. Лацарус, Л. Леви, Г. Селье, А. Элкин.

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать влияние сказкотерапии на снятие стресса у  учащихся второго класса.

Объект исследования: стресс как психическое состояние.

Предмет исследования: влияние сказкотерапии на снятие стресса у учащихся второго класса.

  Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сказкотерапия оказывает положительное влияние на снятие стресса у учащихся второго класса, если социальный педагог будет:

1) побуждать ребенка сопереживать персонажам сказки;

2) проводимые занятия наполнять психогимнастическими играми и упражнениями.

  Задачи:

 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть понятие «стресс», формы проявления, причины возникновения, методы коррекции стресса у детей младшего школьного возраста.

3. Раскрыть сущность, особенности организации и проведения сказкотерапии.

4. Составить комплекс занятий сказкотерапии и опытно-экспериментальным путем доказать его влияние на снятие стресса у учащихся второго класса.

 Методологическая основа: концепция Р. Лацаруса об разграничении физиологического и психологического понимания стресса. Положение                   Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой о сказкотерапевтической психокоррекции, которая понимается как процесс воспитания внутреннего мира ребёнка.

Методы исследования:

1. Теоретические: анализ литературы.

2. Практические: методика диагностики уровня школьной тревожности         В. Филлипса (фактор – переживание стресса); проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики»                 О. А.  Ореховой; восьмицветовой тест М. Люшера, педагогический эксперимент.

3. Методы обработки информации: количественный и качественный анализ эмпирических данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные материалы исследования могут быть использованы школьными психологами, социальными педагогами, студентами в период прохождения педагогической практики с целью выявления стресса у детей младшего школьного возраста и возможной коррекционной работы с детьми с помощью сказкотерапии.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25» с углубленным изучением отдельных предметов г. Абакана. 2Е класс (26 учащихся).

  Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы (51 источник), приложения (3 теста, комплекс занятий по сказкотерапии).

 

Глава 1. Стресс как психолого- педагогическая проблема

Понятие, характеристика стресса

Современная жизнь характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации человека из-за влияния быстро меняющихся социальных и технологических условий. Изменяющиеся условия жизни служит причиной стрессов. Неспособность или неумение человека совладать со стрессом является основой для расстройства здоровья или, по крайне мере, ухудшения качества жизни в различных сферах. Знания о структуре стресса, прежде всего психологические, в значительной степени изменились и усложнились. Это касается как определения самого стресса, так и его производных, например способа совладения со стрессом, а также методов их диагностики (оценки) и психологического влияния на стрессе (терапии). [28, с. 106] 

Понятие стресса широко известно за пределами психологической науки, оно было введено известным канадским врачом и биологом Г. Селье и его можно определить как «состояние неспецифического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой всех систем организма». [48, с. 199]                          

Также термин «стресс» рассматривал шведский ученный Л. Леви (1972) и обозначал его как эмоциональную реакцию на конфликтные ситуации. Конфликтная ситуация характеризуются разрывом между потребностью субъекта и возможность осуществить эту потребность, это ведет к отрицательным эмоциям. [37, с. 154]

Эмоциональные стрессовые (от англ. cлова «стресс» - напряжение) состояния возникают в необычно трудной ситуации и переживаются с большой внутренней напряженностью. Эти переживания, возникающие при необходимости принять быстрые и ответственные решения и т.д. [39, с. 500]

Стресс – это такое психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровням таких требований. [1, с.51]

 Представления об эмоциональном (психологический) стрессе были сформированы в концепции Г.  Селье, согласно которой стресс рассматривается как адаптационный синдром, слагающийся из совокупности вызванных изменений, как реакция организма на предъявляемые к нему требования.

Р. Лацарус (1970) попытался разграничить физиологическое и психологическое понимание стресса. Он выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс, связанный с воздействием реального физического раздражителя, и психический (эмоциональный) стресс, связанный с оценкой человеком предстоящей ситуации как угрожающей, трудной. Однако такое разделение тоже довольно условно, так как в физиологическом стрессе всегда есть элементы психического (эмоционального), а в психическом стрессе не может не быть физиологических изменений. Речь, следовательно, должна идти скорее о причинах, вызывающих стресс (физических и психологических), чем о различиях в наблюдающихся изменениях в организме. [20, с. 206]

1. Эмоциональный стресс присущ не только человеку, но и животным, в то время как психологический стресс имеет место только у человека с его развитой психикой;

2. Эмоциональный стресс сопровождается выраженными эмоциональными реакциями, а в развитии психологического стресса преобладает когнитивная составляющая (анализ ситуации, оценка имеющихся ресурсов, построение прогноза дальнейших событий и т.д.);

3. Термин «эмоциональный стресс» чаще используется физиологами, а термин «психологический стресс»- психологами. [10, с. 22]

Любой факт, событие, сообщение может вызвать стресс, т.е. стать стрессом. Они субъективно значимы, то есть специфичны для каждого человека и зависят от ситуации. Между различными стрессорами, влияющими на людей, есть нечто общее. Все они предъявляют требования к перестройке организма или поведения человека.

  Существование стресса - пример биологической организации человека. Организму нет необходимости каждый раз готовить ответ на внешние столь различные воздействия – этот ответ заложен генетически. [19, с. 305]

  Он включает 3 стадии, которые были выделены Г. Селье: первая (стадия тревоги) характеризуется общим возбуждением. Усиливается функция кровообращения, активируется дыхание, увеличивается кровоток к мозгу, сердцу, мышцам. Организм под воздействием отрицательной эмоции готовится к противодействию, мобилизируется.

 По мере развития и продолжения стрессовой ситуации наступает, вторая стадия- стадия сопротивления.

 При этой стадии организм адаптируется к действию стрессов, если его действие продолжается, соответственно перестраивая свои структуры и функции, компенсируя необходимость дополнительных ресурсов за счет систем, не участвующих в процессах адаптации. Это стадия может продолжаться сравнительно долго. 

 По мере сокращения адаптационных ресурсов (если стресс слишком опасен, силен или продолжителен) наступает третья стадия – стадия истощения. Ее признаки начинаются проявляется в эмоциональной, поведенческой и соматической сферах. К эмоциональным признакам стресса относится тревога, раздражительность, эмоциональная и психическая усталость. К поведенческим – уклонение от ответственности и взаимоотношений, пренебрежение к себе. К соматическим – ухудшение здоровья, истощение.

 В третьей стадии при длительном воздействии стрессора, к которому организм адаптировался, запас энергии, полученный при мобилизации в фазе тревоги, постепенно истощается. Организм оказывается как бы в начальной стадии стресса, но получить ресурсы уже неоткуда – они растрачены в борьбе со стрессом, и организм погибает. [15, с. 136]

 По Г. Селье, существует 2 вида стресса, эустресс и дистресс. Эустресс  активизирует, мобилизует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций. Дистресс-разрушительный процесс, дезорганизующий поведения человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Эустресс является кратковременным,сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил. Дистресс чаще относится к длительному стрессу. При котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных» и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз). [12, с. 26]

 Стресс обычно вызывается кратковременными и долговременными стрессорами. К кратковременнымотносятся неудачи, отвлечения внимания, страхи, боли, дефицит времени; к долговременным конфликтные ситуации, сражения, опасная работа, изоляция, длительные нервно- психические перегрузки. [5, с. 23]

 Для определения по возможности объективных факторов стресса его можно разделить на несколько групп:

1) «стрессы ожидания», то есть стрессы, связанные с ожиданием предстоящей опасности или просто с формированием готовности к выполнению напряженной деятельности;     

2) «рабочие» стрессы, связанные с выполнением, спецификой профессиональной деятельности. Понятие «рабочего» стресса связанно с постоянным воздействиями на психику стресс- факторов, т.е. не вызывающих психических травм, но имеющихся свойство «накапливаться»;

3)  посттравматические стрессовые расстройства. [35, с. 143]

   Вывод: Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояния чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: