Характеристика теоретических подходов к функциям семьи в современном социуме

 

Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества, исторически изменяющееся явление, функционирующая как институт воспроизводства человека и его воспитания. Семья является тем социально-культурным образованием, где индивид получает первый опыт организации жизнедеятельности в основных её проявлениях – в производительной деятельности и быту. В семье он приобретает навыки общения и повседневного поведения, уроки будущей семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к нормам и эталонам культуры. В этом и состоит назначение семьи. Проблема семьи как сложного социального явления и социокультурной ценности служит объектом исследования многих наук. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из них выявляет особые стороны ее функционирования и развития. Так, в философии семья рассматривается с точки зрения смысла, назначения, сущности, жизненных идеалов, любви, счастья, радости полноценного существования[1]. Социология сосредотачивает внимание на анализе семьи как общественного института, основанного на браке и выполняющего в обществе определённые функции, на исследовании причин нестабильности части браков и путей укрепления семьи. Медицина занимается вопросами охраны детства, материнства, планирования семьи. Правоведение исследует брачно-семейные отношения как объект права. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи - потребительской, а иногда и производственной ячейки[2]. Семья в демографии рассматривается как первичная ячейка возобновления поколений, особенностью которой является изучение не отдельных семей, а совокупности семей, и не отдельных людей, а поколения в целом. Эта наука исследует такжеде мографическое развитие семьи, то есть все изменения в её составе, имеющие значение для воспроизводства населения.

В психологии ставятся вопросы полового созревания, формирования и развития детоцентричности, семейного благополучия, предбрачного ухаживания и мотивации брачного выбора, любви, совместимости и взаимной адаптации, взаимоотношений в семье, общения, рассматриваются стили семейного воспитания и их коррекции и др. В педагогических исследованиях идёт речь о воспитательном потенциале семьи, об общих основах и специфике семейного воспитания, семье как воспитательном коллективе, путях повышения педагогической культуры родителей[3].

Семья как социальный институт выполняет конкретные функции, то есть осуществляет определённые виды деятельности в системе общественных отношений. Вопрос о функциях семьи проблематичен и неоднозначно решается в отечественной и зарубежной науке. Наличие множества точек зрения свидетельствует о различных исследовательских подходах (философском, социологическом, психологическом, педагогическом). Классификации функций семьи многообразны, однако в них неизменно определяются следующие функции: репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, организация досуга, воспитательная, отражающие общественное назначение семьи и охватывающие собой основные направления её жизнедеятельности, дающие интегральную оценку нравственной жизнеспособности общества.

Своими корнями функции уходят в потребности личностные и общественные. Потребность при этом является побудительным началом – она порождает функцию, а через функцию реализуется потребность. Это проявляется в названии функций: воспроизводство потомства, материальная взаимопомощь, совместная деятельность, взаимовоспитание, потребность личности в общении и самореализации.

Естьнеобходимостькороткоостановитьсянаихсодержании,рассматриваяэтифункцииваспектеихзначениядлясемейного воспитания.

Репродуктивнаяфункциясемьисостоитввоспроизводствежизни,продолжениичеловеческогорода.Семьяодновременнопринимаетучастиенетольковколичественном,ноивкачественномвоспроизводственаселения.Этопреждевсегосвязаносприобщениемновогопоколениякнаучно-культурнымдостижениямчеловечества (социализация,инкультурация,гоминизация),споддержаниемегоздоровья,спредотвращением«воспроизведениявновыхпоколенияхразличногородабиологическиханомалий».

Хозяйственно-экономическая функция семьи включает в себя следующие основные компоненты: участие в общественном производстве, ведение домашнего хозяйства, накопление частносемейного имущества и обеспечение его наследования, формирование семейного бюджета, организация потребительской деятельности[4].

Весьма серьёзную роль в воспитании играет умело организованный досуг.Социальная роль его заключается в том, что он служит средством восстановления физических и духовных сил человека, подготавливает его к дальнейшей трудовой и общественной деятельности. Семейный досуг включает в себя: просмотр телепередач, слушание радио, чтение, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми; посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров, проведение ежегодного совместного отпуска; туристические походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

Повышению роли досуга способствует благоприятный уклад семейной жизни: взаимное поддержание здоровья, жизненного тонуса, правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. В семье воспитываются и взрослые, и дети Поэтому воспитательная функция имеет три аспекта: первый – передача взрослыми членами (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) детям накопленного социального опыта (семья как институт первичной социализации); второй аспект – систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена в течение всей его жизни; третий аспект – постоянное влияние детей на родителей (и других членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

В последнее время социологи и психологи, помимо традиционных, всё чаще отмечают коммуникативную функцию семьи. Можно назвать следующие ее компоненты: организация внутрисемейного общения; посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер её восприятия.

Внутрисемейное общение оказывает сильное влияние на все стороны жизни семьи. Для него характерны особая доверительность, поиск моральной защиты и сопереживания, психофизиологический комфорт. Тенденции нового времени влекут за собой обогащение, умножение содержания функций. Так, К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский[5] ведут речь о появлении производительно-трудовой (или экономической) функции. Авторы отмечают, что трактовка семейного труда только как хозяйственно-бытового (с акцентом на домашнее хозяйство) требует серьёзных корректив в свете современных социальных процессов[6].

Неоднозначность освещения данной темы в изученной нами литературе позволяет предположить: во-первых, высвечивается многомерность проблемы; во-вторых, в какой-томере, очевидно, имеет место смещение социальных ролей и функций семьи; в-третьих, эти исследования создают общие предпосылки для специальных исследований по семейной проблематике, имею тважное методологическое значение, так как позволяют определить не только направленность процессов, протекающих в современной семье, но дают возможность выявить ценностные ориентации, которыми руководствуются члены семьи в своем поведении, и в каком соотношении они находятся с ценностями, принятыми в обществе.

Таким образом, даже краткий обзор научной литературы в этой области позволяет констатировать сложность самого явления «семья», живущей по законам системно-функциональной достаточности, её наличное состояние в связи с теми изменениями, которые происходят в обществе и, естественно, находят своё отражение в семье, влекут за собой существенные сдвиги в структуре семьи, её потребностях и функциях.

Важнейшие перемены в развитии семьи и семейных отношений, как отмечает А.Г. Вишневский[7], следующие: видоизменение функций семьи, ее состава и размера; изменение структуры власти в семье и характера внутрисемейных отношений; изменение характера взаимодействия семьи с другими социальными институтами; изменение индивидуальных стратегий семейной жизни. Данные изменения можно оценивать с разных точек зрения, но все они имеют общую доминанту: в них отражается меняющееся соотношение личности и общества.

По мере развития общественных отношений обогащаются и семейно-брачные. Это ведёт к изменению содержания функций семьи. Одни из них усложняются, видоизменяются, как, например, воспитательная, психологическая функции. Другие становятся соподчинёнными (распределение функциональных обязанностей). Это отнюдь не означает отмирания любой из названных функций. Просто речь идёт о новом внутреннем содержании в жизнедеятельности семьи. Все они в качестве составных входят в уклад жизни семьи, отвечают её социально-нравственному назначению. От того, как понимают родители семью, каков семейный уклад, зависит направленность и характер семейного воспитания.

В современных условиях семью нужно рассматривать во всей совокупности присущих ей функций. Поскольку в реальной семейной жизни указанные выше функции и отношения выступают в единстве, слитно, находятся в органической взаимосвязи, то и воспитательный заряд, который они несут, выступает как целостный процесс воздействия семьи, семейных отношений на развитие личности ребёнка.

Семья в силу своей социально-биологической природы является первичным институтом социализации человека, опосредующим звеном между социальными нормами и процессом развития личности. Воспитательный потенциал семьи реализуется в функциях. Она воспитывает так, как функционирует. Однако для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла успешно выполнять свои социальнозначимые функции, необходимы серьёзное и всестороннее содействие семье, помощь и поддержка. Воспитательная функция семьи может быть представлена следующими компонентами:

- осознание родителями ответственности за воспитание; ориентация на общечеловеческие ценности; направленность воспитательных усилий в будущее и соотнесение их с требованиями, которые ставит перед ребёнком его дальнейшая жизнь;

- наличие у отцов и матерей психолого-педагогических знаний о задачах и методах воспитания детей; способность изменять методы и формы воздействия в соответствии с изменениями обстоятельств жизни ребёнка;

- умение понять своего ребёнка и помочь, тепло относиться к нему; уважительное отношение к нему и его праву на самостоятельность; умение объективно оценивать своего сына или дочь;

- знание родителями своего ребёнка;

- регулярность контакта семьи и школы через посредничество социального педагога, взаимосотрудничество и взаимообучение; самоорганизация и саморегуляция родителей; самообразование и самовоспитание. В конечном итоге они являются показателями психолого-педагогической культуры семьи.

Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей—устойчивость его результатов. Так, позитивный характер воспитания родителями детей раннего и дошкольного возраста положительно потом отражается на их учёбе, трудовой деятельности. Отношения родителей между собой, ихотношение к детям, внутрисемейная атмосфера в целом-всё это является для детей незаменимой школой отцовства и материнства. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви к детям и ответном чувстве детей к родителям. Оно продолжается всю жизнь.

В семье три группы детерминант существенно влияют на личность ребёнка: среда, деятельность и семейное воспитание.

Социальная среда включает макро- и микросреду. Соотношение макро-и микросреды-одно из проявлений диалектики общего и особенного. Сущностью первой являются господствующие в обществе производственные отношения, а также те элементы общественной надстройки, которые выступают по отношению к формирующейся личности как объективные, не зависящие от её воли и сознания. Микросреда (микросоциум) есть непосредственное окружение человека, повседневно воздействующее на его сознание и поведение, важнейший фактор, ускоряющий или сдерживающий процесс самореализации личности. Характеристика конкретного общества формирует ту социальную среду, в которой существует семья. Избежать влияния среды на индивида невозможно[8].

Семья на всех этапах жизни человека –один из важнейших компонентов в микросоциуме. В качестве непосредственного социального окружения она обладает максимальными по сравнению с любым другим институтом воспитания возможностями для постепенного приобщения детей к нравственным ценностям, введения их в сложный и противоречивый мир.

Современная семья в силу определённых причин бедна по своим социальным целям, утилитарна, в функциональном отношении зачастую беспомощна, имеет место в ней сужение своего личностного начала, отмечается недостаток психолого-педагогической культуры, что и определяет, во многом, социальный уровень института семьи.

Отлучение детей от родителей в течение десятилетий и подмена семьи воспитанием в яслях-саду, школе-интернате привело к глубинным деформациям в психологии людей. Воспитание детей в семье низведено до примитивного уровня питания, одевания, наказания; отождествлено с назиданиями, поучениями. Сложность и в том, что в связи с обострением экономической ситуации условия жизни в настоящее время настолько неблагоприятны, что для большинства матерей и отцов работа в двух-трёх местах – явление необходимое, вопрос выживаемости. Это сокращает время общения с ребёнком, обедняет его социально-коммуникативные связи, мешает повышению образовательного и культурного уровня родителей. В итоге воспитательный потенциал семьи снижается, что наглядно подтверждается результатами данной дипломной работы.

Таким образом, семья выступает как специальный объект и субъект социально-педагогического воздействия и взаимодействия, когда профессиональные усилия социального педагога направляются на нейтрализацию её отрицательных влияний на детей, перестройку отношений в семье, создание основ формирования социальнозначимых культурных ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: