Ожидаемым результатом позитивной первичной профилактики можно назвать свободную личность, осуществляющую независимое поведение

Программы позитивной первичной профилактики созданы и адаптированы более чем в 20 странах, в том числе и России. В нашей стране апробация прошла в г. Москве на базе наркологического клинического диспансера № 5 и школ западного административного округа г. Москвы. Полученные результаты обнадеживают.

Во-первых, программы позитивной первичной профилактики имеют небольшой затратный механизм, по ним могут работать школы разного уровня и направления.

Во-вторых, позитивная первичная профилактика является системным методом, посредством которого не только врачи-наркологи и специально приглашенные лекторы, а и учителя, школьные психологи, молодежные лидеры, прошедшие специальную подготовку, могут помочь молодым приобрести знания, навыки и опыт, необходимые для выбора здорового образа жизни. Этот прием позволяет значительно расширить фронт профилактических работ. Подготовка преподавателей необходима, поскольку средствами формирования личности служат психотехнические приемы: работа в малых группах, обще групповые дискуссии, "мозговые штурмы", ролевые игры, упражнения активаторы, мини-лекции.

В-третьих, программы эффективны не только в плане профилактики наркологических заболеваний, но и способствуют улучшению психологического климата в классах, развитии успехов в учебе, положительных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Дети и подростки обретают большую сопротивляемость склонности к различным видам девиантного поведения.

Кроме раннего выявления детей "группы риска" и внедрения программ позитивной первичной профилактики в школьное расписание, еще одним звеном современной профилактической модели является создание альтернатив потреблению наркотиков и психоактивных веществ. Это должно вызвать снижение спроса на химические вещества, и соответственно снижение их предложения.

Проведение исследований. Результаты исследований.

Исследования проводились в ______школе в 7 – 8-ых классах.

Для определения содержания профилактической работы с молодежью, прежде всего, необходимо знать какова позиция молодежи по отношению к проблеме наркомании и насколько их понимание проблемы соответствует реальной ситуации. Информация о том, как понимается людьми проблема наркомании, дает возможность специалистам изменить неадекватные представления и сформировать установки препятствующие злоупотреблению наркотиками. Результаты опроса подтверждают актуальность проблемы для молодежи с одной стороны и демонстрируют отсутствие правильного ее понимания у значительной части, с другой.

Это создает риск в отношении злоупотребления наркотиками.

Отношение к наркомании как социальной проблеме.

13% опрошенных считают наркоманию одной из острых проблем общества и ставят ее на 6 место после бедности, роста преступности, безработицы, и загрязнения окружающей среды. Большинство опрошенных (47%) характеризует наркоманию как одну из самых страшных социальных проблем, серьезно угрожающих человечеству. По мнению 40% наркомания поражает только слабых и проблемных людей, 12.6% молодежи не могут охарактеризовать данную проблему. В той или иной степени, наркомания представляет опасность для 63% друзей опрошенных. 44% допускают возможность легализации наркотиков.

Представления опрошенных о проблеме наркомании.

Отношение к потребителям наркотических средств достаточно благожелательно, 30% считают необходимым внимательное и терпимое отношение к наркозависимым как, к больным людям, 37% считают необходимым принудительное лечение от наркомании, 25% не могут определить своего отношения к наркозависимым и лишь 8% считают наркозависимых социально опасными, нуждающихся в изоляции от общества.

Половина опрошенных полагает, что человек может отказаться от злоупотребления наркотиками, а большинство - 71% считают, что бывший наркоман может возвратиться в общество полноценным человеком.

Проблемы личности как фактор риска

Результаты исследований показали (беседы, интервьюрование), что значительная часть опрошенных имеет личностные проблемы, они с тревогой и неуверенностью смотрят в будущее (20%), не имеют жизненных планов 30%, периодически оказываются в жизненных ситуациях, которые кажутся им безвыходными 56 %, при этом 32% в подобных ситуациях прибегают к употреблению алкоголя, а 10% к употреблению наркотических средств. В целом все опрошенные считают, что родители и учителя (последние в большей степени), дают заниженную оценку их личным качествам, и лишь у друзей эта оценка имеет положительные значения, превышающие уровень самооценки. 22% опрошенных имеют низкую самооценку. 38% испытывают эмоциональные и поведенческие проблемы. Данные результаты свидетельствуют о наличии у опрошенных высокого уровня неуверенности и неудовлетворенности собой, рассогласованности восприятия собственной личности. Личностные проблемы могут привести к проблемным формам поведения как варианту эмоционально-поведенческой защитной реакции. Так у 16.3% из числа ранее не употреблявших наркотики, существует психологическая готовность попробовать наркотик.

Семейные факторы риска

Семейное неблагополучие в материальном плане отмечают 22% опрошенных, в психологическом - 17.8%. Отмечают отсутствие взаимопонимания с отцом 14.4% с матерью 6.1%, периодически бывают конфликты с родителями у большей части опрошенных. Негативные действия со стороны родителей испытывают 28.8%; безразличие, агрессию в т.ч. физическую - 15.5%; психологическое давление - 45%; оскорбления - 50.5%; сексуальные домогательства - 1.8%. Конфликты между родителями наблюдают 57.3% опрошенных. Среди членов семьи респондентов злоупотребляют алкоголем 25.2%, наркотическими средствами 5.8%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: