Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе (базовый уровень)
Для реализации данной программы используется учебник «Химия 10» авторов О.С. Габриеляна, Ф.Н. Москаева, С.Ю. Пономарёва, В.И. Теренина. – М.: Дрофа, 2000 [35]. Рассматриваемая программа создана на основе стандарта среднего (полного) общего образования для общеобразовательных школ. Планирование является примерным и может быть скорректировано учителем в конкретных условиях. Планирование курса химии 10 класс составлено из расчёта 2 часа в неделю, всего 64 часа.
№ урока | Раздел | Тема урока | Количество Часов | ||
1 | Введение в органическую химию.
| Введение. Особенности органической химии. | 1 | ||
2 | Классификация органических соединений. | 1 | |||
3 | Химическая связь в органических соединениях (Образование связи). | 1 | |||
4 | Химическая связь в органических соединениях (Геометрия молекулы). | 2 | |||
5 | Теория строения органических соединений. | 1 | |||
6 | Предельные углеводороды.
| Строение алканов. | 1 | ||
7 | Физические и химические свойства алканов. | 1 | |||
8 | Циклоалканы. Получение алканов и циклоалканов. | 1 | |||
9 | Непредельные углеводороды.
| Строение алкенов. | 1 | ||
10 | Свойства алкенов. | 1 | |||
11 | Получение алкенов. | 1 | |||
12 | Практическое занятие № 1: «Получение дибромэтана». | 1 | |||
13 | Алкадиены. | 1 | |||
14 | Алкины. | 1 | |||
15 | Арены. | 1 | |||
16 | Газ, нефть, уголь.
| Углеводороды в природе. Применение. | 1 | ||
17 | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по темам 1 – 4. | 1 | |||
18 | Контрольная работа № 1 по темам 1 – 4. | 1 | |||
19 | Производные углеводородов.
| Введение. | 1 | ||
20 | Галагенопроизводные углеводородов. | 1 | |||
21 | Нитросоединения. | 1 | |||
22 | Амины. | 1 | |||
23 | Спирты, фенолы, простые эфиры, оксиды.
| Строение и классификация спиртов. | 1 | ||
24 | Физические свойства спиртов и фенолов. | 1 | |||
25 | Химические свойства спиртов и фенолов. Получение и применение спиртов. | 2 | |||
26 | Практическое занятие № 2: «Получение бромэтана из этанола, очистка продукта реакции, определение практического выхода». | 1 | |||
27 | Простые эфиры и оксиды. | 1 | |||
28 | Альдегиды и кетоны. | Карбонильные соединения. | 2 | ||
29 | Карбоновые кислоты и сложные эфиры.
| Состав, классификация, строение, физические свойства карбоновых кислот. | 1 | ||
30 | Химические свойства карбоновых кислот. Получение и применение карбоновых кислот. | 1 | |||
31 | Практическое занятие № 3: «Получение карбоновых кислот и изучение их свойств». | 1 | |||
32 | Мыла. | 1 | |||
33 | Практическое занятие № 4: «Получение мыла из жира». | 1 | |||
34 | Практическое занятие № 5: «Гидролиз мыла. Гидролиз ацетилсалициловой кислоты (аспирина), определение выхода салициловой кислоты». | 1 | |||
35 | Сложные эфиры. | 1 | |||
36 | Практическое занятие № 6: «Получение этилового эфира уксусной кислоты (этилацетата)». | 1 | |||
37 | Жиры. | 2 | |||
38 | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по темам 5 – 8. | 1 | |||
39 | Контрольная работа № 2 по темам 5 – 8. | 1 | |||
40 | Полифункциональные соединеия.
| Галагенозамещенные кислоты. | 1 | ||
41 | Оксикислоты. | 1 | |||
42 | Аминокислоты. | 1 | |||
43 | Белки. | 1 | |||
44 | Гетероциклические соединения.
| Углеводы. | 1 | ||
45 | Полисахариды. | 1 | |||
46 | Практическое занятие № 7: «Анализ пищевых продуктов». | 1 | |||
47 | Азотистые основания. | 1 | |||
48 | Практическое занятие № 8: «Исследование свойств органических веществ. Доказательства генетических связей между органическими веществами». | 1 | |||
49 | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по темам 9, 10. | 1 | |||
50 | Высокомолекулярные вещества.
| Понятие о высокомолекулярных веществах. | 1 | ||
51 | Строение высокомолекулярных веществ. | 1 | |||
52 | Физические свойства высокомолекулярных веществ. | 1 | |||
53 | Практическое занятие № 9: «Исследование свойств пластмасс». | 1 | |||
54 | Практическое занятие № 10: «Исследование свойств синтетических волокон в сравнении с натуральными и искусственными». | 1 | |||
55 | Практическое занятие № 11: «Распознавание пластмасс и волокон». | 1 | |||
56 | Срез знаний, умений, навыков учащихся по темам 9, 10, 11. | 1 | |||
57 | Практическое занятие № 12: «Итоговое практическое занятие по решению экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ». | 1 | |||
58 | Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по темам по курсу химии 11 класса. | 1 | |||
59 | Срез знаний, умений, навыков учащихся по курсу химии 11 класса. | 1 | |||
60 | Подведение итогов. | 1 | |||
Всего | 64 ч. |
Программа и тематическое планирование уроков химии в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа по химии 10 класс (профильный уровень) составлена по учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С. «Органическая химия» Москва, «Русское слово», 2008 г. Допущено Министерством образования и науки РФ 21.02.2005. Всего 105 часов, из них 4 часа резервного времени.
Раздел | Тема урока | Количество часов | ||
1. Введение в органическую химию. | 1. Предмет органической химии. Особенности органических соединений и реакций | 5 | ||
2. Теория химического строения органических соединений | ||||
3. Вывод химической формулы вещества по ее относительной плотности и массовым долям химических элементов | ||||
4. Вывод химической формулы веществ по продуктам сгорания | ||||
5. Классификация реакций в органической химии. | ||||
2. Предельные углеводороды. | 6. Электронное и пространственное строение алканов на примере метана. | 11 | ||
7-8. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алканов. Решение задач на нахождение формул вещества по общей формуле алканов. | ||||
9-10. Свойства алканов. | ||||
11. Применение алканов | ||||
12. Получение алканов. | ||||
13.Практическая работа №1 «Изучение качественного состава органических веществ» | ||||
14-15. Решение задач по теме «Алканы» | ||||
16. Обобщение знаний учащихся по темам1и2. Контроль знаний учащихся. | ||||
3. Непредельные углеводороды. | 17. Электронное строение молекулы этилена. | 14 | ||
18. Алкены. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия. | ||||
19. Получение и физические свойства алкенов. | ||||
20. Химические свойства алкенов, применение (реакции присоединения. | ||||
21. Химические свойства алкенов, применение (реакции окисления и полимеризации) | ||||
| 22. Полимеры. Реакция полимеризации. Термопластичные пластмассы. | |||
23.Алкадиены | ||||
24. Натуральный и синтетический каучук. | ||||
25. Электронное строение молекулы ацетилена. | ||||
26. Алкины. Гомологический ряд, номенклатура, изомерия. | ||||
27-28. Свойства, применение, получение алкинов. | ||||
29. Решение расчетных задач по теме «непредельные углеводороды» | ||||
30. Обобщение знаний учащихся по теме «Непредельные углеводороды». Контроль знаний учащихся. | ||||
4. Циклические углеводороды. Природные источники углеводородов.(8ч)
| 31. Циклоалканы.. | 8 | ||
32. Ароматические углеводороды. Строение молекулы бензола. Химические свойства и применение бензола. | ||||
33. Химические свойства, получение и применение гомологов бензола на примере толуола. | ||||
34. Генетическая взаимосвязь углеводородов. Решение расчетных задач по теме «Циклические углеводороды» | ||||
35. Обобщение и систематизация знаний по теме углеводороды. | ||||
36. Контрольная работа по разделу «Углеводороды» | ||||
37-38. Природные источники углеводородов. | ||||
5. Галогенопроизводные углеводородов.
| 39. Строение галогенопроизводных углеводородов. | 3 | ||
40. Химические свойства, получение и применение галогенопроизводных. | ||||
41. Генетическая связь между классами органических веществ. | ||||
6. Спирты. Фенолы. (9ч) | 42. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, номенклатура и свойства. | 9 | ||
43. Химические свойства предельных одноатомных спиртов. | ||||
44. Получение и применение предельных одноатомных спиртов. | ||||
45-46. Многоатомные спирты. | ||||
47. Фенолы. | ||||
48. Генетическая связь между органическими веществами. | ||||
49. Практическая работа №2 «Спирты». | ||||
50. Обобщение знаний по теме. Контроль знаний учащихся. | ||||
7. Карбонильные соединения.
| 51. Альдегиды и кетоны. Состав, номенклатура, изомерия. | 5 | ||
52-53. Физические и химические свойства карбонильных соединений. Реакции поликонденсации. Получение фенолформальдегидной смолы. | ||||
54.Получение и применение карбонильных соединений. | ||||
55. Расчетные задачи по материалам темы. | ||||
8. Карбоновые кислоты и их производные.
| 56. Карбоновые кислоты. Состав, номенклатура, классификация. | 6 | ||
57. Физические и химические свойства карбоновых кислот. | ||||
58. Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. | ||||
59. Получение и применение карбоновых кислот. | ||||
60. Практическая работа №3. Изучение свойств карбоновых кислот. | ||||
9. Эфиры. | 61. Простые эфиры. Сложные эфиры. | 8 | ||
62-63. Жиры. | ||||
64. Мыла и синтетические моющие средства. | ||||
65. Практическая работа №4 «Решение экспериментальных задач» | ||||
66. Решение задач по материалам темы. | ||||
67. Обобщение знаний по теме. | ||||
68.Контрольно-обобщающий урок по разделу «Функциональные производные углеводородов» | ||||
10. Азотсодержащие соединения.
| 69. Нитросоединения. | 5 | ||
70. Амины. Номенклатура, получение, физические и химические свойства. | ||||
71. Анилин. | ||||
72. Сравнительная характеристика органических и неорганических оснований. | ||||
73. Решение задач по материалам темы. | ||||
11. Аминокислоты. Белки. (5ч) | 74.Аминокислоты. | 5 | ||
75. Химические свойства аминокислот. | ||||
77. Белки. Структура белковой молекулы. Синтез белков. | ||||
78. Белки. Физические и химические свойства. | ||||
79. Роль белков в живых организмах. | ||||
12. Углеводы. | 80-81.Моносахариды. Состав, строение молекулы. Свойства и применение глюкозы. | 8 | ||
82. Биологическая роль глюкозы. Фруктоза, рибоза, дезоксирибоза. | ||||
83. Дисахариды. Сахароза, ее состав, свойства, нахождение в природе и применение | ||||
84. Полисахариды. Крахмал и целлюлоза как природные полимеры. | ||||
85. Искусственные и синтетические волокна. | ||||
86. Практическая работа №5 «Углеводы». | ||||
87. Практическая работа №6 «Решение экспериментальных задач» | ||||
13. Азотсодержащие гетероциклические соединения. | 88.Пиррол. | 3 | ||
89. Пиридин. | ||||
90.Нуклеиновые кислоты. | ||||
14. Биологически активные вещества. | 91. Ферменты. | 4 | ||
92. Витамины. | ||||
93. Гормоны. | ||||
94. Лекарственные препараты. | ||||
15. Обобщение знаний по курсу органическая химия. | 95. Электронное строение органических веществ. | 7 | ||
96. Изомерия и номенклатура органических соединений | ||||
97.Классификация органических соединений. | ||||
98. Высокомолекулярные соединения. | ||||
99.Генетическая связь между классами органических соединений. | ||||
100. Решение расчетных задач разных типов по органической химии | ||||
101. Контрольная работа за курс органической химии. | ||||
Резерв: 4 часов. Всего 105 ч. |