После проведения указанных выше методик мы выявили 16 детей с низким социальным статусом, низкой самооценкой и низкой школьной мотивацией. Восемь, из которых вошли в контрольную, и восемь - в экспериментальную группы.
Описание этапов работы:
Занятие 1 с детьми экспериментальной группой, реализация первого этапа работы.
1.1.Беседа на тему что такое праздник. Экспериментатор: - Здравствуйте дети!
Сегодня к нам в гости пришел зайчик (заяц плачет). Что случилось зайчик?
Заяц:
- Все в лесу говорят, о каком то празднике, спрашивают меня, пойду ли я на этот праздник, а я даже не знаю, что такое праздник и мне никто не может объяснить, что это такое. Экспериментатор:
- Может, мы сможем помочь тебе? Дети поможем зайчику? А вы знаете, что такое праздник?
Дети:
- Знаем!
- Экспериментатор: Так что же это такое? Расскажите зайчику?
Далее дети начинают объяснять, что такое праздник.
Матвей:
- Праздник - это когда все веселятся.
Д. София:
- На празднике все играют, танцуют, бегают, прыгают, поют песни на празднике!
Г. Захар:
- Еще на празднике может быть салют, он такой красивый, всем нравится.
С. Катя:
- Праздник, это когда всем раздают подарки и сладкие конфеты.
Экспериментатор:
- Дети, а вы знаете, какие бывают праздники? Давайте расскажем зайчику, какие бывают праздники.
А. Руслан: - Праздник осени! К нам в гости приходит осень и дарит всем подарки!
Д. София:
- «Восьмое марта»! День женщин. Этот праздник проходит весной! Все мальчики дарят девочкам подарки! А еще бывает «23 февраля» день всех мужчин, тогда все девочки дарят подарки мальчикам.
В. Степа:
- «День победы». Это когда по улицам маршируют солдаты и дедушки стоят с цветами, а на пиджаках у них медали и все их поздравляют.
Е. Маша:
- день всех детей. Летом мы с мамой ходим в парк. Катаемся на каруселях и едим мороженое.
Л. Саша:
- А я знаю праздник «Новый год», он бывает зимой. Все наряжают елки, а ночью приходит Дед Мороз и кладет подарки под елочку.
Экспериментатор:
- А какое время года сейчас?
Дети хором: - Зима.
Экспериментатор:
- А зимой бывают какие-нибудь праздники?
Дети: - Скоро Новый Год!
Экспериментатор: - А вы знаете, что у нас в школе тоже будет праздник «Новый Год»? А не хотите ли принять участие в подготовке этого праздника?
Дети хором: - хотим!
Экспериментатор:
- Зайчик, теперь тебе понятно, что такое праздники и какие они бывают?
Заяц: - Спасибо вам, что рассказали мне о праздниках!
Экспериментатор:
-Дети, а давайте пригласим к нам на праздник зайчика. Зайчик ты придешь к нам на «Новый Год»?
Заяц:
- Конечно, я приду, я буду очень счастлив, встретить с вами праздник! Тогда до встречи мои дорогие друзья!
Дети хором: - До свидания!
Экспериментатор: - А сейчас мы поговорим с вами, как можно сделать красивым наш зал на «Новый Год». Как вы думаете, что является главным украшением праздника?
Е. Маша: - Елочка!
Экспериментатор:
- Молодец, Машенька. Действительно, главным украшением зала является елочка. Дети, а чем можно украсить лесную красавицу?
А. Руслан: - Можно склеить бусы из цветной бумаги.
Л. Саша: - Можно украсить елочку фонариками.
Д. София:
- А еще можно бусы на нее повесить.
Экспериментатор: - Хорошо, а как можно украсить зал помимо того, что там будет стоять нарядная елка.
Г. Захар:
- Можно вырезать из бумаги снежинки и приклеить их на окна и стены.
С. Катя: - А еще можно нарисовать рисунки и повесить их на стены.
Экспериментатор: - Хорошо дети, видите, как много вы придумали. А давайте подключим к изготовлению украшений ребят из вашего класса.
Дети:
- Давайте!
Экспериментатор: - Отлично, только договоримся с вами, что сбором всех украшений в классе будете заниматься вы. Завтра я приду к вам, и мы обо всем договоримся с вашим классом.
Занятие 2 «Изготовление украшений» (со всем классом включая экспериментальную группу).
Экспериментатор:
- Здравствуйте дети! У нас с ребятами есть к вам предложение. Скоро у нас будет праздник «Новый Год», и нам нужно украсить елочку. Мы вам предлагаем заняться изготовлением украшений. Различных бус, фонариков, снежинок, рисунков, а сбором всех ваших работ будут заниматься в 1 «а» К. Матвей, Е. Маша, С. Катя, В. Степа; в 1 «б» Л.Саша, Д. София, Г. Захар, А.Руслан. Изготовление украшений вы можете заниматься как на уроках труда, так и в свободное время. Дети готовили украшения как коллективно, так и индивидуально. Причем в группы дети объединялись самостоятельно.
К. Матвей - совместно с Софией И. и Данилом К. (не вошедшие в экспериментальную группу, позвали Матвея работать с ними) клеили бусы для елки, так же Матвей самостоятельно вырезал 10 снежинок.
Г. Захар – самостоятельно вырезал 14 снежинки, склеил 5 фонариков.
Д. София – клеила бусы с К. Сережей (не вошедшим в экспериментальную группу, София самостоятельно предложила Сереже, вместе клеить бусы), нарисовала рисунок «Зима», который повесили в зале.
Л. Саша – склеила 8 фонариков, вырезала 9 снежинок, три из них она сделала самостоятельно дома.
А. Руслан – клеил бусы совместно с С. Юлей (не вошедшей в экспериментальную группу). Нарисовал рисунок «Новый год».
С. Катя – клеила бусы с К. Машей (не вошедшей в экспериментальную группу), нарисовала рисунок «Дети катаются с горки». Самостоятельно вырезала 14 снежинок.
В. Степа – клеил бусы с С. Славой и Ж. Кристиной (не вошедшие в экспериментальную группу). Склеил 7 фонариков. Вырезал 13 снежинок.
Е. Маша – клеила самостоятельно бусы, склеила 11 фонариков.
Занятие 3 «Демонстрация своих работ» (с экспериментальной группой детей).
После того как дети собрали все украшения, которые делали как совместно, так и в группах, им было предложено рассказать о своих работах.
Экспериментатор:
- Завтра мы с вами будем рассказывать всему классу о своих работах, для этого нам нужно, придумать каким образом, можно представить свои работы.
К. Матвей: – А можно, я расскажу стихотворение про снежинку?
Экспериментатор: - Конечно, можно. Может кто-то еще хочет рассказать стихотворение?
С. Катя: – А я расскажу историю о снежинках.
Экспериментатор: - Замечательно, Катя. Может еще кто-нибудь желает. (Молчание) Давайте тогда вместе будем придумывать, каким образом можно рассказать о своей работе. Захар расскажи, пожалуйста, о своей работе.
Г. Захар: – Я дома вырезал четыре снежинки, а в школе склеил два фонарика.
Экспериментатор: - Отлично. Может, ты знаешь стихотворение или песенку о фонариках или снежинках? Дети может, вы знаете? (молчание). Хорошо, тогда у меня для тебя есть предложение, я знаю стихотворение про фонарик, может ты его расскажешь. Согласен?
Г. Захар: – (с улыбкой на лице). Да!
Экспериментатор: - Договорились. Соня, теперь ты расскажи нам о своих работах.
Д. София: – Мы вместе с Сережей клеили бусы, а дома я нарисовала рисунок.
Можно я расскажу о своем рисунке?
Экспериментатор: - Конечно, можно. А давай мы поговорим с Сережей, и вы нам вместе расскажете о вашей совместной работе.
Д, София: – Хорошо. Я придумала мы споем песню про бусы.
Экспериментатор: - А ты знаешь такую песню? Договорились. Сашенька, а что же ты сделала?
Л. Саша: – Я склеила шесть фонариков и вырезала пять снежинок. Правда три снежинки я делала дома. Я хотела бы станцевать танец, можно?
Экспериментатор: - Замечательно. А можешь ты его нам показать? Какая музыка тебе понадобиться? (песня) Дети подпевают хором. Саша танцует. Всеобщее одобрение. Аплодисменты.
Экспериментатор: - Руслан, а что же ты делал?
А. Руслан: - Я клеил бусы с Юлей. У нас получились такие длинные бусы. А еще я нарисовал рисунок «Новый Год», я знаю стихотворение про новый год.
Экспериментатор: - Ты его хочешь рассказать?
А. Руслан: – Только мне надо дома его повторить.
Экспериментатор: - Хорошо. Степа теперь твоя очередь рассказать нам о своих работах.
В. Степа: - На уроках я клеил с Кристиной и Славой бусы. На переменах я занимался фонариками, они такие смешные получились у меня, а дома вырезать снежинки мне помогала мама. У меня есть стихотворение про фонарики.
Экспериментатор: - Может, ты его расскажешь?
В. Степа: – Я его наизусть не знаю.
Экспериментатор: - А ты можешь выйти и прочитать его.
В. Степа: – С книжкой? Он, у меня в книге.
Экспериментатор: - Да, с книгой.
В. Степа: – Я тогда дома порепетирую и завтра прочитаю.
Экспериментатор:
- Хорошо. А теперь Маша расскажи нам, пожалуйста, чем ты занималась?
Е. Маша: – Я клеила бусы и фонарики.
Экспериментатор: - Может, знаешь какое-нибудь стихотворение или песенку?
Е. Маша: – Нет, не знаю.
Экспериментатор: - У меня есть идея, давай ты присоединишься к Соне с Сережей и вы втроем споете песню. София ты не против?
Д. София: – Нет, не против. Мы тогда сегодня будем репетировать.
Экспериментатор: - Вот и отлично. Тогда до завтра.
Занятие 4 «Презентация работ» (со всем классом, экспериментальная группа стоит в доминирующей позиции).
Экспериментатор: - Здравствуйте! Сегодня мы с ребятами хотим рассказать о работах, которые они делали как с вами, так и самостоятельно.
К. Матвей: – Мы с Соней и Даниилом клеили бусы, вот какие. Я сам вырезал снежинки.
Экспериментатор: - А сейчас Матвей расскажет вам стихотворение (Рассказал стихотворение о снежинке, которое он выучил дома с родителями).
С. Катя рассказала историю о снежинках.
Г. Захар: – Я дома вырезал четыре снежинки, а в школе склеил два фонарика. Я тоже расскажу стихотворение про фонарик (рассказал стихотворение про фонарик).
Д. София: – Мы вместе с Сережей клеили бусы, а дома я нарисовала рисунок. Я расскажу о своем рисунке. Рисунок называется «Зима». На нем нарисован лес и сугробы. рисовала я красками. Я смешивала голубой и белый, чтобы получились такие сугробы.
Экспериментатор: - Хорошо София, а помимо этого вы, что-то еще хотели рассказать детям.
Д. София: – Да, мы с Сережей и Машей споем песню про бусы. (Поют песню, после чего класс громко аплодирует).
Экспериментатор: - Теперь Саша расскажет и покажет нам свои работы.
Л. Саша: – Я склеила шесть фонариков и вырезала пять снежинок. Вот они. Я станцую танец (танцует под музыку).
А. Руслан: - Я клеил бусы с Юлей. У нас получились такие длинные бусы. А еще я нарисовал рисунок «Новый Год».
Экспериментатор:
- расскажи нам о своем рисунке, пожалуйста.
А. Руслан: – я нарисовал новый год, потому, что скоро будет праздник. На нем дети водят хоровод вокруг елочки, а рядом сидит дед мороз с мешком подарков. Все дети веселятся. А еще я хочу рассказать стихотворение про «Новый год» (рассказывает стихотворение, все хлопают).
Экспериментатор: - Хорошо. Степа, теперь твоя очередь.
В. Степа: - На уроках я клеил с Кристиной и Славой бусы, на переменах я занимался фонариками, они такие смешные получились у меня, а дома вырезать снежинки мне помогала мама. У меня есть стихотворение про фонарики (читает стихотворение про фонарики).
Каждого выступающего класс слушал с интересом, после презентации все хлопали.
После презентации своих работ дети попросили разрешения у всего класса отнести и развешать все, что создали дети, и украсить зал.
Занятие 5 (экспериментальная группа).
Дети вместе с музыкальным руководителем и педагогом украшали елку, вешали свои рисунки, наклеивали на окна снежинки.
Занятие 6 с детьми экспериментальной группы реализация второго этапа «Распределение и разучивание ролей».
Детям, вошедшим в экспериментальную группу, было предложено показать или рассказать какую-нибудь сценку либо стихотворение, подготовиться к проведению конкурсов, игр.
Экспериментатор:
- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о предстоящем празднике. Как вам всем известно, на праздник приходит кто с подарками?
Дети хором: - Дед Мороз.
Экспериментатор:
- Не хотите ли удивить Деда Мороза?
Дети: - Хотим.
Экспериментатор: - А как вы думаете, чем его можно удивить?
К. Матвей: - Можно рассказать стихотворение.
Экспериментатор: - Отлично, а давайте мы начнем праздник с того, что расскажем детям стихи о предстоящем празднике. А еще я вам предлагаю спеть песню (дети радостно соглашаются).
Е. Маша: - Можно станцевать танец.
Экспериментатор: - У меня есть предложение станцевать танец снежинок и рассказать стихотворение каждой девочке. Давайте Маша, София, Саша и Катя будут танцевать танец снежинок (девочки согласились).
Г. Захар:
– Можно показать сказку.
Экспериментатор: - А какую ты хочешь рассказать сказку?
Г.Захар: - «Репку».
Экспериментатор: - А давай ты ее не просто расскажешь, но и покажешь. Будешь у нас режиссером. Можешь на роли пригласить ребят их своего класса.
Захару очень понравилась эта идея и он пригласил на роль бабки В. Карину, на роль внучки И. Софию, на роль жучки он позвал А. Руслана, кошкой стала К. Маша, и на роль мышки пригласил К. Кристину(все дети не входили в экспериментальную группу) сам же решил сыграть роль деда. Приглашенные дети с радостью согласились поучаствовать в сказке.
В. Степа: – Я буду Петрушкой на празднике, можно я станцую танец петрушки?
Экспериментатор: - Конечно, можно.
Репетиции, с каждым ребенком или группой проводились отдельно.
Занятие 7 с детьми экспериментальной группы, реализация третьего этапа «Подготовка костюмов».
Проводилась как индивидуальная, так и коллективная работа с детьми при разработке костюмов. Каждый ребенок сначала рисовал свой костюм на листе бумаги. Затем все вместе обсуждали из чего можно сделать такой костюм. Далее дети обсуждали свои костюмы с родителями. В результате совместно проведенной работы были разработаны костюмы, в которых дети будут выступать на празднике.
Занятие 8 (со всем классом, экспериментальная группа занимала доминирующую позицию).
Демонстрация своих костюмов всему классу. Дети радостно аплодировали.
Занятие 9 с детьми экспериментальной группы, реализация четвертого этапа работы, «Разучивание игр, танцев, песен».
Экспериментатор: - Здравствуйте! Мы сегодня собрались с вами, для того чтобы подумать о том, какие песни, танцы и в какие игры мы будем играть с вами на празднике. Я предлагаю вам выступить в роли ведущих, устроить конкурсы, игры, спеть песню. Может кто-то знает какие-нибудь конкурсы, игры, песни. К. Матвей: – Я знаю игру, она называется «Охота на кроликов». Игра заключалась в том, чтобы кроликам не попасть в руки охотников.
Экспериментатор: - Хорошо, дети поиграем с вами в эту игру? (дети соглашаются). Матвей ты будешь ведущим этой игры, будешь начинать игру, объявлять победителей и проигравших.
Д. София вспомнила песню «В лесу родилась елочка».
Экспериментатор: - Хорошо, София ты будешь водить хоровод, и запевать песню. А что же у нас с конкурсами? У меня есть несколько предложений. Давайте проведем конкурс стихов и конкурс танцев.
Дети (радостно хлопают): – Это будет здорово!
Экспериментатор: - Хорошо. Тогда распределим обязанности. Матвей у нас проводит игру, Матвей, может, тебе нужен помощник? Давай тебе будет помогать В. Степа. Степа ты не против? (Степа с явной заинтересованностью соглашается). Экспериментатор: - София будет водить хоровод. София я тебе тоже предлагаю взять кого-нибудь себе в помощники.
Д. София:
- Я бы хотела, чтобы мне помогла Л. Саша.
Экспериментатор: - Саша хочешь помочь Софии водить хоровод? (Саша с радостью соглашается). А кто хочет провести конкурс стихов? Я во всем вам помогу, не бойтесь.
Е.Маша и А. Руслан согласились провести конкурс стихов. С. Катя и Г. Захар будут проводить конкурс танцев.
На последующих девяти занятиях проводились репетиции как индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно.
Выдержки из наблюдений за детьми экспериментальной группы. До проведения праздника у детей вошедших в экспериментальную группу отмечается повышенный интерес к предложенной совместной деятельности. Например: совместная деятельность детей при изготовлении украшений: Матвей с Софией И. и Даниилом К. клеили бусы, дети обсуждали, какими будут их бусы, совместно обсуждали цвет бумаги, из которой готовились бусы, какой цвет будет следующим. С. Катя клеила бусы с К. Мишей, между детьми возникали разногласия по поводу того, какой цвет последует далее. Каждый пытался объяснить, почему он так считает. Выслушав друг друга, дети находили компромисс. Каждый день дети спрашивали у одноклассников, кто и что приготовил из украшений.
При разработке костюмов для праздника к работе подключались и дети не входящие в экспериментальную группу.
Так же на репетиции дети бежали, на переменах дети обсуждали предстоящее событие. Например: Г. Захар рассказывал В. Карине о том, что он будет вести конкурс танцев.
После проведения праздника детей вошедших в экспериментальную группу сверстники стали принимать в свои игры на переменах. Например, дети в 1 «а» классе играли в «догонялки» и позвали играть Матвея К, Степу В. и Катю С.
В 1 «б» на уроке физкультуры детям нужно было разделиться на две команды. Детей входивших в экспериментальную группу некоторые дети приглашали поучаствовать в соревнованиях за команду.
После уроков в 1 «б» Г. Захар и А. Руслан вместе с К. Богданом, К. Владом и К. Сергеем играли в футбол.
В 1 «а» М. Соня, П. Юля, С. Катя и Е. Маша вместе делали домашнее задание(что в классе разрешается).
Учителя отмечают, что дети с высоким статусом стали больше общаться с детьми, входившими в экспериментальную группу. Так же у детей повысился интерес к урокам и школе в целом, дети стали активнее, нежели это было раньше. Стали меньше «крутится» на уроках, проявляют интерес к самостоятельной работе.
Наблюдение после проведения праздника (проводилось после детских каникул.), а так же повторная диагностика позволили сделать вывод о том, что повысить социальный статус, а так же самооценку и школьную мотивацию ребенка в группе сверстников, можно посредством активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения детского праздника.
Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы рассмотрели понятие адаптации и особенности адаптации детей к школе, возрастные особенности психического и физиологического развития детей, поступающих в школу. Мы выяснили, что основой успешной адаптации к образовательному процессу является психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, которая включает в себя физиологическую, психологическую и личностную готовность к школе.
Так же мы рассмотрели индивидуальные особенности развития детей, которые влияют на процесс адаптации.
На основании изученной литературы можно сделать вывод о том, что психологическая адаптация учеников первого класса к школе зависит от:
1) школьной мотивации;
2) статусного положения ребенка в системе внутригрупповых отношений;
3) самооценка ребенка.
Каждый названный пункт имеет большое значение в процессе адаптации учеников первого класса к школе.
Так же мы выяснили, что праздники в начальной школе играют огромную роль в адаптации детей младшего школьного возраста. Они способствуют приспособлению ребенка к новой системе социальных условий. Так как, большинство праздников, в прошлом и настоящем, «работает» на сплочение наличного социума, на оформление социального статуса, на повышение самооценки, на закрепление общественно значимых положений индивида при переходе в новые социальные состояния.
Учитывая особенности подготовки и проведения праздников в ДСНШ № 165, была разработана программа, направленная на повышение низкого социального статуса детей среди группы сверстников. В целом было исследовано 46 первоклассников, среди которых было выявлено 16 детей с низким социальным статусом. Был спланирован эксперимент, в котором дети с низким социальным статусом были поставлены в активную позицию в момент подготовки и проведения праздника. Так же была проведена серия коррекционных занятий среди детей с низким социальным статусом.
1. Решение проблемы адаптации ребенка к школе связано с направленным формированием активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения праздника.
2. Коррекционная программа, проведенная среди детей имеющих низкий социальный статус, способствовала повышению социального статуса, самооценки и мотивации среди группы сверстников, а, следовательно, адаптации.
3. Работа по повышению социального статуса у детей, имеющих среди одноклассников низкий социальный статус, является эффективной, если в момент подготовки и проведения детского праздника дети занимают активную позицию. В этом случае открываются большие возможности для профилактики и своевременной коррекции адаптации ребенка к школе.
Задачи, поставленные в работе, считаем выполненными.
Заключение
Наше исследование было посвящено проблеме адаптации ребенка в школе. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Так анализ литературы показал, что процесс адаптации ребенка к школе является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни младшего школьника, как момент становления личности.
Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни школьника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания в отношениях с одноклассниками и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Праздничное массовое действие активно влияет на эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг, и накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь индивида.
Нами была разработана программа, направленная на формирование и поддержку активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения праздника. Был спланирован эксперимент, в котором были созданы две группы экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети, с низким социальным статусом занимающие активную позицию в подготовке и проведении праздника. В свою очередь в контрольную группу вошли дети с низким социальным статусом и пассивной позицией.
За основу, в настоящей дипломной работе был взят детский праздник «Новый год», проходящий каждый год для детей первых классов в ДСНШ №165. Данный праздник был взят как условие для адаптации тех детей, чей социальный статус в группе сверстников был низким. Исследование проводилось до, и после проведения праздника. Работа, проведенная на основании коррекционной программы, способствовала формированию нового социального статуса среди группы сверстников у детей вошедших в экспериментальную группу, а так же повышению самооценки и школьной мотивации, следовательно, адаптации ребенка в школе. Чего нельзя сказать о контрольной группе, в которой дети не занимали активной позиции при подготовке и проведении праздника.
Согласно полученным данным, представленным в таблице и результаты, полученные в ходе исследования можно сделать вывод о том, что детский праздник является ресурсом адаптации ребенка в школе, и играет в ней определяющую роль.
Это значит, что по полученным в нашем исследовании данным гипотеза о том, что ребенок легче адаптируется к новой социальной ситуации и его социальный статус в группе сверстников повышается, если ребенок занимает активную позицию, связанную с подготовкой и проведением школьного праздника, то его социальный статус в группе сверстников повышается, подтвердилась.
Мы пришли к выводу, что хорошо организованные праздники создают благоприятную ситуацию для адаптации ребенка к новой социальной среде.
Список литературы
адаптация ребенок школа праздник
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Педагогика, 1968.-278с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ,1981.-416с.
3. Ахмеджанов Э. Р. Психологические тесты. М.: Светотон, 1995.
4. Битянова М. Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна М.: Издательство «институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».1995.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Наука, 1968, 195 с.
7. Брофман В. «Время плясать», или Психология праздника Ж. Материнство- № 1 1999.
8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160с.: – (Б-ка школьного психолога).
9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия»,2001-368с
10. Выготский Л. С. Проблема возраста. Т. 2. – М., 1984, 185 с.
11. Вязников В.Н., Щербаков Н.Н. Семья и школа в развитии ребенка Бюллетень клуба конфликтологов, №7, 1999 г.
12. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.
13. Детский праздник: содержание, технологии, педагогическая результативность. Серия «Ребенок Общество Семья Творчество», Санкт-Петербургский городской дворец творчества. Ж. №7 2001.
14. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М.: Наука, 1986, 85 с.
15.Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Мн.: "Университетское", 1996. - 128 с.
16. Иванова Н. В., Кузнецова М. П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт./Журнал практического психолога,1997, №2
17. Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2001.
18. Коломинский Я. Л. Феномен Шахразады.//Знание-сила, 1973, № 4.
19. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника/хрестоматия по возрастной психологии. Составитель канд. психол. наук Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И, Фельдштейна. – М.: Между народная педагогическая академия, 1994.
20. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.П. Ярошевского - М.;Политиздат,1985.-431с.
21. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.-1976. С.46.
22. Муратова А.С. Обряд и праздник. Мир психологии. №4, 2001.
23. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, 352 с.
24.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,1996.
25. Осипова М.П. Октябрятские праздники: Кн. для учителя.- 2-е изд., доп. и перераб.- Мн.: Нар.асвета, 1986.
26. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск: Беларусь, 1975, 330 с.
27. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2001.
28. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Т.2. – 248с.
29. Психологический словарь/ Под ред. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., Науч.- исслед. институт общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР.- М.:Педагогика,1983. С. 125.
30. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991, 288 с.
31. Хренов Н.А. Хронотоп балагана как архаического истока зрелищ CC века и воспроизводства мифологического мышления. Мир психологии. №4 2001.
32. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов. Сост.и ред.Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии,1996-264с.
33. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980, т.1.
34. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самосознание и защитные механизмы. Под ред. Райгородского Д. Я. М.: БАХРАХ-М, 2000 г.
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь.1984.
36. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига,2000.
37. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.
38. Эльконин Д.Б. психология обучения младшего школьника //Избранные психологические труды – М.: Педагогика 1989.-313с.
39. Энциклопедия для родителей первоклассника / сост. Белый Е., Белая К. – М.: Аст, 2000, 484 с.
40.Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста/Вопросы психологии, 1994, №5
41. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и доп./ Пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.
42. www.psinfo.ru/articles/emotions/about_emotions
43. www.psyhologu.ru/062526-/html
44. www.users.livejournal.com/_dasein_/100495.html
45. www.voppsy.ru/issues/1991/916/916184.html
Приложение 1
I. Результаты экспресс метода, определяющего иерархию межличностных предпочтений для каждого из членов коллектива (измерение социометрического статуса), измерение самооценки и школьной мотивации до проведения праздника.
1 «а»
фамилия имя ученика | Я | Р | У | О | с\м статус | мот. |
1. К. Матвей | 4 | 4 | 3 | 1 | -0,25 | 12 |
2. А. Руслан | 0,07 | |||||
3. Б.Диана | 0 | |||||
4. Г. Ангелина | 0,22 | |||||
5. Д. Аня | 0,14 | |||||
6. Д. Лена | 0 | |||||
7. Е. Маша | 5 | 6 | 6 | 4 | -0,11 | 9 |
8. З. Даша | 0,03 | |||||
9. З. Гриша | 0,03 | |||||
10. С. Катя | 5 | 7 | 5 | 4 | -0,07 | 14 |
11. К. Кирилл | 4 | 7 | 5 | 4 | -0,25 | 15 |
12. К. Гриша | 5 | 5 | 5 | 5 | -0,15 | 11 |
13 К. Саша | 3 | 5 | 4 | 3 | -0,17 | 12 |
14К. Артем | 0,04 | |||||
15. К. Илья | 6 | 9 | 6 | 5 | -0,07 | 13 |
16. М. Соня | 0,26 | |||||
17. К. Миша | 0,24 | |||||
18. О. Гульза | 0,17 | |||||
19. П. Юля | 0,18 | |||||
20. В. Степа | 3 | 4 | 3 | 3 | -0,07 | 10 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
21. С. Полина | 0,07 | |||||
22. З. Аня | 0,04 | |||||
23.Ц. Рита | 0,15 | |||||
24. Ч. Гриша | 0,04 | |||||
25. Ч. Вика | 4 | 3 | 4 | 3 | -0,11 | 14 |
26. Я. Даша | 0,04 |
1 «б»
1. В. Карина | 0,25 | |||||
2. А. Руслан | 4 | 4 | 5 | 4 | -0,26 | 18 |
3. К. Богдан | 0,05 | |||||
4. И. София | 0,18 | |||||
5. С.Алексей | 3 | 6 | 4 | 4 | -0,04 | 17 |
6. К. Данил | 0,11 | |||||
7. Ж. Кристина | 0 | |||||
8. Г. Захар | 3 | 9 | 5 | 2 | -0,21 | 13 |
9. Г. Соня | 0,05 | |||||
10. К.Кристина | 0,03 | |||||
11. К. Сергей | 0 | |||||
12. С.Слава | 0,04 | |||||
13. Д. София | 5 | 6 | 6 | 4 | -0,25 | 19 |
14. Л. Саша | 4 | 7 | 6 | 3 | -0,15 | 14 |
15. С. Юля | 0,13 | |||||
16. Н. Максим | 5 | 6 | 5 | 4 | -0,07 | 9 |
17. К. Влад | 0,07 | |||||
18. Ф. Максим | 3 | 5 | 4 | 3 | -0,07 | 9 |
19. К. Маша | 0,26 | |||||
20. С. Полина | 4 | 4 | 4 | 4 | -0,09 | 12 |
II. Результаты экспресс метода, определяющего иерархию межличностных предпочтений для каждого из членов коллектива (измерение социометрического статуса), самооценки и школьной мотивации после проведения праздника.
1«а»
1. К. Матвей | 7 | 7 | 7 | 7 | 0,23 | 18 |
2. А. Руслан | 0,07 | |||||
3. Б.Диана | 0 | |||||
4Г. Ангелина | 0,22 | |||||
5. Д. Аня | 0,14 | |||||
6. Д. Лена | 0 | |||||
7. Е. Маша | 9 | 8 | 7 | 6 | 0,12 | 17 |
8. З. Даша | 0,03 | |||||
9. З. Гриша | 0,03 | |||||
10. С. Катя | 8 | 8 | 6 | 6 | 0,09 | 18 |
11. К. Кирилл | 4 | 7 | 5 | 4 | -0,25 | 15 |
12. К. Гриша | 5 | 5 | 5 | 5 | -0,15 | 11 |
13 К. Саша | 3 | 5 | 4 | 3 | -0,17 | 12 |
14К. Артем | 0,04 | |||||
15. К. Илья | 6 | 9 | 6 | 5 | -0,07 | 13 |
16. М. Соня | 0,26 | |||||
17. К. Миша | 0,24 | |||||
18. О. Гульза | 0,17 | |||||
19. П. Юля | 0,18 | |||||
20. В. Степа | 6 | 7 | 7 | 5 | 0,17 | 16 |
21. С. Полина | 0,07 | |||||
22. З. Аня | 0,04 | |||||
23.Ц. Рита | 0,15 | |||||
24. Ч. Гриша | 0,04 | |||||
25. Ч. Вика | 5 | 5 | 5 | 4 | 0,11 | |
26. Я. Даша | 0,04 |
1 «б»
1. В. Карина | 0,25 | |||||
2. А. Руслан | 7 | 6 | 6 | 6 | 0,08 | 21 |
3. К. Богдан | 0,05 | |||||
4. И. София | 0,18 | |||||
5. С.Алексей | 3 | 6 | 4 | 4 | -0,04 | 17 |
6. К. Данил | 0,11 | |||||
7. Ж. Кристина | 0 | |||||
8. Г. Захар | 6 | 9 | 6 | 6 | 0,10 | 20 |
9. Г. Соня | 0,05 | |||||
10. К.Кристина | 0,03 | |||||
11. К. Сергей | 0 | |||||
12. С.Слава | 0,04 | |||||
13. Д. София | 7 | 8 | 7 | 6 | 0,11 | 24 |
14. Л. Саша | 7 | 7 | 7 | 7 | 0,06 | 21 |
15. С. Юля | 0,13 | |||||
16. Н. Максим | 5 | 6 | 5 | 4 | -0,07 | 9 |
17. К. Влад | 0,07 | |||||
18. Ф. Максим | 3 | 5 | 4 | 3 | -0,07 | 9 |
19. К. Маша | 0,26 | |||||
20. С. Полина | 5 | 4 | 4 | 4 | -0,09 | 12 |
Приложение 2
Сценарий нового года.
«Новый год к нам идет».
Под веселую музыку дети вбегают в зал легкими подскоками и образуют круг возле елки. Читают стихи(дети входящие в контрольную группу, выходят на сцену.)
К. Матвей:
Здравствуй, праздник Новогодний.
Вот и встретится, пришлось.
Всем нам весело сегодня.
Здравствуй, елка – милый гость!
Е. Маша:
Дед Мороз стучит у входа,
Отряхает с шапки снег.
С Новым Годом, с Новым Годом!
Сколько радости у всех!
В. Степа:
Этот день мы ждали долго,
Не видались целый год.
Запевай, звени под елкой
Новогодний хоровод!
Поют песню «пришла зима»
Д. София:
Как весело, как весело!
Как радостно кругом!
Мы песней елку встретили!
Мы песню ей поем!
Г. Захар:
Какая ты нарядная,
С серебряной звездой!
Какая ты громадная,
Как весело с тобой!
Л.Саша:
Елочка зеленая
В блестках серебра,
Мы плясать под елочкой
Рады до утра!
Далее все дети поют песенку «что за дерево такое?»
Ведущая: Что за музыка звучит? Кто-то в гости к нам спешит. Садитесь, дети, на места, а я посмотрю.
Входит баба (в русском костюме)
Баба: Все ребятушек искала и, наверно, опоздала!
Ведущая: Нет, бабуся, не опоздала, проходи скорее к нам.
Баба:
Ох, далек мой путь, не близкий.
Шла, я шла, поклон вам низкий (кланяется).
А Деда моего вы не видали?
Ведущая: Нет, не приходил!
Баба: (ищет вокруг): Дед, а Дед? Ты где?
Дед: (в русском костюме, с решетом в руках появляется из-за елки): А вот и я! Здравствуйте, люди добрые! Пора начинать новогодние чудеса!
Баба: Да где ж твои чудеса?
Дед: А вот здесь, в моем волшебном решете!
Баба:
Чудеса, чудеса,
Солнце, сосны, небеса.
Чуден месяц, чуден свет,
Чуден каждый человек.
Баба: Дед, а Снегурочка будет?
Дед: Нет, не будет. Сегодня Снегурочка отменяется!
Баба (возмущенно): Ты что? Почему? Какой же Новогодний праздник без Снегурочки?
Дед: Да потому, что все девочки хотят быть Снегурочками. Вот я ей и велел не приходить.
Баба: А Деда Мороза я надеюсь, ты не отменил?
Дед: Дед мороз будет, только позже. Он сейчас в лесу занят: вьюги творит, землю леденит.
Баба: Ну, а теперь скажи, почему ты все время командуешь, будто ты здесь самый главный?
Дед: Я и есть самый главный, потому что сегодня я – Волшебник.
Баба: Кто? Волшебник?
Дед (значительно): Да! Я великий Волшебник!
Баба: Ха-ха-ха! Кто бы мог подумать?!
Дед: Сейчас убедишься: сегодня я со свои решетом чего хочешь начудить могу.
Баба: Тогда начуди, чтоб снег пошел!
Дед: Пожалуйста!
Решето, решето, свежим лыком обвито,
Обвито, обвито, снегами умыто!
Хочу, чтобы появились снежинки!
Под музыку выбегают девочки в костюмах Снежинок, останавливаются у елки и читают по очереди стихи.
Е. Маша:
Мы - снежинки, легкие пушинки.
Это мы над вами кружим,
Это мы с ветрами дружим.
Д. София:
Мы танцуем дни и ночи,
Даже несколько недель.
Нашим танцем, между прочим,
Начинается метель.
С. Катя:
А устанем мы кружится,
Отдохнуть зовет земля.
Мы летим, и снег ложится
На поля и на леса.
Под музыку «Вальс» Снежинки свободно кружатся по всему залу и убегают на места.
Баба: Ну у тебя, дед, и решето- чистое волшебство!
Дед: А в решете песни да пляски, да разные сказки!
Баба: А какая там сказка?(Заглядывает в решето и достает оттуда лисью рукавичку.) Да это лисья рукавичка!
Баба и Дед отходят в сторону: из-за елки появляется девочка в костюме Лисы, в руке у нее корзина с рыбой.
Лиса:
Ох, устала я, устала
Возле реченьки гуляла.
Мужичка перехитрила
И всю рыбу утащила!
Волк (выбегает): Здравствуй, Лиса, рыжая краса!
Лиса: Как дела зубастый?
Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.
Лиса: Где ты был?
Волк: На рынке.
Лиса: Что купил?
Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок…
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки!
Ну, а ты-то где бродила?
Лиса: рыбку в проруби ловила.
Только хвостик опустила,
Видишь сколько наловила…(показывает корзинку с рыбой).
Волк: Рыбки тоже я хочу. (Тянется к рыбе, но лиса быстро прячет корзину за спину.)
Лиса: Так поймай я научу.
Ты ступай, дружок, к реке,
Сядь в укромном уголке.
Хвост свой в прорубь опускай
И все время повторяй:
Ловись, рыбка, большая и маленькая!
Волк: Ну, спасибо, Лисавета!
Помогла ты мне советом.
Где тут прорубь? Покажи.
Лиса (показывает, кричит вслед): Не забудь, слова скажи.
Волк и Лиса убегают за елку. Дед и Баба спрашивают у детей, героев какой сказки они видели.
Дед: Испекла бы ты мне, старуха, колобок, что-то есть захотелось!
Баба: А из чего печь, муки-то нет?
Дед: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, авось и наберешь на колобок.
Баба: что ж, пойду посмотрю, может, чего и испеку.
Дед (обращаясь к детям): А я вам пока загадки загадаю.
1. Чудо, чудо сошлось с кругом:
Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)
2. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)
Старуха, ну что, скоро ли будет колобок готов?
Баба: Скоро, скоро, уже зарумянивается!
Дед: 3. Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги.(Стол)
4. Жар-птица летает,
Золотые перья роняет. (Огонь)
5. Что вверх корнем растет? (Сосулька)
6. на дворе горой,
А в избе водой. (Лед)
Скоро ли будет колобок?
Баба: Из печи достаю!
Дед: Скорей бабка, заждались мы тут с ребятами!
Баба (выходит, ведя за руку ребенка в костюме Колобка): По полочке поскребла, горсть муки-то набрала, на сметане замесила, вот колобок какой получила!
Дед: Ой, да какой пышный, румяный! (Дотрагивается до него и отдергивает руку.) Ой, горячий какой! Пускай остывает!
Колобок: Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался
Баба: А что у тебя еще есть в решете?
Дед вытаскивает из решета щуку.
Голос щуки (из-за елки): По щучьему веленью, по моему хотенью вели Емеле поплясать!
Из- за елки появляется мальчик в костюме Емели и исполняет русскую народную пляску. Отплясав он убегает за елку.
Баба: А что еще у тебя в решете?
Дед (достает колокольчик звенит):
Колокольчик ледяной,
Динь-дон, динь-дон,
У него веселый звон.
Под музыку в зал входит Зима, рассыпая по пути белое конфетти, имитирующее снег.
Зима (появляясь): Ау, ау! Кто меня здесь звал?
Дед: Здравствуй Зимушка-зима!
Твой колокольчик у меня!
Зима:
Колокольчик не простой,
Он всегда, везде со мной.
Динь-дон, раздает загадки он!
1. К вам метели прилетели
Кто зимой прислал метели? (Дед Мороз)
2. Кто, друзья, с большим трудом
Спрятал речки подо льдом? (Дед Мороз)
3. По утрам, в рассветной мгле
Кто рисует на стекле? (Дед Мороз)
Ну, спасибо за отгадки, разгадали все загадки.
Баба и Дед начинают дрожать, притопывая на месте.
Дед: У меня один вопрос:
Почему я так замерз?
Баба: Ой, и я! Пойдем домой!
Очень холодно зимой!
Зима:
Вы, друзья, не уходите,
А под елкой попляшите.
Вы согреетесь тогда,
И не страшны холода.
Под русскую народную мелодию Дед и Баба пляшут. Все хлопают.
Дед: Мне от танцев жарко стало,
Будто лето уж настало.
Зима: Да, зимою лета нет.
Не собрать цветы в букет,
Не умеют и снежинки
Собирать цветы в корзинки,
Но зато в мой зимний час
Елка светится у вас.
И желанный друг детей
Дед Мороз ух у дверей.
Позовем его все дружно: Дедушка, ау!
Дети зовут Деда Мороза.
Дед Мороз входит в зал под «Песенку Деда Мороза», приветствует детей и приглашает всех в хоровод.
Дед Мороз: А теперь давайте вместе споем мою любимую песню «Метелица».
Дети вместе с Дедом Морозом танцуют и поют песню «Метелица».
Дед Мороз: А давайте-ка с вами поиграем.
Ведущая: Дед Мороз, А наши ребята знают одну игру, может, поиграем в нее?
Дед Мороз: Хорошо, давайте посмотрим, что вы там придумали.
К. Матвей и Г. Захар Проводят игру «Охота на кроликов».
Дед Мороз: Ох, и умаялся я. Какая замечательная игра.
Ведущая: Дед мороз, а у нас еще для тебя есть сюрприз. Мы с ребятами придумали конкурс на лучший танец и стих.
Дед Мороз: Какие вы смышленые, даже конкурс придумали. Хорошо давайте проведем, давно я стихов не слушал, да и танцев не видал.
Ведущая: Вот и замечательно. А провести нам помогут: конкурс стихов Е. Маша и А. Руслан, а конкурс танцев Г. Захар и С. Катя.
Проводятся конкурсы.
Дед Мороз: Как мне все понравилось, вы даже не представляете, давненько меня так не развлекали. Очень у вас весело, но мне пора домой, в лес, отдыхать.
Ведущая: Дети неужели мы отпустим Деда Мороза?
Дети берутся за руки и окружают Деда Мороза, не выпуская его.
Дед Мороз: Ну, а если я спляшу? Тогда выпустите?
Дети (хором): Да!
Пляска Деда Мороза под русскую народную мелодию.
Зима: Что же ты, дедушка, так мало поплясал?
Дед Мороз: А я еще попляшу, если ребята мне помогать будут.
Свободная пляска детей с Дедом Морозом.
Дед Мороз: Наплясался на год вперед, присяду и отдохну. А где же Снегурочка?
Дед: А я ее отменил.
Баба (жалуясь): Мне очень обидно, как же Новый Год без Снегурочки?!
Дед Мороз: Ну, ничего, я это дело улажу. Назначаю всех девочек Снегурочками. А пока, Дед и Баба, по волшебному пути надо в сказку вам идти. Сундуки там разыщите и сюда их привезите.
Дед и Баба: А что Дед тут оставил?
Зима: Это чудесное решето.
Дед Мороз: Так посмотрим, что же там.
Достает кукольного петрушку. В Степа исполняется танец Петрушки.
Дед Мороз: Что же еще в чудесном решете есть? (Вытаскивает снежинку.) Ну, Снежиночки, летите, в быстром танце покружите.
Танец Снежинок.
Дед Мороз: Где же наши Дед и Баба? Не заблудились ли они?
Ведущая: Дед Мороз а давайте пока Дед с Бабой не пришли мы споем песню и поводим хоровод, а помогать нам будут Д. София и Л. Саша.
Дети водят хоровод под песню «В лесу родилась елочка».
Дед Мороз: Это моя самая любима песня.
Ведущая: Дед Мороз у нас для тебя есть еще сюрприз. Наши дети Г. Захар, София, Руслан, Маша и Кристина приготовили для тебя и для зрителей сказку «Репка».
Дед Мороз: Какая замечательная сказка, а кто же придумал показать ее нам?
Ведущая: Это все Захар придумал.
Дед Мороз: Молодец Захар. Я надеюсь, что ты и в следующем году расскажешь нам еще какую-нибудь сказку, уж очень они мне нравятся. Что-то не видать Деда с Бабой, а давайте им покричим (кричит.) Ау, Дед, ау, Баба.
Дети повторяют.
Дед и Баба вносят сундуки.
Дед мороз: Вот и наши сундуки. Ну, Дед, хвалю за службу! Какое еще чудо у тебя в решете осталось?
Дед: А вот какое: хочу, чтобы в сундуках (думает).
Баба (подсказывает детям шепотом): Были подарки!
Дети (повторяют): Были подарки!
Дед: Точно! Чтобы в сундуках были подарки!
Дед Мороз: Посмотрим, получилось ли это чудо!
(Открывает сундуки, раздает подарки.)
Я расти желаю вам,
Не огорчая пап и мам,
В дружбе, радости, здоровье,
Счастья вам, ни капли горя.
Ну, а в следующем году
Я проверить вас приду.
Дед Мороз, дед, Баба прощаются и уходят.
Зима: До свидания, старый год!
Хоть ты и был хорошим,
Пора встречать нам Новый год,
Пусть радостным он будет тоже!
Под веселую музыку дети с подарками уходят из зала.