Сравнительный анализ результатов исследования

В ходе контрольного этапа исследования мы выявили уровни переживания стресса у учащихся младшего школьного возраста 2 Е класса школы №25. Для этого были использованы те же методики, что и на начальном этапе констатирующего этапа (Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой, методику диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса (фактор – переживание стресса) и восьмицветовой тест М. Люшера).

 Результаты методики диагностики уровня школьной тревожности             В. Филлипса получились следующими: у 5 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 19%. У 6 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 23%. И у 15 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 58%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 5).

Рисунок 5. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на контрольном этапе по методике диагностики уровня школьной тревожности   В. Филипса

Результаты методики проективного теста личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой мы получили:  у 4 учащихся выявлен высокий уровень переживания стресса, что соответствует 17%. У 9 учащихся отмечается средний уровень, что соответствует 29%. И у 13 учащихся наблюдается норма, что соответствует 54%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме         (рисунок 6).

Рисунок 6. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на контрольном этапе по проективному тесту личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой

 

 Результаты восьмицветового теста М. Люшера свидетельствую о том, что, у 2 учеников высокий уровень переживания стресса, что соответствует 8%. У 5 учащихся выявлен средний уровень переживания стресса, что соответствует 5%. У 7 учащихся низкий уровень переживания стресса, что соответствует 7% и у 12 учащихся не наблюдается стресс, их состояние соответствует норме, что соответствует 46%. Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении в диаграмме (рисунок 7).

Рисунок 7. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса на контрольном этапе по восьмицветовому тесту М. Люшера

 

     На основе полученных результатов по диагностическим методикам можно сделать вывод, что 4 учащихся испытывают высокий уровень переживания стресса, что соответствует 17%. У 8 учащихся – средний уровень переживания стресса, что соответствует 29%. У 14 учащихся отмечается норма, что соответсвует 54%.

     Полученные результаты мы зафиксировали в процентном соотношении и сопоставили с результатами констатирующего этапа (рисунок 8).

Рисунок 8. Показатель уровней переживания стресса у учащихся 2 класса по двум диагностическим методикам на констатирующем и контрольном этапе

 

 На основании нашего исследования можно отметить, что показатель уровней переживания стресса на констатирующем и контрольном этапе у учащихся изменился. Количество детей с высоким уровнем стресса снизился с 12 до 4 человек (с 46% до 17%).  Средний уровень переживания стресса увеличился с 5 до 8 учащихся (с 21% до 29%)  и увеличилась норма с 9 до 14 учащихся                  (с 33% до 54%) (рисунок 9).

Таким образом, сказкотерапия оказывает положительное влияние на снятие стресса у учащихся младшего школьного возраста, если социальный педагог будет побуждать детей сопереживать персонажам сказки, а также проводимые занятия наполнять психогимнастическими играми и упражнениями.

 

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мы выяснили, что дети в младшем школьном возрасте очень эмоциональны. Дети не умеют сдерживать и контролировать свои эмоции. Эмоциональность младших школьников выражается в эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам. Причиной эмоциональной неустойчивости выступает эмоциональное стрессовое состояние, которое возникает в трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. Стресс – это  состояние неспецифического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождавшихся перестройкой всех систем организма.  Стрессовое состояние оказывает влияние на процесс социализации детей, поскольку в младшем школьном возрасте у детей изменяется весь строй жизни, меняется режим, социальное положение, складывается определенное отношение с окружающими людьми и в семье.

Для того чтобы снять стресс у детей младшего школьного возраста мы рассмотрели определенные методы коррекции и положительно на наш взгляд будет оказывать - сказкотерапия. 

 Сказкотерапия – процесс воспитания внутреннего мира ребенка,                                                                                 развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни.

Также мы провели опытно-экспериментальную работу на снятие стресса у учащихся второго класса, используя комплекс занятий по сказкотерапии.  После проведения комплекса занятий высокий уровень переживания стресса снизился. Таким образом, сказкотерапия оказывает положительное влияние на снятие стресса у учащихся младшего школьного возраста, если социальный педагог будет побуждать детей сопереживать персонажам сказки, а также проводимые занятия наполнять психогимнастическими играми и упражнениями.

 

Список литературы

1. Абабков, В.А., Перре, М.М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М.М. Перре.– СПб.: Речь, 2004.-166 с.

2. Агарева, Е.Ю. Сказкотерапия [Текст] / Е.Ю. Агарева // Дошкольное и школьное воспитание, 2008.- № 1.– С.12-13.

3. Азон, Б.Б. Стресс излечим / Пер. с французского И.Б. Пономаревой, К.А. Геворгян, И.В. Назарова.– М.: Крон Пресс, 1994.– 192 с.

4. Блонский, П.П. Психология младшего щкольника [Текст] / П.П. Блонский- М.: Воронеж: Институт практичекой психологии «МОДЭК», 1997.- 575 с.

5. Брайт, Д., Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы [Текст] / Д. Брайт, Ф. Джонс.- СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2003.- 352 с.

6. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии [Текст] / К. Бремс.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.- 640 с.

7. Бреслав, Г.М. Психология [Текст] / Г.М. Бреслав. 3-е изд., стереотип- М.: Издат. центр «Академия», 2007.- 544 с.

8. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку [Текст] / И.В. Вачков.- М.: Ось-89, 2001.- 144 с.

9. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.- 160 с.

10. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В.Вилюнас.- Питер, 2004.- 496 с.

11. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия. Дом старинного камина [Текст]/ А.В. Гнездилов.- СПб.: Речь, 2004.- 292 с.

12. Гринберг, Д. Управление стрессом [Текст] / Д. Гринберг.- 7-е изд.- СПб.: ПИТЕР, 2002.- 496 с.

13. Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст] / Под редакцией В.Е. Клочко.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.- 264 с.

14. Дмитриева, С.Т. Влияние социальных эмоций на положение ребенка в группе сверстников [Текст] / С.Т. Дмитриева // Вестник ХГУ – 1997.- С.22-25.

15. Дмитриева, Т.Б., Воложин, А.И., Субботин, Ю.К. Социальный стресс и психическое здоровье [Текст] / Т.Б. Дмитриева, А.И. Воложин, Ю.К. Субботин- М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.- 248 с.

16. Дубровина, И.В. Психология [Текст] / Учебник для сред. пед. учеб. заведений. // И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан / Под редакцией И.В. Дубровиной. – 5-е изд. Стереотип.- М.: Изд. центр «Академия», 2007.- 464 с.

17. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.- СПб: ООО «Речь», 2000.- 310 с.

18. Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.- СПб: Речь, 2006.- 176 с.

19. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард.- СПб: Изд. «Питер», 2000.- 464 с.

20. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин.- СПб: Питер, 2002.- 752с.

21. Истратова, О.Н. Практиким по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст] / О.Н. Истратова.- Изд. 2-е. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.- 349с.

22. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми [Текст] / М.В. Киселева.- СПб: Речь, 2006.- 160 с.

23. Колесников, В.Г. Сказкотерапия [Текст] / В.Г. Колесников // Психология в ВУЗе, 2006.- №2.- С.30-44.

24. Колосов, Е.Н. Сказкотерапия [Текст] / Е.Н. Колосов // Специалист, 2006.- №4.- С.29-31.

25. Крутецкий, В.А. Психология [Текст] / В.А. Крутецкий. Учебник для учащихся пед.училищ. -2-е изд., переработ. и дополн.- М.- Просвещение, 1986.- 336 с.

26. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей [Текст] / Ю.А. Лебедев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 288 с.

27. Левис, Ш. Сам себе психолог. Ребенок и стресс [Текст] / Ш.Левис.- СПб, 1997.- 208 с.

28. Лук, А.Н. Эмоции и личность [Текст] / А.Н. Лук.- М.: Знание, 1982.- 176 с.

29. Люблинская, А.А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская.- М.: Просвещение, 1971.- 415 с.

30. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. СПб.: Речь, 2002.- 456 с.

31. Мухина, В.С. Возрастная психология феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина.- М.: Изд. центр «Академия», 2004.- 456 с.

32. Мухина, В.С., Хвостов, А.А. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность [Текст] / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов.- М.: Изд. центр «Академия», 2001.- 624 с.

33. Нартова - Бочавер, С.К. Народная сказка как средство стихийной сказкотерапии [Текст] / С.К. Нартова – Бочавер.- М.: Просвещение, 1996.- 415 с.

34. Практика по сказкотерапии [Текст] / Под ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой.- СПб.: Речь, 2006.- 176 с.

35. Психология мотиваций и эмоций [Текст] / Под ред. Ю.Б. Гипленрейтера, М.В. Фамекмана.-М.: ЧеРо, 2002.- 752 с.

36. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] / Под ред. Б.Д. Карвакарского - Санкт-Петербург, 1999.- 630 с.

37. Развитие личности ребенка [Текст] / Под ред. А.М. Фонарева.- М.: «Прогресс», 1987.- 272 с.

38. Родинов, В.С. Прививка от стресса [Текст] / В.А. Родионов.- Ярославль: Академия развития, 2006.- 272 с.

39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.. Рубинштейн.- СПб: ЗАО Изд. «Питер», 1999.- 720 с.

40. Рудякова, О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий   [Текст] / О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 89 с.

41. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме [Текст] / Г. Селье.- М.: Медгиз,1960.- 140 с.

42. Свенцицкий, А.Л. Основы психологии для студентов [Текст] / А.Л. Свенцицкий.- СПб: Питер, 2000.- 512 с.

43. Симонов, П.В. Психологический стресс [Текст] / П.В. Симонов.- М.: Просвещение, 2000.- 291 с.

44. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова.- М.: Гуманит. Изд. центр «ВЛАДОС», 2003.- 368 с.

45. Столяренко, Л.Д. Основы общей психологии [Текст] / Л. Д. Столяренко – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.- 672 с.

46. Сухарев, А.В. Сказкотерапия [Текст] / А.В. Сухарев // Прикладная психология, 2003.- №6.- С.21-25.

47. Тренинг по сказкотерапии / Под. ред. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой.- СПб.: Речь, 2006.- 176 с.

48. Человек: анатомия, физиология, психология. Энциклопедический словарь [Текст] / Под. ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, А.В. Соколовой.- СПб.: Питер, 2007. 672 с.

49. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.

50. Элкин, А. Психология эмоций и методы коррекции [Текст] / А. Элкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 372 с.

51. Якбсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М. Якобсон.- М.: Просвещение, 1966,- 291 с.

 

 

Приложение

 

 

Приложение А.1

Методика диагностики уровня школьной тревожности В. Филлипса.

   Цель: Изучить уровень и характер тревожности связанный со школой детей младшего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос трпебуется ответить «да» или «нет».

Инструкция: «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво. Над воапросами долго не задумывайтесь.»

Текст опросника:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты когда учитель говорит, что собираеться проверить на сколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе раболтать в классе как этого хочет учитель?

4. Сниться ли тебе временами что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что ты говоришь? 

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, логда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе поставили более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том не оставят ли тебя на второй год?

13. Постараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникают ощущения, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Сниться ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечатаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты что твое сердце начинает сильно биться когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получишь хорошие отметки думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположения те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 

41. Обладают ли способные ученики какими-нибудь особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой что совершенно забыл вещи, которые ты знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в классе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники знают лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58. Дрожит си слегка твоя рука, когда учитель прносит сделать задние на доске перед всем классом?

Обработка результатов:

При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил «да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, это проявления тревожности при обработке подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50% можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – высокой тревожности;

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае.

Факторы:

1. Общая тревожность в школе (22)

2-, 3-, 7-, 12-, 16-, 21-, 23-, 26-, 28-, 46-, 47-, 48-, 49-, 50-, 51-, 52-, 53-, 54-, 55-, 56-, 57-, 58-

2. Переживания социального стресса (11)

5-, 10-, 15-, 20+, 24+, 30+, 33-, 36+, 39+, 42-, 44+

3. Фрустрация потребности в достижении успеха (7)

1-, 3-, 6-, 11+, 17-,19-, 25+, 29-, 32-, 35+, 38+, 41+, 43+

4. Страх самовыражения (6)

27-, 31-, 34-, 37-, 40-, 45-

5. Страх ситуации проверки знаний (6)

2-, 7-, 12-, 16-, 21-, 26-

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (5)

3-, 8-, 13-, 17-, 22+

7. Низкая физиологическая сопротивляемость к стрессу (5)

9-, 14-, 18-, 23-, 28-

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителем (8)

2-, 6-, 11+, 32-, 35+, 41+,44+, 47-

 

Приложение А.2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: