Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентации «Домики» Ореховой

Тест разработан на основе авторской модели эмоций в структуре лично­сти и факте предпочтения эмоций как потребности и предназначен для де­тей в возрасте от 6 до 11 лет. Эмоции представлены ребёнку в виде «жиль­цов» домиков, которые ребенок раскрашивает, подбирая подходящий цвет.

Тест позволяет произвести диагностику:

-  степени дифференцированности-обобщенности эмоциональной сфе­ры в области высших эмоций, имеющих социальный генезис;

- шкалы духовных ценностей;

- деятельностных ориентаций, в том числе уровня сформированности эстетических и познавательных потребностей;

- предпочтений определенных видов деятельности (по сути, тест явля­ется первой профессиограммой детей дошкольного возраста);

- личностных отношений и вариантов личностного развития, с реко­мендациями коррекции в случае необходимости в определенных личност­ных блоках.

Методической основой теста «Домики» является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А. Эткинда. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личностного отношения к определенным социальным категориям.

Применение цвето-ассоциативного эксперимента является реализацией факта предпочтения эмоций и позволяет проникнуть в глубинные слои пси­хической организации социального опыта, сложного для осознания и верба­лизации ребенка. Используя цвет, ребенок выражает свое отношение (эмо­цию), не выходя за пределы своего актуального опыта.

Расходные материалы:

• ответный лист;

• шесть цветных карандашей: синий, зеленый, красный, желтый, ко­ричневый, черный. Карандаши должны быть одинаковыми, без особых при­мет, окрашены в цвета, соответствующие цвету грифеля; это очень важно для выравнивания условий процедуры исследования. Можно использовать грифельные карандаши, живопись (карандаши), восковые карандаши.

Процедура исследования состоит из трех заданий по раскрашиванию. В первом задании ребенок производит простое ранжирование цветов по сте­пени предпочтения каждого цвета.

Во втором задании сущность процедуры меняется. Собственно, здесь и происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций. Ребенка про­сят подобрать подходящий цвет для домиков, в которых «живет» ряд нрав­ственных социальных категорий. Таким образом, ребенок выражает эмоцию, имеющую социальный генезис, воспитанную в рамках социума, свое отно­шение к той или иной нравственной категории. Цвет служит мерой оцен­ки, субъективной шкалой предпочтения к данной категории.

В третьем задании происходит подключение цвето-ассоциативного ряда эмоций ребенка к различным видам деятельности, в детском саду, к самому детскому саду, который ребенок посещает.

Сущность процедуры исследования еще более усложняется при раскра­шивании последнего домика третьего задания. Здесь ребенок выбирает для себя социальный объект предпочтения самостоятельно, выбирает для него занятие и только затем раскрашивает в подходящий цвет, обозначая, таким образом, отношение к собственной ценности. Собственно, весь тест явля­ется отражением шкалы духовных ценностей ребенка.Но так как ребе­нок определяет свой выбор самостоятельно, мы говорим о выборе ребенком определенной актуально переживаемой ценности(духовной ценности, ценностной ориентации) относительно социальных объектов и занятий.

После раскрашивания домиков мы видим всю систему личностных от­ношений ребенка, его социальных предпочтений и ценностей, варианты лич­ностного развития, а порой - боль, непонимание, обиды, накопленные ре­бенком в период общения со сверстниками и воспитателями.

Процедура исследования:

Психологическая диагностика проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми в зависимости от требований к чистоте экспе­римента и определяется нормами, регламентирующими продолжительность различных видов деятельности ребенка в детском саду, но не больше 20 минут на одного ребенка, группу за одно занятие. Естественно, групповое занятие предъявляет повышенные требования к профессионализму психо­лога, его внимательности, умению работать в группе. Один тот факт, что «на вкус и цвет товарищей нет», а Дети дошкольного возраста склонны к конформизму, усложняет групповой вариант проведения процедуры иссле­дования. Часто многие дети выкрикивают свои суждения, оказывая влия­ние на выбор других детей. Бывает, что дети - чтобы быть непохожими - меняют свой первоначальный выбор. В этом случае необходимо делать пометки.

Эти сложности заставляют отдать предпочтение индивидуальным вари­антам проведения тестирования. Однако групповые занятия возможны при проведении экспресс-диагностики большого количества детей или в случае использования теста для развивающих занятий. Можно использовать следу­ющие меры повышения достоверности данных:

• ограничение количества детей в группе до 10-14 человек;

• введение интриги секретности, чтобы дети сами были заинтересованы в соблюдения режима молчания. Этого можно достичь проведением предвари­тельных занятий, игр, требующих от детей соблюдения определенных правил;

• занятия с подготовленными помощниками.

В групповом варианте дети рассаживаются по одному. Перед каждым из них на столе находится набор карандашей и ответный лист.

Групповой вариант проведения методики рекомендован для детей в воз­расте 6-7 лет. Для детей 5-6 лет - индивидуальный вариант. Для детей 4-5 лет рекомендуется адаптированный вариант методики с сокращенным ко­личеством категорий и индивидуальным вариантом проведения.

Для выравнивания процедуры исследования детям предлагается инструкция по раскрашиванию. Конечно, она достаточно сложна для запомина­ния. Психологу необходимо соблюдать ряд ключевых моментов, которые мы выделили жирным шрифтом. Это поможет выработать логику исследова­ния, соответствующую логике происходящих у детей процессов цветового ассоциирования.

Инструкция по раскрашиванию (для детей 6-11 лет)

«Ребята! Сегодня мы будем заниматься раскрашиванием. Посмотрите, что ле­жит у вас на столах: лист, который мы будем раскрашивать. На листе вы ви­дите три задания, обозначенные римскими цифрами. Начнем с первого.

I задание

Нужно раскрасить дорожку из шести клеточек. Посмотрите, какая она бесцветная, неинтересная. Взгляните на карандаши (возможна беседа: сколько карандашей, какого цвета), какие разные, красивые цвета! Есть ли среди них карандаш такого цвета, который нравится вам больше остальных? Не смот­рите друг на друга. У каждого из вас этот цвет может быть своим. Каранда­шом, который вы выбрали, раскрасьте первую клеточку. Как красиво получилось!

Отложите карандаш в сторону, в этом задании он больше не пона­добится. Посмотрите на оставшиеся карандаши. Есть ли среди них еще один карандаш, цвет которого нравится вам больше остальных? Возьмите его и раскрасьте следующую клеточку. Отложите карандаш в сторону...»

Таким образом нужно раскрасить все шесть клеточек. Необходимо про­следить, чтобы раскрашивание производилось слева направо. Для стимуля­ции цветовых выборов можно использовать выражения «цвет тоже краси­вый», «лучше остальных». Если ребенок отказывается выбирать далее, мож­но стимулировать маленьких детей следующим образом: «Посмотри, каран­дашикам грустно, что их не выбрали», или «Посмотри, карандашик говорит тебе, что он тоже красивый, лучше других».

В конце задания полюбуйтесь, как хорошо получилось и какой краси­вой, разноцветной стала наша дорожка.

II задание

«Второе задание отличается от первого. Посмотрите на лист. На что похожи эти фигуры? На домики. Здесь целая улица. Но она такая бесцвет­ная, неинтересная. Нужно ее раскрасить. Но прежде чем начинать раскра­шивать, послушайте, как правильно это сделать. На этой улице в домиках живут разные хозяева. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы по­красьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.

В первом домике живет счастье. Выберите карандаш, цвет которого, вам кажется, подошел бы этому хозяину. Раскрасьте первый домик. Молодцы! Карандаш не нужно откладывать. Домиков много, больше, чем каран­дашей, а их хозяева могут быть похожими».

Список слов: счастье, горе, справедливость, обида, дружба, ссора, доб­рота, злоба, скука, восхищение.

Все слова произносятся с четким интонированием, для маленьких эмо­ционально окрашиваются. Если детям непонятно, что обозначает названное слово, нужно его объяснить. Необходимо избегать объяснения через поня­тия: счастье - это радость. Новые слова могут оказаться также непонятными детям. В объяснении лучше использовать предикаты, содержащие глаголь­ные формы, и наречия, выражающие чувства и настроения. Рекомендуемые пояснения:

1. Счастье - когда нам весело, всё хорошо получается и мы все довольны.

2. Горе - когда у человека случилось что-то плохое, и он сильно расстроил­ся, ему очень горько.

3. Справедливость - когда все по-честному, поровну, по правилам.

4. Обида - когда кого-то незаслуженно обидели, огорчили. Обманули, что-то отняли.

5. Дружба - когда мы дружим, помогаем друг другу, защищаем друг друга.

6. Ссора - когда кто-то раздружился и ругается.

7. Доброта - когда кто-то делает хорошее людям, делится, не жадный, жалеет тех, кому плохо.

8. Злоба - когда кто-то сердится, обижает, хочет сделать другому плохо.

9. Скука - когда неинтересно, нечего делать, все надоело, мамы дома нет.

10. Восхищение - когда мы любуемся чем-то очень красивым, нам очень радостно от этого и мы чувствуем большое удовольствие.

Следует объяснить детям, что во втором задании домиков много и хозя­ева могут быть похожими, а значит, и цвет домиков может быть одинаковым, поэтому карандаш после использования нужно положить к остальным. Таким образом обеспечивается адекватный выбор цветов. После выполнения задания необходимо похвалить детей, полюбоваться, какой веселой стала улица. Этим достигается позитивное отношение к процедуре исследования и психотерапевтический эффект.

III задание

«Ребята, у нас осталось еще одно задание. Чтобы его выполнить, нужно послушать еще одно правило. Открою тайну. На этой улице живем мы. В каждом домике мы делаем что-то особенное, и в зависимости от того, что мы там делаем, этот домик нужно раскрасить в свой подходящий цвет».

Обозначение домиков: первый домик - наш сад (школа), во втором домике мы рисуем, в третьем мы танцуем, четвертый домик - музей, в пятом мы поем, в шестом - считаем, в седьмом - читаем, в восьмом - играем, в девятом - наблюдаем природу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: