Пути и инструменты управления прибылью предприятия

Организации считается прибыльной, если в результате реализации продукции, работ, услуг она покрывает все свои расходы и получает прибыль. Себестоимость услуг (расходы) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот. Снижение расходов обусловлено множеством факторов, способствующим повышению эффективности хозяйственной деятельности:

во-первых, это является важнейшим источником роста прибыли организации, а, следовательно, увеличения средств, направляемых на расширение, техническое перевооружение производства, разработку и внедрение новых видов продукции, на социальное обеспечение членов трудового коллектива и удовлетворение интересов собственника имущества;

во-вторых, обеспечивает возможность снижения цен, что является важнейшим условием успешной конкурентной борьбы на рынке. При наличии конкуренции побеждает тот, кто может предложить на рынке товар лучшего качества по более низкой цене. Снижение цен позволяет предприятию привлечь большее число покупателей, занять большую долю на рынке, потеснив конкурентов, и увеличить общую массу прибыли за счет роста объема продаж;

в-третьих, уменьшает потребность в оборотных средствах, что позволяет увеличить расходы на другие нужды предприятия.

В связи с этим целью экономии затрат и роста прибыли должен стать опережающий по отношению к расходам рост выручки по структурным подразделениям либо предприятию в целом, который может быть достигнут как за счет увеличения объемов продаж (реализации услуг), так и изменения ассортимента реализованной продукции и предоставляемых услуг.

Другим реальным направлением снижения расходов и увеличения прибыли является создание условий роста производительности труда, сокращения потерь рабочего времени (ликвидация скрытой безработицы), формирование у коллективов организаций объективного экономического интереса в росте прибыли, совершенствование сложившейся системы оплаты труда и материального поощрения работников. В данной связи особый интерес представляет система оплаты труда, основанная на участии работников в прибылях и создании рабочей собственности. Этот тип за рубежом относят к экономико-мотивационным системам. Зарубежный опыт свидетельствует, что в течение двух лет внедрение такой системы приводит к росту производительности труда в среднем на 10-15 %.  Это достигается за счет более тесной «привязки» работников к результатам работы фирмы, формирования чувства причастности и вовлеченности, включения резервов мотивации собственника [20, с.81].

Учитывая, что любой изначально успешный бизнес можно погубить в условиях существования неплатежеспособной среды, целесообразно меры по управлению расходами и прибылью дополнить мероприятиями по совершенствованию управления платежеспособностью, которые рекомендуется направлять на следующие цели:

совершенствование управления активами, сокращение сверхнормативных запасов, совершенствование их нормирования, решение проблем учета и оценки их (при невозможности использования в производстве по реальной цене) для последующей реализации на сторону, усиление материальной заинтересованности в рациональном использовании ресурсов;

повышение эффективности управления дебиторской задолженностью с использованием инструментов ее инвентаризации, мониторинга, своевременного пересмотра условий и сроков расчетов по отношению к хроническим неплательщикам;

сокращение рисков неплатежеспособности (при освоении новых рынков либо заключении договоров с новыми торговыми партнерами) через использование факторинга, т.е. заключение трехсторонних договоров при посредничестве банковских структур.

Одним из условий успешного управления прибыльностью торговой деятельности является планирование.

Рыночная экономика как свидетельствует   мировой опыт, позволяет обеспечить более эффективное функционирование хозяйствующих субъектов по сравнению с бюрократической административно-хозяйственной системой.

Она вносит коренные изменения в содержание, структуру и порядок разработки планов, которые выступают механизмом регулирования рынка, науки и производства, учитывают особенности времени, условий и приобретают социальную направленность.

Практика показывает, что только при участии в разработке планов самих организаций можно достичь высокой эффективности планирования, т.к. здесь не только разрабатываются планы социально-экономического развития, но и обеспечивается их выполнение.

В процессе планирования деятельности торговых организаций, в т.ч. и прибыльности, используют различные методы, среди которых можно выделить:

-экономико-математические;

-экономико-статистические;

-нормативный;

-балансовый;

-экспериментальный;

-экспертных оценок;

-исходя из ценовой прибыли или рентабельности вложенного капитала.

Специалисты и руководство торговой организации самостоятельно определяют и используют любые из перечисленных методов, учитывая специфику хозяйственной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: