Игры для проведения на уроках русского языка в младших классах вспомогательной школы

Игра “Кто больше напишет слов”.

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.

Например:

Верный – преданный, постоянный, неизменный, надежный, проверенный, испытанный;

Милосердие – сострадательность, сердобольность, отзывчивость, участливость, сердечность, душевность, доброта, добродушие, добросердечность.

2. Игра “Наоборотки”

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы

3. Диктант-игра “Запоминайка”. Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.

Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.

Чуткий – нечуткий

Внимательный – невнимательный.

4. Игра “Букву заменишь – смысл слова изменишь”

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов:

а) с Е можно быстро обойти все кругом, с И то, чего нельзя делать по отношению к слабым (обежать – обижать)

2) С Е можно делать с обувью, одеждой, а с И можно восстановить дружбу (примерять – примирять)

3. С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

(поласкать – полоскать).

4. С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)

5. Игра “Как назвать одним словом?”

А) Заботливое отношение к кому-нибудь (внимание)

Расшифруйте слова. Замените одним словом

2,6,18,7,9,1 (береза)

12,13,7,15 (клен)

16,19,10,15,1 (осина)

33,19,6,15,30 (ясень)

Б) расшифруйте слова:

18,16,9,1 (роза)

1,19,20,18,1 (астра)

20,32,13,30,17,1,15 (тюльпан)

4,13,15,10,16,13,21,19 (гладиолус) цветы.

7. Запишите слова с безударной гласной Я:

Монета в пять копеек (пятак) (пять)

Дерево с красными плодами (гроздьями), (рябина)

Школьная отметка (пятерка)

Детская игра (пятнашки), (пятна)

Какое слово здесь лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Лишнее слово рябин а, безударную гласную в этом слове нужно запомнить).

Помогает в выработке умения подбирать подходящие по смыслу слова работа над сравнениями. Дается текст, а сравнения должны подыскать сами учащиеся:

Трактор шумел, как....

На солнце засверкали ягоды земляники, словно….

 



Приложение 3

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной коррекционной школы VIII вида

Тема

Большая буква в именах людей, кличках животных, названиях городов, сел, деревень, улиц (3-й урок).

Тип урока

Закрепление полученных знаний.

Цель

Отработка навыка написания имен собственных.

Задачи

Образовательные:

· познакомить учащихся с новым словарным словом, отработать правильность его написания;

· закреплять знания учащихся о словах, которые пишутся с большой буквы;

· отрабатывать навык правописания слов с большой буквы.

Коррекционно-развивающие:

· развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;

· пополнять активный словарный запас школьников путем ввода новых слов.

Воспитательные:

· прививать учащимся интерес к предмету.

Оборудование

Таблица на изучаемое правило; карточки для индивидуальной работы; иллюстрация к сказке «Три медведя»; сигнальные карточки; записи на доске; учебники.

Ход урока

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Итак, друзья внимание – Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок.

2. Изучение нового словарного слова, повторение пройденного материала

а) Пальчиковая гимнастика и минутка чистописания. Написание заглавной и маленькой буквы М или бордюра с использованием элементов этой буквы.

б) Словарная работа.

Загадка.

Летом бродит без дороги Между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос.

На доску вывешивается иллюстрация и словарное слово медведь. В слове ставиться ударение, безударная гласная подчеркивается. Дети записывают это слово в тетради. Делают звукобуквенный анализ слова.

· Ребята, а вы знаете, что слово медведь означает "едящий мед, медоед".

· Ребята, если он медведь, то она – …. Запишем слово "медведица", поставим ударение, безударную гласную подчеркнем. А их детеныша как будут звать? Запишем это слово.

· Посмотрите на иллюстрацию, какой здесь нарисован медведь?

Составление и запись словосочетания со словом медведь (большой, огромный, лохматый, голодный, бурый, могучий, косолапый).

· Ребята, давайте придумаем нашему медведю кличку (Топтыгин).

· А как вы думаете, почему медведю можно дать такую кличку?

Составление и запись предложения с любым из словосочетаний.

в) Физминутка.

г) Развитие связной устной речи.

· Медведь очень часто является персонажем русских сказок. Кто из вас помнит сказки, в которых героями были медведи?

Дети вспоминают сказку «Машенька и три медведя», коротко рассказывают ее совместно с учителем. Возможно использование кукольного театра, серии сюжетных картинок, деревянных или резиновых игрушек. Идет работа над связным высказыванием, интонированием. Возможны также элементы драматизации.

д) Работа в тетрадях.

· Запишем, как звали девочку. С какой буквы нужно написать это слово? Почему? Девочку звали Маша, а как можно назвать ее ласково? Запишем и это слово. С какой буквы, почему?

· Запишем, как звали маму-медведицу, как звали папу-медведя, как звали маленького медвежонка.

3. Закрепление материала

а) Физминутка.

б) Дидактическая игра.

· Мы с вами вспомнили, что имена людей и клички животных пишут всегда с большой буквы. А какие еще слова всегда нужно писать с большой буквы? Посмотрите на доску и прочитайте правило (или в учебнике).

· Я уверена, что вы очень хорошо запомнили это правило и сможете сыграть со мной в одну интересную игру на внимание. Я буду называть слова, и если это слово нужно писать с большой буквы, то вы поднимаете карточку, на которой нарисована большая стрелка (карточки на столах детей), а если слово пишется с маленькой буквы, то карточку с маленькой стрелочкой.

Учитель называет слова: собака, Жучка, Москва, город, деревня, Комарово, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Тверская.

в) Выполнение заданий по индивидуальным карточкам с разным уровнем сложности. Задания типа:

· вписать в заданное предложение подходящее по смыслу слово с большой буквы;

· дополнить предложение словосочетанием, одно из слов которого нужно написать с большой буквы;

· продолжить цепочку имен, кличек или городов;

· вставить первую пропущенную букву и дать обобщающее понятие группе слов.

4. Подведение итогов урока

а) Вопросы учителя:

· Какое задание на уроке вам больше всего понравилось, показалось наиболее интересным? Почему?

· С какой буквы нужно писать имена людей?

· Какие еще слова мы пишем с большой буквы? Приведите примеры.

б) Выставление оценок с комментарием.

в) Объяснение и запись домашнего задания.


Приложение 4 Пальчиковые упражнения, способствующие развитию графомоторных навыков у младших школьников с нарушением интеллекта

ПРУЖИНКА

Исходное положение:

Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.

Содержание упражнения:

Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.

Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.

Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.

После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.

Дозировка:

2-3 раза для каждой комбинации пальцев.

СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ Исходное положение: Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении. Содержание упражнения: Перехватить ручку снизу другой рукой.Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке. Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

НАСОС

Исходное положение:

Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки.

Содержание упражнения:

Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.

Дозировка:

До 5 раз с расслаблением кисти руки.


КАЧЕЛИ

Исходное положение:

Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами.

Содержание упражнения:

Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.

Дозировка: 2-3 раза.

 

 

ПРИЖМИ К ЛАДОШКЕ

Исходное положение:

Катушка удерживается за внешние стороны дисков в горизонтальном положении между большим пальцем и мизинцем. Три остальных пальца находятся над катушкой в свободном положении.

Содержание упражнения:

По команде взрослого прижать катушку к ладони. Затем, тоже по команде, выдвинуть ее вперед как можно дальше.

Дозировка:

Повторить 5-6 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

 

 

ИДИ СЮДА!

Исходное положение:

Ладонь опирается ребром на поверхность стола. Катушка удерживается за диски средним и указательным пальцами одной руки. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть. Приподнять кисть над столом.

Содержание упражнения

По команде взрослого отвести пальцы с катушкой вправо как можно дальше, затем влево, словно помахивая, подзывая кого-то.

Дозировка:

Повторить 3-4 раза, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

 

 

ШТАНГА

Исходное положение:

Ладонь с разведенными в стороны пальцами лежит на столе. Между средним и указательным пальцами одной руки зажата катушка.

Содержание упражнения:

Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, как штангу. Большой, безымянный пальцы и мизинец плотно прижать к поверхности стола.

Дозировка:

Повторить подъем «штанги» (катушки) 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

 

 

ПОДЪЕМНЫЙ КРАН

Исходное положение:

Катушка лежит на столе. Средним и указательным пальцами одной руки захватить катушку по центру перекладины так, чтобы указательный палец был внизу, под катушкой, а средний – на ее перекладине.

Содержание упражнения:

Поднять катушку усилием мышц над столом как можно выше, не меняя положения пальцев. Большой, безымянный пальцы и мизинец соединить в щепоть.

Дозировка:

Повторить подъем 4-5 раз, после чего поставить катушку, стряхнуть кисть руки, расслабляя мышцы.

 

 



Приложение 5

 

СОВЕТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: