Схема описания ответных листов

1. Характер раскрашивания. Определение психологического состоя­ния ребенка по предпочтению цвета, характеру штриховки и заполнения пространства - особый вид тестирования, при котором ребенок не скован и свободно проявляет себя.

Если ребенок предпочел холодные тона (голубой, синий, сине-зеленый, фиолетовый) - он склонен к созерцанию, размышлению, его психическое состояние достаточно стабильно.

Предпочтение спектрально-контрастных тонов в сочетании с резкими, угловатыми или «мохнатыми» штрихами говорит о перенапряжении, внутреннем возбуждении, поиске выхода из какой-то ситуации или ее объяснения.

Если контрасты не насыщенны, линии плавные, округлые, то ребенок ищет «золотую середину», стремится к цельности и гармонии. С такими деть­ми нельзя проявлять излишнюю категоричность, так как это может привес­ти к развитию у ребенка замкнутости.

Если ребенок, раскрашивая рисунок, выходит за границы его контура, он стремится к свободе и независимости до упрямства из-за подавления взрослыми. Возможно, он несколько рассеян, но это - проявление замкнутости на фантазиях. С такими детьми также нельзя проявлять излишнюю категоричность, для такого ребенка необходимо внести сказку в обыденные дела.

Если ребенок не выходит за границы контура рисунка, не исключено, что он насторожен, замкнут из-за неуверенности в себе. Скованность может мешать ему в общении и учебе. Он может стать вечно «ведомым», обидчивым, раздражительным из-за несоответствия своего поведения внутренним побуждениям и излишней требовательности взрослых.

Если ребенок заполняет часть рисунка, для него значимы детали, «мело­чи», переход от частного к общему. Такой ребенок склонен к точным и естественным наукам. Если ребенок заполняет весь рисунок - у него развито обоб­щающее мышление, он умеет находить взаимосвязь между внешне не связан­ными вещами. Это - фантазер со склонностями к литературе и искусствам.

Если, раскрашивая рисунок, ребенок заполняет только нижнюю его часть, цикл его биоритмов и внутреннего психологического состояния погранич­ный: переход от спада к подъему. Ребенок заполняет только верхнюю часть рисунка - пик интенсивности биоритмов. Максимальная активность восприятия любой информации может граничить с перевозбуждением, несмотря на внешнее спокойствие.

2. Цветовые выборы. Первая информация для консультирования - это инверсии, наблюдаемые при выполнении I задания (раскрашивание дорож­ки). По сути, ребенок дает психологу цветовой градусник, цветовое миро­ощущение. Психолог должен насторожиться, если основные цвета ребенок ставит на последние два места, a негативные – на первые. Интерпретация цветовых выборов ведется в соответствии с цветовым диагностическим тестом Люшера. Следует обращать внимание на местоположение основных (синего, зеленого, красного, желтого) и негативных цветов (коричнево­го и черного). Присутствие коричневого и черного цветов в начале цветово­го ряда означает негативное отношение к жизни и обозначается знаком тревоги: «!», «!!» или «!!!». При этом «!» соответствует наличию коричнево­го или черного цвета на третьем или четвертом месте цветового ряда, «!!» соответствует наличию коричневого или черного цвета на втором месте, «И!» - наличию одного из перечисленных цветов на первом месте. Кроме того, психологический или физиологический стресс, вызывающий тревогу, считается также по-разному выраженным, если основной цвет находится на пятом или шестом месте цветового ряда и обозначается соответственно: «!!» и «!!!». Таким образом, интенсивность тревоги измеряется суммой знаков «!», теоретически возможное их количество равно 12! Последующий анализ цветового обозначения ребенком социальных объектов во II и III заданиях может указать на возможные обстоятельства, вызывающие стресс.

3. Сфера социальных эмоций. Здесь важно обратить внимание на два
факта.

Первый - собственно дифференциация эмоций. Безошибочное выпол­нение задания указывает на сформированность системы социальных чувств, тонкость, дифференцированность эмоциональной сферы ребенка, его спо­собность вычленять субъектно-объектные связи, способность ребенка под­ниматься над ситуацией, отличать в конечном счете добро от зла. Здесь важ­но проследить, каким цветом ребенок обозначил позитивные и негативные социальные объекты. Хорошо, если ребенок обозначил позитивные соци­альные объекты основными цветами, а негативные - коричневым или чер­ным. Часто обозначают одним и тем же цветом позитивные и негатив­ные объекты. Эти случаи указывают на возможные проблемы ребенка в об­щении и деятельности.

Второй факт является производным от первого и определяет систему личностных отношений и основных блоков структуры личности, указывая на возможные деформации и варианты личностного развития. Здесь необ­ходимо отследить место позитивного и негативного полюсов отдельной социальной эмоции, обозначенных цветом. При нормальном варианте лич­ностного развития позитивные полюса эмоций всегда находятся выше по рейтингу цветового градусника, чем негативные. В противном случае вы­являются деформации в определенных блоках системы личностных отно­шений.

3. Сфера деятельностных отношений. Выполнение этого задания
определяет систему деятельностных отношений и актуальных ценностей
ребенка. Предполагается, что именно эти отношения составляют собственно
предиспозиции личности и определяют осознанные формы поведения ребенка: то, насколько сформированы его потребности в той или иной деятельности, с каким настроением он посещает образовательное учреждение, какие ценности и актуальные переживания достижения этих ценнос­тей определяют наличие у него осознанных проблем и возможность их решения.

 

 

Приложение А.3






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: