Урок 2. Урок–викторина «Счастливый случай»

Место урока в учебном плане. Урок-викторину можно провести на заключительном уроке по разделу «Кислородсодержащие органические соединения» в Х классе.

Цель урока: систематизация и обобщение знаний.
Оборудование: лото с бочонками, плакат «Счастливый случай».
Подготовительный этап. Класс делится на две команды (например, команда мальчиков и команда девочек). Каждая команда получает задание: придумать название команды, выбрать капитана, подготовить эмблему и вопросы команде-противнику.

Викторина проводится по аналогии с одноименной телевизионной игрой.

Гейм 1. «Дальше, дальше…»

В течение двух минут каждой команде задаются вопросы. При оценивании подсчитывается количество правильных ответов.

Примеры вопросов гейма:

1. Простейший альдегид. (Муравьиный)

2. Трехатомный спирт. (Глицерин)

3. Тип гибридизации углеродного атома карбонильной группы в альдегидах. (sp2)

4. Спирты, которые образуются при восстановлении альдегидов. (Первичные)

5. Эта реакция используется для очистки альдегидов и кетонов и выделения их из смесей. (Реакция присоединения гидросульфита натрия)

6. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова. (Уксусный альдегид)

7. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот. (Жиры)

8. Окисление альдегидов аммиачным раствором оксида серебра. (Реакция «серебряного зеркала»).

9. Кислота, которая образуется при окислении масляного альдегида. (Масляная кислота).

10. Функциональная группа альдегидов. (Карбонильная группа).


Гейм 2. «Темная лошадка»

«Темная лошадка» задает три вопроса. На обсуждение каждого вопроса дается 30 секунд, отвечает команда, которая быстрее находит правильный ответ. Если «темная лошадка» считает ответ неверным, отвечает вторая команда, а в случае неправильного ответа второй команды - отвечают зрители.

Гейм 3. «Домашнее лото»

Капитаны команд по очереди вытаскивают из мешочка бочонки с номерами. В мешочке 10 бочонков, бочонок со значком «Счастливый случай» - задание на построение моделей молекул. Команды отвечают на вопросы по соответствующим номерам.

Примеры вопросов гейма:

1. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы уксусного альдегида.

2. Вычислите молекулярную массу этилового спирта.

3. Составьте уравнение реакции окисления пропионового альдегида аммиачным раствором оксида серебра.

4. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы метилового спирта.

5. Как называют соли уксусной кислоты?

6. Какие изомерные спирты состава СНО можно приготовить гидрированием альдегидов?

7. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы этилового спирта.

8. Какие спирты невозможно получить гидрированием альдегидов?

9. Какими органическими веществами можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции «серебряного зеркала»?

10. «Счастливый случай»: постройте модель молекулы изопропилового спирта.


Гейм 4. «Ты - мне, я - тебе»

Команды задают по пять вопросов друг другу (вопросы должны быть подготовлены командами заранее).

Гейм 5. «Гонка за лидером»

Ведущий задает вопросы командам в течение определенного времени. Сначала ответы дает проигрывающая команда. За отведенное время команды стремятся дать как больше правильных ответов.

Вопросы для команды 1

1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова.

(Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)

2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2.

(Ответ: гептанон-2. 2 балла)

3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3.

(Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)

4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилдиметилоктанола-1.

(Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла)

Вопросы для команды 2

1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы.

(Ответ: муравьиная кислота. 1 балл)

2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта.

(Ответ: масляная кислота. 2 балла)

3. Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окисление альдегида кислородом воздуха.

(Ответ: уксусная кислота. 3 балла)

4. Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир.

(Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)

Подведение итогов.

При разработке урока использовалась литература [40,41].





Урок 3. Урок-игра «Своя игра»

Эту игру можно проводить на обобщающем уроке в конце учебного года. В ней участвуют по три человека из каждой команды. Правила те же, что и в телевизионной игре. Заранее нужно изготовить два стенда (красный - для красного раунда и синий - для синего раунда) с названиями секторов и числами баллов. Игроки получают таблички, которыми они оповещают о готовности к ответу. Счетная комиссия ведет учет баллов, набранных каждым игроком.

Цели урока: повторить пройденный материал органической химии и систематизировать основные теоретические положения предмета; повысить интерес школьников к курсу химии.



Красный раунд

Углеводороды Спирты Альдегиды Карбоновые кислоты
1 1 1 1
2 2 2 2
3 3 3 3
4 4 4 4

 

Сектор «Углеводороды»

1. При горении этого углеводорода в кислороде развивается очень высокая температура (около 3000 °С), поэтому он широко применяется для автогенной сварки и резки металлов. Исходным сырьем для его получения являются карбид кальция и метан.

(Ответ: ацетилен. 1 балл)

2. Этот углеводород входит в состав феромона тревоги у муравьев-древоточцев. При крекинге этого углеводорода образуются пентан и пентен.

(Ответ: декан. 2 балла)

3. Этот углеводород образуется при дегидратации бутанола-2.

(Ответ: бутен-2. 3 балла)

4. Бесцветный газ, почти без запаха, горит более ярким пламенем, чем метан, так как содержание углерода в нем больше, чем в метане. Смесь этого углеводорода с воздухом взрывоопасна. Находит применение как исходное вещество для синтеза этиленгликоля и др.

(Ответ: этилен. 4 балла)

Сектор «Спирты»

1. Этот спирт в промышленном масштабе получают гидратацией этилена в кислой среде при температуре 3000 °С и давлении 8 МПа.

(Ответ: этиловый спирт. 1 балл)

2. Это вещество используют пчелы рода Trigona для разметки территории. При каталитическом дегидрировании этого вещества образуется гептанон-2.  (Ответ: гептанол-2. 2 балла)

3. Его получают сухой перегонкой отходов древесины. Поэтому его иногда называют древесным спиртом. Токсичен, в малых количествах вызывает слепоту.

(Ответ: метиловый спирт. 3 балла)

4. Пчела, отыскав источник пищи, выделяет этот спирт, привлекающий других рабочих пчел. При бромировании этот спирт образует 2,3,6,7-тетрабром-3,7-диметилоктанола-1.

(Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-ол-1. 4 балла)

Сектор «Альдегиды и кетоны»

1. Жидкость с резким запахом зеленой листвы, получают из ацетилена по реакции Кучерова.

(Ответ: уксусный альдегид. 1 балл)

2. Запах гвоздики обусловлен этим веществом. Оно не реагирует с аммиачным раствором оксида серебра, а при каталитическом гидрировании образует гептанол-2.

(Ответ: гептанон-2. 2 балла)

3. Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют это вещество. Это вещество взаимодействует с синильной кислотой, при каталитическом гидрировании образует 4-метилгексанала-3.

(Ответ: 4-метилгексанон-3. 3 балла)

4. Этот альдегид находится в эвкалиптовом масле и обладает запахом лимона. При взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-трибром-3,7-диметилдиметилоктанола-1.

(Ответ: 3,7-диметилоктадиен-2,6-аль-1. 4 балла)

Сектор «Карбоновые кислоты»

1. Эта кислота содержится в выделениях муравьев, в соке крапивы.

(Ответ: муравьиная кислота. 1 балл)

2. Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта. (Ответ: масляная кислота. 2 балла)

3. Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, ангидридов, эфиров, красителей, лекарственных и душистых веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество. В промышленных масштабах ее получают из ацетилена путем его гидратации по реакции Кучерова с последующим окисление альдегида кислородом воздуха.

(Ответ: уксусная кислота. 3 балла)

4. Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир.

(Ответ: олеиновая кислота. 4 балла)

 

Синий раунд

Фенолы Сложные эфиры Моносахариды Полисахариды
1 1 1 1
2 2 2 2
3 3 3 3
4 4 4 4

 

Сектор «Фенолы»

1. Карболовая кислота.

(Ответ: фенол. 1 балл)

2. Какие вещества образуются при взаимодействии фенола со щелочными металлами

(Ответ: феноляты. 2 балла)

3. Взрывчатое вещество, которое образуется при взаимодействии фенола с азотной кислотой.

(Ответ: тринитрофенол. 3 балла).

4. Мыльный раствор смеси изомеров, часто применяемый для дезинфекции в медицине и ветеринарии.

(Ответ: лизол-смесь о-, м-, п-крезолов (метилфенолов). 4 балла)

Сектор «Сложные эфиры»

1. Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот.

(Ответ: жиры. 1 балл)

2. Пищевой продукт, получаемый из твердого гидрогенизированного жира.

(Ответ: маргарин. 2 балла).

3. Бесцветная прозрачная жидкость с запахом абрикосов. Получают реакцией этерификации этилового спирта с масляной кислотой.

(Ответ: этиловый эфир масляной кислоты -- этилбутират. 3 балла)

4. Этот сложный эфир обладает запахом слив. При его гидролизе образуются муравьиная кислота и изоамиловый спирт.

(Ответ: изоамилформиат. 4 балла)

Сектор «Моносахариды»

1. Какой из сахаров самый сладкий?

(Ответ: фруктоза. 1 балл).

2. Какой спирт образуется при спиртовом брожении глюкозы.

(Ответ: этиловый. 2 балла)

3. Каким моносахаридом можно воспользоваться вместо альдегидов для проведения реакции серебряного зеркала?

(Ответ: глюкозой, в молекуле которой имеется альдегидная группа. 3 балла)

4. Какой спирт образуется при восстановлении глюкозы?

(Ответ: сорбит. 4 балла)

Сектор «Полисахариды»

1. Этот полисахарид представляет собой белое порошкообразное вещество зернистого строения. С иодом он дает характерное синее окрашивание. (Ответ: крахмал. 1 балл)

2. Этот углевод содержится во всех растительных материалах: в хлопке ее до 95--98 %, в льне и конопле -- до 85 %, в хвойных деревьях -- до 60 % по массе.

(Ответ: целлюлоза. 2 балла)

3. Полисахарид представляет собой волокнистое вещество белого цвета, без вкуса и запаха, растворяется в водно-аммиачном растворе гидроксида меди.

(Ответ: целлюлоза. 3 балла)

4. Уксусная кислота образует с этим веществом сложный эфир, который является ценным продуктом для изготовления кинопленки и ацетатного шелка.

(Ответ: целлюлоза. 4 балла)

Подведение итогов. При разработке урока использовалась литература [42,43].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: