Семейная психолого-педагогическая культура как основавзаимодействия социального педагога и семьи

 

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами, которые исторически обусловливаются системой общественных отношений, национальными обычаями, традициями, культурой, в конечном итоге её укладом.

Развитие личности ребёнка в семье в решающей степени происходит под воздействием семейного уклада. В связи с этим заслуживает внимания вопрос о категориальном статусе понятия «семейныйуклад». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля под укладом понимается «устройство, учреждение, устав, порядок». В «Философском энциклопедическом словаре» слово «уклад» расшифровывается только как «целостная система производств, отношений определённого типа, образующая общественную форму производства».

Большинство педагогов, говоря об укладе, указывает его различные компоненты, но ещё нет единого мнения в определении семейного уклада и его структурных компонентов. Например, Г.Л. Могилевская[9] к основам семейного уклада относит совместный труд, дружелюбие, заботливость и уважение.Помнению Л.М. Николаевой, основой семейного уклада является нравственная позиция семьи, характеризующаяся сложившейся совокупностью интеллектуальных и нравственных норм, отношением родителей к жизни, труду, детям. Более близка к нашей дипломной работе точказрения Л.И. Маленковой о семейном укладе, о том, что в семье, как правило, складываются определённые отношения к ценностным ориентациям общества, которые реализуются в укладе жизни семьи: в быту и ведении хозяйства, организации праздников, в различных формах досуга, в общении с определённым кругом родных, друзей и знакомых семьи, в эстетическом оформлении интерьера[10].

Представляет определённый интерес по данному вопросу в содержательном аспекте позиция Р. Берне[11] в книге «Развитие Я-концепциии воспитания».Р. Берне, рассматривая вопросы формирования Я-концепции у детей, выделяет ряд факторов, относящихся к укладу семейной жизни: воспитательный стиль родителей; отношения между родителями; отсутствие одного из родителей вследствие смерти или развода; работа матери и связанный с этим еёс оциальный статус; размеры семьи и старшинство среди детей». Но в то же время он указывает, что они ещё не получили достаточного теоретического исследования. Нами предпринята попытка частично восполнить этот пробел, обосновать значимость семейного уклада как основы воспитательного потенциала семьи, его связи с психолого-педагогической культурой семьи.

Так, А.Г. Харчев отмечал, что «семейное воспитание зависит от многих обстоятельств, среди которых главную роль играет образ жизни и поведение родителей».

В.В. Бойко относит образ жизни семьи к факторам внутренней регуляции репродуктивного поведения, то есть постоянному стереотипу организации ее быта, досуга и ролевого поведения. В контексте адаптационного поведения родителей и рождаемости образ жизни семьи выступает в двух видах: с одной стороны, он зависит от числа имеющихся детей, а с другой – подчиняет себе репродуктивное поведение супругов.

Э.К. Васильева[12], рассматривая образ жизни семьи, включает такие компоненты: репродуктивно-воспитательную деятельность, ведение домашнего хозяйства, использование досуга, трудовую деятельность в сфере общественного производства, общественно-политическую деятельность, общение. По её мнению, уклад жизни –понятие более широкое и употребительное преимущественно по отношению к сложноорганизованным сообществам людей.

Другие исследователи пришли к выводу, что ведущим в формировании личности ребёнка является нравственнаяа тмосфера в семье, её стиль жизни.

В настоящее время условно выявлены три типа семейного уклада: благоприятный, педагогически противоречивый и неблагополучный и их взаимосвязь с психолого-педагогической культурой.

Сильными сторонами уклада семьи являются взаимная забота и уважение, общая слаженность семьи на позитивной эмоциональной основе, умелое педагогическое воздействие на детей. В данном случае семейная микросреда устраняла для ребёнка страх, боязнь наказания, способствовала его нравственному развитию.

Другой тип семейного уклада—педагогически противоречивый. Он характеризуется тем, что при наличии социально-ценностных ориентации семьи нравственная и трудовая атмосфера её является противоречивой, отношения между взрослыми и детьми складываются стихийно, вызывают ссоры и семейные конфликты, что мешает успешному воспитанию детей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей в такой семье в основном средний[13].

Третий тип уклада семейной жизни - неблагополучный. Ему присущи не урегулированные отношения между членами семьи, обеднение социально-коммуникативных связей ребёнка, полное или частичное отсутствие педагогически целесообразной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и преобладание их над духовными, нередко накопительство, пьянство, аморальное поведение родителей. Уровень психолого-педагогической культуры родителей низкий или отсутствует.

Таким образом, в результате анализа отдельных компонентов уклада семьи выявилась зависимость между влиянием семейного уклада и развитием самостоятельности у детей как интегрального качества личности. Чем положительнее воздействие на детей уклада жизни семьи, тем успешнее идёт формирование самостоятельности, в целом процесс воспитания. Здесь налицовзаимосвязь между семейным укладом и психолого-педагогическойкультурой.

Возникает необходимость рассмотреть вопрос о семейной психолого-педагогической культуре, как об одном из основных компонентов семейного уклада, важнейшем критерии и основании системы взаимодействия социального педагога и семьи, касаясь вопроса о культуре вообще.

Философское понимание культуры, её многозначная трактовка, влияние на развитие личности, утверждение культуры в человеческих поступках представлены в подходах многих ученых.

Независимо от разных подходов к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура равно как через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.

Особенностью процесса функционирования культуры является то, что любой факт культуры является единством материального и идеального, так как материальная культура всегда является воплощением определённой духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать только будучи овеществленно опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение.

При анализе различных концепций культуры в науке выявилось много противоречий в подходе к рассмотрению данного феномена. Несмотря на огромное количество этих исследований, пока ещё не выработаны единые представления о её природе. Различные попытки систематизации представлений о культуре-от расширительной «ценностной» до специальной «семиотической» выявили лишь различные аспекты её целостного бытия.

Психолого-педагогическая культура - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.

В трудах таких видных отечественных и зарубежных педагогов, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, В.А. Стоюнин, ставятся вопросы о культуре семейных отношений; ог лавенствующей роли родителей в формировании личности ребёнка; влиянии семейного уклада на детей; о пользе педагогической литературы для родителей в плане самообразования, расширения теоретических знаний в области семейного воспитания.

П.П. Блонский говорил о важности педагогического просвещения родителей и призывал создать родительские союзы, кружки, курсы, библиотеки, лектории. Поскольку родители являются первыми воспитателями детей, то, по его мнению, начинать семейное воспитание нужно с них. Он также настаивал на обязательных медицинских консультациях для вступающих в брак, чтобы снизить фактор риска, связанный соз доровьем будущих детей. Представляет интерес его идея о проведении «педагогических испытаний» будущих супругов-получение ими специального аттестата об уровне знаний по вопросам семейного воспитания.

Изучение многолетнего опыта школьно-семейного воспитанияв Павлышской средней школе даёт толчок для дальнейшего развития семейной психолого-педагогической культуры, ибо невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания, не заботясь о психолого-педагогической культуре родителей.

Современное состояние проблемы педагогической культуры семьи раскрывается в исследованиях Л.С. Алексеевой, И.В. Гребенникова, Ю.Я. Левкова, Т.В. Лодкиной, Е.И. Наседкиной, Ю.А. Петрова, В.Я. Титаренко, С.Н. Токаревой, В.В. Чечет, О.Н. Урбанской и др. По их мнению, основой совершенствования семейного воспитания является работа по повышению педагогической культуры родителей, важной составной частью которой выступает педагогическая подготовка отцов и матерей, включающая в себя целенаправленное научное просвещение. В этих работах выявляется взаимосвязь педагогического просвещения и самообразования, затрагивается вопрос о влиянии народной педагогики на семейное воспитание, подчёркивается, что высокий уровень педагогической культуры немыслим без сочетания сознательной родительской любви к детям с высокой требовательностью к ним.

Исследование семейной психолого-педагогической культуры предполагает выяснение ряда вопросов: определение её сущности, характерных признаков как целостного феномена.

Важное значение работ И.В. Гребенникова определяется, на наш взгляд, тем, что в них рассматривается педагогическая культура во взаимосвязи с проблемами семейного воспитания как специфическая особенность родителей, реализуемая ими в воспитательной деятельности, прослеживается зависимость между уровнем педагогической культуры и результативностью воспитательногоп роцесса.

Остановимся ещё на одном подходе, в определённой мере солидарном с И.В. Гребенниковым. Ю.Я. Левков, давая определение педагогической культуре, сосредоточивает внимание на «глобальной педагогизации социальных явлений, воспитательном мастерстве личности и управлении формированием личности»[14].

Влияние школы на семейное воспитание, по мнению И.В. Гребенникова, становится эффективным, если работа в этом направлении начинается до поступления ребёнка в школу и продолжается в течение всех лет обучения, если школа является инициатором этого процесса, широко привлекает родителей, если педагоги используют этико-педагогические требования в работе с семьёй учащегося. Он излагает принципы работы с родителями, базирующиеся в своей основе на принципах отечественной педагогики, но имеющие свою специфичность в соответствии с закономерностями и спецификой повышения педагогической культуры родителей. И.В. Гребенников определил структуру системы повышения педагогической культуры родителей, которая включает следующие звенья:

1)общее ознакомление всего взрослого населения с основами воспитания – через периодическую печать, радио, телевидение, на предприятиях, в учреждениях;

2)подготовка юношей и девушек к семейной жизни-в старших классах школы, в техникумах и профессионально-технических училищах;

3)подготовка молодожёнов и молодых родителей к воспитанию детей в клубах молодой семьи, создаваемых при Дворцах культуры, при вузах, домоуправлениях и так далее, а также на специальных факультетах народных университетов;

4)подготовка к материнству (и отцовству)-в детских и женских консультациях, в специальных лекториях, в процессе групповых и индивидуальных консультациях;

5)подготовка родителей к воспитанию детей дошкольного возраста в народных университетах, в яслях и детских садах;

6)подготовка родителей к воспитанию учащихся—в общеобразовательных школах, техникумах, профессионально-технических училищах, народных университетах;

7)подготовка общественников к работе с родителями-в университетах педагогической культуры, в системе семинаров, курсов; 8) подготовка учителей к воспитательной работе с родителями — в вузах, на специальных факультетах университетов педагогической культуры, в школах лекторов, на курсах, семинарах и т.д.[15]

Ю.Я. Левков назвал факторы, влияющие на формирование у родителей интереса к педагогическим знаниям:обновление, углубление и совершенствование имеющихся знаний; раскрытие важности, существенности изучаемого; опора на жизненный, в том числе и воспитательный опыт родителей; единство теоретического и практического в раскрываемом материале; практическаяз начимость педагогических знаний; сочетание продуктивных и репродуктивных методов в раскрытии материала; создание проблемных ситуаций; побуждение родителей к анализу собственного опыта; благоприятная эмоциональная обстановка; взаимное доверие, педагогический такт, педагогическая этика.

Условиями эффективного повышения педагогической культуры родителей, по мнению Е.И. Сермяжко, являются следующие: положительное отношение учителя к этой работе, такой же важной, как и весьучебно-воспитательный процесс; трудолюбие и овладение специальными знаниями по работе с родителями; выработка определённых умений и навыков; наличие необходимых средств, материальной базы. Автор констатирует, что пока большинство школ не располагает базой для работы с родителями и по сути дела эта работа сводится к их педагогическому информированию. С этим выводом трудно не согласиться. К сожалению, часто те требования, которые предъявляет к содержанию работы всеобуча родительская аудитория, расходятся с реальными возможностями современной массовой школы. Этот недостаток может быть частично устранён с помощью прессы и расширения выпуска научно-популярной литературы по педагогической тематике для самообразования родителей. Как отмечает Л.Н. Лесохина, характер воспитания в семье традиционен, зависит скорее от образа жизни семьи, чем от сознательной педагогической регуляции. Общество влияет на семейное воспитание опосредованно, через уровень образования и профессиональную квалификацию взрослых, путёму лучшения условий жизни семьи, через организацию досуга населения. Педагогическая пропаганда является средством влияния на семейное воспитание, а также несёт функции своеобразного «контроля», поскольку воздействует на общественное мнение, самосознание и самооценку родителей.

Чем динамичнее процесс живого общения, чем многообразнее аспекты и функции внутрисемейной деятельности, тем богаче культура всех членов семьи. Естественно, богаче и психолого-педагогическая культура родителей. Во многом психолого-педагогическая культура определяется взглядами родителей на воспитание, уровнем осознанности ими психолого-педагогических представлений, понятий, в конечном итоге, степенью зрелости их как воспитателей: они представляют себе задачи и способы воспитания, к каким результатам стремятся, какие ценности лежат в их отношениях с детьми, друг с другом, обладают ли родители способностью к самоанализу[16].

Учёт уровня семейной психолого-педагогической культуры позволит социальному педагогу дифференцированно работать с семьёй, привлекая разнообразные методы и средства.

Обобщая вышеизложенное можно сделать следующие выводы.

1. Социальный педагог по работе с семьёй (или семейный социальный педагог)-новый тип воспитателя, выполняющий роль посредника во взаимодействии (и сам активно взаимодействуя) личности, семьи, общества, призванный способствовать созданию педагогически целесообразного уклада жизни и повышению семейной психолого-педагогической культуры, при этом минимизируя своё вмешательство, и обеспечивать социально-педагогическую защиту семьи и ребёнка.

2. Деятельность по организации системы взаимодействия социального педагога с семьёй включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Социальный педагог при взаимодействии с семьёй выступает в трёх основных ролях: советник – информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывает о развитии ребёнка и даёт педагогические советы по воспитанию детей; консультант-консультирует по вопросам семейного законодательства, вопросам межличностного взаимодействия в семье, информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью, разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребёнка в семье; защитник-защищает права ребёнка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое обращение с детьми) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

Подход к семье как субъекту саморазвития и саморегуляции предполагает социально-педагогическую и психотерапевтическую деятельность. Суть социально-педагогической помощи и поддержки семьи заключается в деятельности и взаимодействии конкретных социальных служб, облегчающих взаимоотношения индивида со средой и помогающих ему справиться с проблемами и конфликтами. Социальный педагог способствует установлению контактов с такими службами. В социально-педагогической деятельности специалист стремится раскрыть роли, взаимообязанности членов семьи, побудить их к более адаптивному поведению. Социально-педагогическое взаимодействие с семьей открывает новые возможности в освобождении потенциала самопомощи, прекращения невротической односторонней коммуникациии создаёт необходимые условия для активизации субъектной позиции семьи. Одним из средств развития субъектности семь и служит её психолого-педагогическаякультура[17].

Используя понятие социально-педагогической деятельности (в тесной взаимосвязи с социально-культурной деятельностью), имеется в виду педагогическая деятельность в условиях дефицита и факторов риска, отражающихся на личности ребёнка и его семье, что находится в компетенции социального педагога и определяет сущность его работы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: