Анализ образования и распределения прибыли на предприятии

Основным источником формирования денежных доходов ООО «Поликом» является выручка от реализации товаров в торговле.

В соответствии с учетной политикой ООО «Поликом» выручка отражается по мере оплаты товаров.

Под моментом определения выручки от реализации и признания полученной прибыли принимается календарный месяц, в котором на основании соответствующих документов выручка от реализации и прибыль должны быть отражены в бухгалтерском учете.

Одним из основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации ООО «Поликом» является прибыль от реализации товаров. В настоящее время прибыль от реализации товаров определяется как разница между выручкой (нетто) и себестоимостью реализованных товаров       (с учетом расходов на реализацию).

Основным источником для изучения прибыли предприятия является Ф№2 “отчет о прибылях и убытках”. Все показатели в ней сгруппированы в отдельные разделы:

доходы и расходы по видам деятельности,

операционные доходы и расходы,

внереализационные доходы и расходы.

Механизм формирования прибыль в ООО «Поликом» может быть представлен следующим образом:

Выручка от реализации товаров в действующих ценах без косвенных налогов минус полная себестоимость товаров с учетом управленческих и коммерческих расходов минус прибыль (убыток) от реализации товаров плюс/минус прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов плюс/минус прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов и

это равно прибыли (убытку) отчетного периода предприятия.

При проведении анализа финансовых результатов определяются факторы изменения прибыли от реализации товаров и выявляются резервы роста прибыли.

Изучение в обобщённом виде динамики изменения показателей финансовых показателей за ряд отчётных периодов (то есть “трендовый анализ” показателей). Для проведения вертикального и горизонтального анализа рассчитаем динамику показателей прибыли в таблице 2.3, используя данные бухгалтерской отчётности предприятия.

Общий финансовый результат отчетного периода отражается в отчетности в развернутом виде и представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, реализации основных средств, нематериальных активов и иного имущества и результата от финансовой и прочей деятельности; прочих внереализационных операций.



Таблица 2.3 - Динамика показателей прибыли, млн. руб.

  Наименование показателя 2008 г. 2009 г. Отклоне- ние (+ / -) Темп роста, %
1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 17934 16818 -1116 -6,2
2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 13862 13072 -790 -5,7
3. Расходы на реализацию 3428 3380 -48 -1,4
4. Управленческие расходы 0 0 0 -
5. Прибыль (убыток) от реализации 644 366 -278 -43,2
6. Операционные доходы (за минусом НДС) 0 0 0 -
7. Операционные расходы 0 0 0 -
8. Прибыль(убыток) от операционных доходов и расходов 0 0 0 -
9. Внереализационные доходы (за минусом НДС) 174 718 544 312,6
10. Внереализационные расходы 83 435 352 424,1
11.Прибыль(убыток) от внереализационных доходов и расходов 91 283 192 211,0
12. Прибыль (убыток) отчётного периода 735 649 -86 -11,7

 

 

Примечание: Источник: Отчет о прибылях и убытках

 

Из данных табл. 2.3 видно, что прибыль отчётного периода ООО «Поликом» в 2009 году снизилась по сравнению с 2008 годом на 86 млн. р. или на 11,7 %.

Таким образом, наметилась отрицательная тенденция изменения величины прибыли отчетного года.

Отрицательно на величину прибыли отчетного года повлияло:

- снижение прибыли от реализации продукции, работ, услуг на 278 млн. р. (-43,2%);

Положительно на величину прибыли отчетного года повлияло превышение абсолютного изменения внереализационных расходов над абсолютным изменением внереализационных доходов на 211 млн. р.

В связи с тем, что прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре прибыли от реализации, то анализ факторов, ее определяющих, имеет большое значение для выявления резервов роста всей прибыли.

Проведем анализ формирования прибыли от реализации по данным Отчетов о прибылях и убытках за 2008-2009 гг.

Проведем анализ формирования прибыли от реализации по данным формы №2.

 

Таблица 2.4 - Анализ прибыли от реализации продукции в ООО «Поликом» за 2008-2009 гг. млн. р.

 

Наименование показателя

2008 г.

2009 г.

Отклоне-

ние

(+ / -)

Темп роста %  

 

1. Выручка от реализации товаров, работ услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 17934 16818 -1116

-6,2

2. Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг 13862 13072 -790

-5,7

3. Расходы на реализацию 3428 3380 -48

-1,4

4. Управленческие расходы 0 0 0

-

5. Прибыль (убыток) от реализации 644 366 -278

-43,2

 

 

Примечание. Источник: Отчет о прибылях и убытках

 

Прибыль от реализации снизилась за 2008-2009 гг. на 278 млн. или 43,2%.

На ее уменьшение повлияли:

-снижение выручки от реализации товаров на 1116 млн.р. или 6,2%;

- снижение себестоимости на 790 млн.р. или 5,7 %.;

- снижение расходов на реализацию на 48 млн. р. (-1,4%).

Наглядно результаты реализации продукции за 2008-2009 гг. показаны на рис. 2

 

Рисунок 5 - Динамика выручки и себестоимости реализованной продукции за 2008-2009 гг.

Источник: собственная разработка на основании документов ООО «Поликом».

Признание того факта, что в настоящее время у большинства белорусских предприятий существуют проблемы по управлению, формированию, распределению прибыли, требует рассмотрения определенных методов разрешения данных вопросов.

В современных условиях хозяйствования прибыль становится основным источником социально-экономического развития предприятий. Это явление сопровождается резким повышением заинтересованности последних в росте денежных доходов.

Механизм распределения прибыли на предприятиях должен строиться таким способом, чтобы способствовать созданию условий по наиболее рациональному использованию средств на развитие предприятия, принимая во внимание показатели уровней оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и т.д.

Основная задача анализа распределения и использования прибыли состоит в выявлении тенденций и пропорций, сложившихся в распределении прибыли за отчетный год по сравнению с прошлым годом. По результатам анализа разрабатываются рекомендации по изменению пропорций в распределении прибыли и наиболее рациональному ее использованию. В процессе анализа распределения прибыли изучают формирование налогооблагаемой прибыли, уровень и динамику платежей из прибыли в бюджет. При распределении прибыли, определении основных направлений ее использования, прежде всего, учитывается рыночная конъюнктура, которая может диктовать необходимость существенного расширения и обновления производственного потенциала предприятия.

На размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, влияют все налоги, уплачиваемые предприятием, независимо от налогооблагаемой базы. Но часть налоговых платежей, таких, как отчисления в пенсионный фонд, платежи в соцстрах, оказывают посредственное влияние на чистую прибыль – через себестоимость продукции и прибыль от реализации – и являются факторами второго порядка по отношению к чистой прибыли. Другая часть налогов, таких, как налог на недвижимость, налог на сбор, содержание и развитие инфраструктуры городов и районов, налог на сбор и содержание транспортных средств, являются прямыми налогами, которые отчисляются от прибыли.

Таким образом, изменение чистой прибыли под влиянием налоговых платежей складывается из суммы отклонений в результате изменения налоговой базы и изменения налоговой ставки. 

 

Таблица 2.5 -  Анализ формирования чистой прибыли, млн. руб.

Показатели 2008 2009 Отклонение Темп изменения, %
Прибыль (убыток) от реализации 644 366 -278 -43,2
Сальдо операционных доходов и расходов 0 0 0 -
Сальдо внереализационных доходов и расходов 91 283 192 211
Расходы, не учитываемые при налогообложении 0 0 0 0
Доходы, не учитываемые при налогообложении 0 0 0 0
Налогооблагаемая прибыль 735 649 -86 -11,7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: