Описание хода работы и занятий с детьми

 

После проведения указанных выше методик мы выявили 16 детей с низким социальным статусом, низкой самооценкой и низкой школьной мотивацией. Восемь, из которых вошли в контрольную, и восемь - в экспериментальную группы.

Описание этапов работы:

Занятие 1 с детьми экспериментальной группой, реализация первого этапа работы.

1.1.Беседа на тему что такое праздник. Экспериментатор: - Здравствуйте дети!

Сегодня к нам в гости пришел зайчик (заяц плачет). Что случилось зайчик?


Заяц:

- Все в лесу говорят, о каком то празднике, спрашивают меня, пойду ли я на этот праздник, а я даже не знаю, что такое праздник и мне никто не может объяснить, что это такое. Экспериментатор:

- Может, мы сможем помочь тебе? Дети поможем зайчику? А вы знаете, что такое праздник?

Дети:

- Знаем!

- Экспериментатор: Так что же это такое? Расскажите зайчику?

Далее дети начинают объяснять, что такое праздник.

Матвей:

- Праздник - это когда все веселятся.

Д. София:

- На празднике все играют, танцуют, бегают, прыгают, поют песни на празднике!

Г. Захар:

- Еще на празднике может быть салют, он такой красивый, всем нравится.

С. Катя:

- Праздник, это когда всем раздают подарки и сладкие конфеты.

Экспериментатор:

- Дети, а вы знаете, какие бывают праздники? Давайте расскажем зайчику, какие бывают праздники.

А. Руслан: - Праздник осени! К нам в гости приходит осень и дарит всем подарки!

Д. София:

- «Восьмое марта»! День женщин. Этот праздник проходит весной! Все мальчики дарят девочкам подарки! А еще бывает «23 февраля» день всех мужчин, тогда все девочки дарят подарки мальчикам.

В. Степа:

- «День победы». Это когда по улицам маршируют солдаты и дедушки стоят с цветами, а на пиджаках у них медали и все их поздравляют.

Е. Маша:

- день всех детей. Летом мы с мамой ходим в парк. Катаемся на каруселях и едим мороженое.

Л. Саша:

- А я знаю праздник «Новый год», он бывает зимой. Все наряжают елки, а ночью приходит Дед Мороз и кладет подарки под елочку.

Экспериментатор:

- А какое время года сейчас?

Дети хором: - Зима.

Экспериментатор:

- А зимой бывают какие-нибудь праздники?

Дети: - Скоро Новый Год!

Экспериментатор: - А вы знаете, что у нас в школе тоже будет праздник «Новый Год»? А не хотите ли принять участие в подготовке этого праздника?

Дети хором: - хотим!

Экспериментатор:

- Зайчик, теперь тебе понятно, что такое праздники и какие они бывают?

Заяц: - Спасибо вам, что рассказали мне о праздниках!

Экспериментатор:

-Дети, а давайте пригласим к нам на праздник зайчика. Зайчик ты придешь к нам на «Новый Год»?

Заяц:

- Конечно, я приду, я буду очень счастлив, встретить с вами праздник! Тогда до встречи мои дорогие друзья!

Дети хором: - До свидания!

Экспериментатор: - А сейчас мы поговорим с вами, как можно сделать красивым наш зал на «Новый Год». Как вы думаете, что является главным украшением праздника?

Е. Маша: - Елочка!

Экспериментатор:

- Молодец, Машенька. Действительно, главным украшением зала является елочка. Дети, а чем можно украсить лесную красавицу?

А. Руслан: - Можно склеить бусы из цветной бумаги.

Л. Саша: - Можно украсить елочку фонариками.

Д. София:

- А еще можно бусы на нее повесить.

Экспериментатор: - Хорошо, а как можно украсить зал помимо того, что там будет стоять нарядная елка.

Г. Захар:

- Можно вырезать из бумаги снежинки и приклеить их на окна и стены.

С. Катя: - А еще можно нарисовать рисунки и повесить их на стены.

Экспериментатор: - Хорошо дети, видите, как много вы придумали. А давайте подключим к изготовлению украшений ребят из вашего класса.

Дети:

- Давайте!

Экспериментатор: - Отлично, только договоримся с вами, что сбором всех украшений в классе будете заниматься вы. Завтра я приду к вам, и мы обо всем договоримся с вашим классом.

Занятие 2 «Изготовление украшений» (со всем классом включая экспериментальную группу).

Экспериментатор:

- Здравствуйте дети! У нас с ребятами есть к вам предложение. Скоро у нас будет праздник «Новый Год», и нам нужно украсить елочку. Мы вам предлагаем заняться изготовлением украшений. Различных бус, фонариков, снежинок, рисунков, а сбором всех ваших работ будут заниматься в 1 «а» К. Матвей, Е. Маша, С. Катя, В. Степа; в 1 «б» Л.Саша, Д. София, Г. Захар, А.Руслан. Изготовление украшений вы можете заниматься как на уроках труда, так и в свободное время. Дети готовили украшения как коллективно, так и индивидуально. Причем в группы дети объединялись самостоятельно.

К. Матвей - совместно с Софией И. и Данилом К. (не вошедшие в экспериментальную группу, позвали Матвея работать с ними) клеили бусы для елки, так же Матвей самостоятельно вырезал 10 снежинок.

Г. Захар – самостоятельно вырезал 14 снежинки, склеил 5 фонариков.

Д. София – клеила бусы с К. Сережей (не вошедшим в экспериментальную группу, София самостоятельно предложила Сереже, вместе клеить бусы), нарисовала рисунок «Зима», который повесили в зале.

Л. Саша – склеила 8 фонариков, вырезала 9 снежинок, три из них она сделала самостоятельно дома.

А. Руслан – клеил бусы совместно с С. Юлей (не вошедшей в экспериментальную группу). Нарисовал рисунок «Новый год».

С. Катя – клеила бусы с К. Машей (не вошедшей в экспериментальную группу), нарисовала рисунок «Дети катаются с горки». Самостоятельно вырезала 14 снежинок.

В. Степа – клеил бусы с С. Славой и Ж. Кристиной (не вошедшие в экспериментальную группу). Склеил 7 фонариков. Вырезал 13 снежинок.

Е. Маша – клеила самостоятельно бусы, склеила 11 фонариков.

Занятие 3 «Демонстрация своих работ» (с экспериментальной группой детей).

После того как дети собрали все украшения, которые делали как совместно, так и в группах, им было предложено рассказать о своих работах.

Экспериментатор:

- Завтра мы с вами будем рассказывать всему классу о своих работах, для этого нам нужно, придумать каким образом, можно представить свои работы.

К. Матвей: – А можно, я расскажу стихотворение про снежинку?

Экспериментатор: - Конечно, можно. Может кто-то еще хочет рассказать стихотворение?

С. Катя: – А я расскажу историю о снежинках.

Экспериментатор: - Замечательно, Катя. Может еще кто-нибудь желает. (Молчание) Давайте тогда вместе будем придумывать, каким образом можно рассказать о своей работе. Захар расскажи, пожалуйста, о своей работе.

Г. Захар: – Я дома вырезал четыре снежинки, а в школе склеил два фонарика.

Экспериментатор: - Отлично. Может, ты знаешь стихотворение или песенку о фонариках или снежинках? Дети может, вы знаете? (молчание). Хорошо, тогда у меня для тебя есть предложение, я знаю стихотворение про фонарик, может ты его расскажешь. Согласен?

Г. Захар: – (с улыбкой на лице). Да!

Экспериментатор: - Договорились. Соня, теперь ты расскажи нам о своих работах.

Д. София: – Мы вместе с Сережей клеили бусы, а дома я нарисовала рисунок.

Можно я расскажу о своем рисунке?

Экспериментатор: - Конечно, можно. А давай мы поговорим с Сережей, и вы нам вместе расскажете о вашей совместной работе.

Д, София: – Хорошо. Я придумала мы споем песню про бусы.

Экспериментатор: - А ты знаешь такую песню? Договорились. Сашенька, а что же ты сделала?

Л. Саша: – Я склеила шесть фонариков и вырезала пять снежинок. Правда три снежинки я делала дома. Я хотела бы станцевать танец, можно?

Экспериментатор: - Замечательно. А можешь ты его нам показать? Какая музыка тебе понадобиться? (песня) Дети подпевают хором. Саша танцует. Всеобщее одобрение. Аплодисменты.

Экспериментатор: - Руслан, а что же ты делал?

А. Руслан: - Я клеил бусы с Юлей. У нас получились такие длинные бусы. А еще я нарисовал рисунок «Новый Год», я знаю стихотворение про новый год.

Экспериментатор: - Ты его хочешь рассказать?

А. Руслан: – Только мне надо дома его повторить.

Экспериментатор: - Хорошо. Степа теперь твоя очередь рассказать нам о своих работах.

В. Степа: - На уроках я клеил с Кристиной и Славой бусы. На переменах я занимался фонариками, они такие смешные получились у меня, а дома вырезать снежинки мне помогала мама. У меня есть стихотворение про фонарики.

Экспериментатор: - Может, ты его расскажешь?

В. Степа: – Я его наизусть не знаю.

Экспериментатор: - А ты можешь выйти и прочитать его.

В. Степа: – С книжкой? Он, у меня в книге.

Экспериментатор: - Да, с книгой.

В. Степа: – Я тогда дома порепетирую и завтра прочитаю.

Экспериментатор:

- Хорошо. А теперь Маша расскажи нам, пожалуйста, чем ты занималась?

Е. Маша: – Я клеила бусы и фонарики.

Экспериментатор: - Может, знаешь какое-нибудь стихотворение или песенку?

Е. Маша: – Нет, не знаю.

Экспериментатор: - У меня есть идея, давай ты присоединишься к Соне с Сережей и вы втроем споете песню. София ты не против?

Д. София: – Нет, не против. Мы тогда сегодня будем репетировать.

Экспериментатор: - Вот и отлично. Тогда до завтра.

Занятие 4 «Презентация работ» (со всем классом, экспериментальная группа стоит в доминирующей позиции).

Экспериментатор: - Здравствуйте! Сегодня мы с ребятами хотим рассказать о работах, которые они делали как с вами, так и самостоятельно.

К. Матвей: – Мы с Соней и Даниилом клеили бусы, вот какие. Я сам вырезал снежинки.

Экспериментатор: - А сейчас Матвей расскажет вам стихотворение (Рассказал стихотворение о снежинке, которое он выучил дома с родителями).

С. Катя рассказала историю о снежинках.

Г. Захар: – Я дома вырезал четыре снежинки, а в школе склеил два фонарика. Я тоже расскажу стихотворение про фонарик (рассказал стихотворение про фонарик).

Д. София: – Мы вместе с Сережей клеили бусы, а дома я нарисовала рисунок. Я расскажу о своем рисунке. Рисунок называется «Зима». На нем нарисован лес и сугробы. рисовала я красками. Я смешивала голубой и белый, чтобы получились такие сугробы.

Экспериментатор: - Хорошо София, а помимо этого вы, что-то еще хотели рассказать детям.

Д. София: – Да, мы с Сережей и Машей споем песню про бусы. (Поют песню, после чего класс громко аплодирует).

Экспериментатор: - Теперь Саша расскажет и покажет нам свои работы.

Л. Саша: – Я склеила шесть фонариков и вырезала пять снежинок. Вот они. Я станцую танец (танцует под музыку).

А. Руслан: - Я клеил бусы с Юлей. У нас получились такие длинные бусы. А еще я нарисовал рисунок «Новый Год».

Экспериментатор:

- расскажи нам о своем рисунке, пожалуйста.

А. Руслан: – я нарисовал новый год, потому, что скоро будет праздник. На нем дети водят хоровод вокруг елочки, а рядом сидит дед мороз с мешком подарков. Все дети веселятся. А еще я хочу рассказать стихотворение про «Новый год» (рассказывает стихотворение, все хлопают).

Экспериментатор: - Хорошо. Степа, теперь твоя очередь.

В. Степа: - На уроках я клеил с Кристиной и Славой бусы, на переменах я занимался фонариками, они такие смешные получились у меня, а дома вырезать снежинки мне помогала мама. У меня есть стихотворение про фонарики (читает стихотворение про фонарики).

Каждого выступающего класс слушал с интересом, после презентации все хлопали.

После презентации своих работ дети попросили разрешения у всего класса отнести и развешать все, что создали дети, и украсить зал.

Занятие 5 (экспериментальная группа).

Дети вместе с музыкальным руководителем и педагогом украшали елку, вешали свои рисунки, наклеивали на окна снежинки.

Занятие 6 с детьми экспериментальной группы реализация второго этапа «Распределение и разучивание ролей».

Детям, вошедшим в экспериментальную группу, было предложено показать или рассказать какую-нибудь сценку либо стихотворение, подготовиться к проведению конкурсов, игр.

Экспериментатор:

- Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о предстоящем празднике. Как вам всем известно, на праздник приходит кто с подарками?

Дети хором: - Дед Мороз.

Экспериментатор:

- Не хотите ли удивить Деда Мороза?

Дети: - Хотим.

Экспериментатор: - А как вы думаете, чем его можно удивить?

К. Матвей: - Можно рассказать стихотворение.

Экспериментатор: - Отлично, а давайте мы начнем праздник с того, что расскажем детям стихи о предстоящем празднике. А еще я вам предлагаю спеть песню (дети радостно соглашаются).

Е. Маша: - Можно станцевать танец.

Экспериментатор: - У меня есть предложение станцевать танец снежинок и рассказать стихотворение каждой девочке. Давайте Маша, София, Саша и Катя будут танцевать танец снежинок (девочки согласились).

Г. Захар:

– Можно показать сказку.

Экспериментатор: - А какую ты хочешь рассказать сказку?

Г.Захар: - «Репку».

Экспериментатор: - А давай ты ее не просто расскажешь, но и покажешь. Будешь у нас режиссером. Можешь на роли пригласить ребят их своего класса.

Захару очень понравилась эта идея и он пригласил на роль бабки В. Карину, на роль внучки И. Софию, на роль жучки он позвал А. Руслана, кошкой стала К. Маша, и на роль мышки пригласил К. Кристину(все дети не входили в экспериментальную группу) сам же решил сыграть роль деда. Приглашенные дети с радостью согласились поучаствовать в сказке.

В. Степа: – Я буду Петрушкой на празднике, можно я станцую танец петрушки?

Экспериментатор: - Конечно, можно.

Репетиции, с каждым ребенком или группой проводились отдельно.

Занятие 7 с детьми экспериментальной группы, реализация третьего этапа «Подготовка костюмов».

Проводилась как индивидуальная, так и коллективная работа с детьми при разработке костюмов. Каждый ребенок сначала рисовал свой костюм на листе бумаги. Затем все вместе обсуждали из чего можно сделать такой костюм. Далее дети обсуждали свои костюмы с родителями. В результате совместно проведенной работы были разработаны костюмы, в которых дети будут выступать на празднике.

Занятие 8 (со всем классом, экспериментальная группа занимала доминирующую позицию).

Демонстрация своих костюмов всему классу. Дети радостно аплодировали.

Занятие 9 с детьми экспериментальной группы, реализация четвертого этапа работы, «Разучивание игр, танцев, песен».

Экспериментатор: - Здравствуйте! Мы сегодня собрались с вами, для того чтобы подумать о том, какие песни, танцы и в какие игры мы будем играть с вами на празднике. Я предлагаю вам выступить в роли ведущих, устроить конкурсы, игры, спеть песню. Может кто-то знает какие-нибудь конкурсы, игры, песни. К. Матвей: – Я знаю игру, она называется «Охота на кроликов». Игра заключалась в том, чтобы кроликам не попасть в руки охотников.

Экспериментатор: - Хорошо, дети поиграем с вами в эту игру? (дети соглашаются). Матвей ты будешь ведущим этой игры, будешь начинать игру, объявлять победителей и проигравших.

Д. София вспомнила песню «В лесу родилась елочка».

Экспериментатор: - Хорошо, София ты будешь водить хоровод, и запевать песню. А что же у нас с конкурсами? У меня есть несколько предложений. Давайте проведем конкурс стихов и конкурс танцев.

Дети (радостно хлопают): – Это будет здорово!

Экспериментатор: - Хорошо. Тогда распределим обязанности. Матвей у нас проводит игру, Матвей, может, тебе нужен помощник? Давай тебе будет помогать В. Степа. Степа ты не против? (Степа с явной заинтересованностью соглашается). Экспериментатор: - София будет водить хоровод. София я тебе тоже предлагаю взять кого-нибудь себе в помощники.

Д. София:

- Я бы хотела, чтобы мне помогла Л. Саша.

Экспериментатор: - Саша хочешь помочь Софии водить хоровод? (Саша с радостью соглашается). А кто хочет провести конкурс стихов? Я во всем вам помогу, не бойтесь.

Е.Маша и А. Руслан согласились провести конкурс стихов. С. Катя и Г. Захар будут проводить конкурс танцев.

На последующих девяти занятиях проводились репетиции как индивидуально с каждым ребенком, так и коллективно.

Выдержки из наблюдений за детьми экспериментальной группы. До проведения праздника у детей вошедших в экспериментальную группу отмечается повышенный интерес к предложенной совместной деятельности. Например: совместная деятельность детей при изготовлении украшений: Матвей с Софией И. и Даниилом К. клеили бусы, дети обсуждали, какими будут их бусы, совместно обсуждали цвет бумаги, из которой готовились бусы, какой цвет будет следующим. С. Катя клеила бусы с К. Мишей, между детьми возникали разногласия по поводу того, какой цвет последует далее. Каждый пытался объяснить, почему он так считает. Выслушав друг друга, дети находили компромисс. Каждый день дети спрашивали у одноклассников, кто и что приготовил из украшений.

При разработке костюмов для праздника к работе подключались и дети не входящие в экспериментальную группу.

Так же на репетиции дети бежали, на переменах дети обсуждали предстоящее событие. Например: Г. Захар рассказывал В. Карине о том, что он будет вести конкурс танцев.

После проведения праздника детей вошедших в экспериментальную группу сверстники стали принимать в свои игры на переменах. Например, дети в 1 «а» классе играли в «догонялки» и позвали играть Матвея К, Степу В. и Катю С.

В 1 «б» на уроке физкультуры детям нужно было разделиться на две команды. Детей входивших в экспериментальную группу некоторые дети приглашали поучаствовать в соревнованиях за команду.

После уроков в 1 «б» Г. Захар и А. Руслан вместе с К. Богданом, К. Владом и К. Сергеем играли в футбол.

В 1 «а» М. Соня, П. Юля, С. Катя и Е. Маша вместе делали домашнее задание(что в классе разрешается).

Учителя отмечают, что дети с высоким статусом стали больше общаться с детьми, входившими в экспериментальную группу. Так же у детей повысился интерес к урокам и школе в целом, дети стали активнее, нежели это было раньше. Стали меньше «крутится» на уроках, проявляют интерес к самостоятельной работе.

Наблюдение после проведения праздника (проводилось после детских каникул.), а так же повторная диагностика позволили сделать вывод о том, что повысить социальный статус, а так же самооценку и школьную мотивацию ребенка в группе сверстников, можно посредством активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения детского праздника.

Изучив психолого-педагогическую литературу по данному вопросу, мы рассмотрели понятие адаптации и особенности адаптации детей к школе, возрастные особенности психического и физиологического развития детей, поступающих в школу. Мы выяснили, что основой успешной адаптации к образовательному процессу является психолого-педагогическая готовность ребенка к школе, которая включает в себя физиологическую, психологическую и личностную готовность к школе.

Так же мы рассмотрели индивидуальные особенности развития детей, которые влияют на процесс адаптации.

На основании изученной литературы можно сделать вывод о том, что психологическая адаптация учеников первого класса к школе зависит от:

1) школьной мотивации;

2) статусного положения ребенка в системе внутригрупповых отношений;

3) самооценка ребенка.

Каждый названный пункт имеет большое значение в процессе адаптации учеников первого класса к школе.

Так же мы выяснили, что праздники в начальной школе играют огромную роль в адаптации детей младшего школьного возраста. Они способствуют приспособлению ребенка к новой системе социальных условий. Так как, большинство праздников, в прошлом и настоящем, «работает» на сплочение наличного социума, на оформление социального статуса, на повышение самооценки, на закрепление общественно значимых положений индивида при переходе в новые социальные состояния.

Учитывая особенности подготовки и проведения праздников в ДСНШ № 165, была разработана программа, направленная на повышение низкого социального статуса детей среди группы сверстников. В целом было исследовано 46 первоклассников, среди которых было выявлено 16 детей с низким социальным статусом. Был спланирован эксперимент, в котором дети с низким социальным статусом были поставлены в активную позицию в момент подготовки и проведения праздника. Так же была проведена серия коррекционных занятий среди детей с низким социальным статусом.

1. Решение проблемы адаптации ребенка к школе связано с направленным формированием активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения праздника.

2. Коррекционная программа, проведенная среди детей имеющих низкий социальный статус, способствовала повышению социального статуса, самооценки и мотивации среди группы сверстников, а, следовательно, адаптации.

3. Работа по повышению социального статуса у детей, имеющих среди одноклассников низкий социальный статус, является эффективной, если в момент подготовки и проведения детского праздника дети занимают активную позицию. В этом случае открываются большие возможности для профилактики и своевременной коррекции адаптации ребенка к школе.

Задачи, поставленные в работе, считаем выполненными.




Заключение

 

Наше исследование было посвящено проблеме адаптации ребенка в школе. В ходе исследования были решены все поставленные задачи. Так анализ литературы показал, что процесс адаптации ребенка к школе является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни младшего школьника, как момент становления личности.

Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни школьника. Особая психологическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания в отношениях с одноклассниками и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности). Праздничное массовое действие активно влияет на эмоциональную сферу ребенка, вызывая сильные эмоциональные переживания, волнуют, пробуждают радость, гордость, восхищение, восторг, и накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь индивида.

Нами была разработана программа, направленная на формирование и поддержку активной позиции ребенка в момент подготовки и проведения праздника. Был спланирован эксперимент, в котором были созданы две группы экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли дети, с низким социальным статусом занимающие активную позицию в подготовке и проведении праздника. В свою очередь в контрольную группу вошли дети с низким социальным статусом и пассивной позицией.

За основу, в настоящей дипломной работе был взят детский праздник «Новый год», проходящий каждый год для детей первых классов в ДСНШ №165. Данный праздник был взят как условие для адаптации тех детей, чей социальный статус в группе сверстников был низким. Исследование проводилось до, и после проведения праздника. Работа, проведенная на основании коррекционной программы, способствовала формированию нового социального статуса среди группы сверстников у детей вошедших в экспериментальную группу, а так же повышению самооценки и школьной мотивации, следовательно, адаптации ребенка в школе. Чего нельзя сказать о контрольной группе, в которой дети не занимали активной позиции при подготовке и проведении праздника.

Согласно полученным данным, представленным в таблице и результаты, полученные в ходе исследования можно сделать вывод о том, что детский праздник является ресурсом адаптации ребенка в школе, и играет в ней определяющую роль.

Это значит, что по полученным в нашем исследовании данным гипотеза о том, что ребенок легче адаптируется к новой социальной ситуации и его социальный статус в группе сверстников повышается, если ребенок занимает активную позицию, связанную с подготовкой и проведением школьного праздника, то его социальный статус в группе сверстников повышается, подтвердилась.

Мы пришли к выводу, что хорошо организованные праздники создают благоприятную ситуацию для адаптации ребенка к новой социальной среде.



Список литературы

адаптация ребенок школа праздник

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Педагогика, 1968.-278с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ,1981.-416с.

3. Ахмеджанов Э. Р. Психологические тесты. М.: Светотон, 1995.

4. Битянова М. Р. Адаптация ребёнка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1998.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна М.: Издательство «институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК».1995.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Наука, 1968, 195 с.

7. Брофман В. «Время плясать», или Психология праздника Ж. Материнство- № 1 1999.

8. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 160с.: – (Б-ка школьного психолога).

9. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия»,2001-368с

10. Выготский Л. С. Проблема возраста. Т. 2. – М., 1984, 185 с.

11. Вязников В.Н., Щербаков Н.Н. Семья и школа в развитии ребенка Бюллетень клуба конфликтологов, №7, 1999 г.

12. Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников в начальных классах: Из опыта работы. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.

13. Детский праздник: содержание, технологии, педагогическая результативность. Серия «Ребенок Общество Семья Творчество», Санкт-Петербургский городской дворец творчества. Ж. №7 2001.

14. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. – М.: Наука, 1986, 85 с.

15.Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. - Мн.: "Университетское", 1996. - 128 с.

16. Иванова Н. В., Кузнецова М. П. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт./Журнал практического психолога,1997, №2

17. Карпова Г.Г. Праздник в контексте социальных изменений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Саратов. гос. ун-т. Саратов, 2001.

18. Коломинский Я. Л. Феномен Шахразады.//Знание-сила, 1973, № 4.

19. Крутецкий В. А. Психологические особенности младшего школьника/хрестоматия по возрастной психологии. Составитель канд. психол. наук Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И, Фельдштейна. – М.: Между народная педагогическая академия, 1994.

20. Краткий психологический словарь/ Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.П. Ярошевского - М.;Политиздат,1985.-431с.

21. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.-1976. С.46.

22. Муратова А.С. Обряд и праздник. Мир психологии. №4, 2001.

23. Мухина В. С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000, 352 с.

24.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. М.,1996.

25. Осипова М.П. Октябрятские праздники: Кн. для учителя.- 2-е изд., доп. и перераб.- Мн.: Нар.асвета, 1986.

26. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе. – Минск: Беларусь, 1975, 330 с.

27. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Мордовский гос. ун-т. Саранск, 2001.

28. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Т.2. – 248с.

29. Психологический словарь/ Под ред. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др., Науч.- исслед. институт общей и педагогической психологии Акад.пед. наук СССР.- М.:Педагогика,1983. С. 125.

30. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991, 288 с.

31. Хренов Н.А. Хронотоп балагана как архаического истока зрелищ CC века и воспроизводства мифологического мышления. Мир психологии. №4 2001.

32. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов. Сост.и ред.Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии,1996-264с.

33. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. – М., 1980, т.1.

34. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самосознание и защитные механизмы. Под ред. Райгородского Д. Я. М.: БАХРАХ-М, 2000 г.

35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь.1984.

36. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?- М.; Рига,2000.

37. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.

38. Эльконин Д.Б. психология обучения младшего школьника //Избранные психологические труды – М.: Педагогика 1989.-313с.

39. Энциклопедия для родителей первоклассника / сост. Белый Е., Белая К. – М.: Аст, 2000, 484 с.

40.Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста/Вопросы психологии, 1994, №5

41. Эрик Г. Эриксон. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и доп./ Пер. с англ. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.

42. www.psinfo.ru/articles/emotions/about_emotions

43. www.psyhologu.ru/062526-/html

44. www.users.livejournal.com/_dasein_/100495.html

45. www.voppsy.ru/issues/1991/916/916184.html



Приложение 1

 

I. Результаты экспресс метода, определяющего иерархию межличностных предпочтений для каждого из членов коллектива (измерение социометрического статуса), измерение самооценки и школьной мотивации до проведения праздника.

 

1 «а»

фамилия имя ученика Я Р У О с\м статус мот.
1. К. Матвей 4 4 3 1 -0,25 12
2. А. Руслан         0,07  
3. Б.Диана         0  
4. Г. Ангелина         0,22  
5. Д. Аня         0,14  
6. Д. Лена         0  
7. Е. Маша 5 6 6 4 -0,11 9
8. З. Даша         0,03  
9. З. Гриша         0,03  
10. С. Катя 5 7 5 4 -0,07 14
11. К. Кирилл 4 7 5 4 -0,25 15
12. К. Гриша 5 5 5 5 -0,15 11
13 К. Саша 3 5 4 3 -0,17 12
14К. Артем         0,04  
15. К. Илья 6 9 6 5 -0,07 13
16. М. Соня         0,26  
17. К. Миша         0,24  
18. О. Гульза         0,17  
19. П. Юля         0,18  
20. В. Степа 3 4 3 3 -0,07 10
1 2 3 4 5 6 7
21. С. Полина         0,07  
22. З. Аня         0,04  
23.Ц. Рита         0,15  
24. Ч. Гриша         0,04  
25. Ч. Вика 4 3 4 3 -0,11 14
26. Я. Даша         0,04  

1 «б»

1. В. Карина         0,25  
2. А. Руслан 4 4 5 4 -0,26 18
3. К. Богдан         0,05  
4. И. София         0,18  
5. С.Алексей 3 6 4 4 -0,04 17
6. К. Данил         0,11  
7. Ж. Кристина         0  
8. Г. Захар 3 9 5 2 -0,21 13
9. Г. Соня         0,05  
10. К.Кристина         0,03  
11. К. Сергей         0  
12. С.Слава         0,04  
13. Д. София 5 6 6 4 -0,25 19
14. Л. Саша 4 7 6 3 -0,15 14
15. С. Юля         0,13  
16. Н. Максим 5 6 5 4 -0,07 9
17. К. Влад         0,07  
18. Ф. Максим 3 5 4 3 -0,07 9
19. К. Маша         0,26  
20. С. Полина 4 4 4 4 -0,09 12

 

II. Результаты экспресс метода, определяющего иерархию межличностных предпочтений для каждого из членов коллектива (измерение социометрического статуса), самооценки и школьной мотивации после проведения праздника.

 

1«а»

1. К. Матвей 7 7 7 7 0,23 18
2. А. Руслан         0,07  
3. Б.Диана         0  
4Г. Ангелина         0,22  
5. Д. Аня         0,14  
6. Д. Лена         0  
7. Е. Маша 9 8 7 6 0,12 17
8. З. Даша         0,03  
9. З. Гриша         0,03  
10. С. Катя 8 8 6 6 0,09 18
11. К. Кирилл 4 7 5 4 -0,25 15
12. К. Гриша 5 5 5 5 -0,15 11
13 К. Саша 3 5 4 3 -0,17 12
14К. Артем         0,04  
15. К. Илья 6 9 6 5 -0,07 13
16. М. Соня         0,26  
17. К. Миша         0,24  
18. О. Гульза         0,17  
19. П. Юля         0,18  
20. В. Степа 6 7 7 5 0,17 16
21. С. Полина         0,07  
22. З. Аня         0,04  
23.Ц. Рита         0,15  
24. Ч. Гриша         0,04  
25. Ч. Вика 5 5 5 4 0,11  
26. Я. Даша         0,04  

 

1 «б»

1. В. Карина         0,25  
2. А. Руслан 7 6 6 6 0,08 21
3. К. Богдан         0,05  
4. И. София         0,18  
5. С.Алексей 3 6 4 4 -0,04 17
6. К. Данил         0,11  
7. Ж. Кристина         0  
8. Г. Захар 6 9 6 6 0,10 20
9. Г. Соня         0,05  
10. К.Кристина         0,03  
11. К. Сергей         0  
12. С.Слава         0,04  
13. Д. София 7 8 7 6 0,11 24
14. Л. Саша 7 7 7 7 0,06 21
15. С. Юля         0,13  
16. Н. Максим 5 6 5 4 -0,07 9
17. К. Влад         0,07  
18. Ф. Максим 3 5 4 3 -0,07 9
19. К. Маша         0,26  
20. С. Полина 5 4 4 4 -0,09 12



Приложение 2

 

Сценарий нового года.

«Новый год к нам идет».

Под веселую музыку дети вбегают в зал легкими подскоками и образуют круг возле елки. Читают стихи(дети входящие в контрольную группу, выходят на сцену.)

К. Матвей:

Здравствуй, праздник Новогодний.

Вот и встретится, пришлось.

Всем нам весело сегодня.

Здравствуй, елка – милый гость!

Е. Маша:

Дед Мороз стучит у входа,

Отряхает с шапки снег.

С Новым Годом, с Новым Годом!

Сколько радости у всех!

В. Степа:

Этот день мы ждали долго,

Не видались целый год.

Запевай, звени под елкой

Новогодний хоровод!

Поют песню «пришла зима»

Д. София:

Как весело, как весело!

Как радостно кругом!

Мы песней елку встретили!

Мы песню ей поем!

Г. Захар:

Какая ты нарядная,

С серебряной звездой!

Какая ты громадная,

Как весело с тобой!

Л.Саша:

Елочка зеленая

В блестках серебра,

Мы плясать под елочкой

Рады до утра!

Далее все дети поют песенку «что за дерево такое?»

Ведущая: Что за музыка звучит? Кто-то в гости к нам спешит. Садитесь, дети, на места, а я посмотрю.

Входит баба (в русском костюме)

Баба: Все ребятушек искала и, наверно, опоздала!

Ведущая: Нет, бабуся, не опоздала, проходи скорее к нам.

Баба:

Ох, далек мой путь, не близкий.

Шла, я шла, поклон вам низкий (кланяется).

А Деда моего вы не видали?

Ведущая: Нет, не приходил!

Баба: (ищет вокруг): Дед, а Дед? Ты где?

Дед: (в русском костюме, с решетом в руках появляется из-за елки): А вот и я! Здравствуйте, люди добрые! Пора начинать новогодние чудеса!

Баба: Да где ж твои чудеса?

Дед: А вот здесь, в моем волшебном решете!

Баба:

Чудеса, чудеса,

Солнце, сосны, небеса.

Чуден месяц, чуден свет,

Чуден каждый человек.

Баба: Дед, а Снегурочка будет?

Дед: Нет, не будет. Сегодня Снегурочка отменяется!

Баба (возмущенно): Ты что? Почему? Какой же Новогодний праздник без Снегурочки?

Дед: Да потому, что все девочки хотят быть Снегурочками. Вот я ей и велел не приходить.

Баба: А Деда Мороза я надеюсь, ты не отменил?

Дед: Дед мороз будет, только позже. Он сейчас в лесу занят: вьюги творит, землю леденит.

Баба: Ну, а теперь скажи, почему ты все время командуешь, будто ты здесь самый главный?

Дед: Я и есть самый главный, потому что сегодня я – Волшебник.

Баба: Кто? Волшебник?

Дед (значительно): Да! Я великий Волшебник!

Баба: Ха-ха-ха! Кто бы мог подумать?!

Дед: Сейчас убедишься: сегодня я со свои решетом чего хочешь начудить могу.

Баба: Тогда начуди, чтоб снег пошел!

Дед: Пожалуйста!

Решето, решето, свежим лыком обвито,

Обвито, обвито, снегами умыто!

Хочу, чтобы появились снежинки!

Под музыку выбегают девочки в костюмах Снежинок, останавливаются у елки и читают по очереди стихи.

Е. Маша:

Мы - снежинки, легкие пушинки.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Д. София:

Мы танцуем дни и ночи,

Даже несколько недель.

Нашим танцем, между прочим,

Начинается метель.

С. Катя:

А устанем мы кружится,

Отдохнуть зовет земля.

Мы летим, и снег ложится

На поля и на леса.

Под музыку «Вальс» Снежинки свободно кружатся по всему залу и убегают на места.

Баба: Ну у тебя, дед, и решето- чистое волшебство!

Дед: А в решете песни да пляски, да разные сказки!

Баба: А какая там сказка?(Заглядывает в решето и достает оттуда лисью рукавичку.) Да это лисья рукавичка!

Баба и Дед отходят в сторону: из-за елки появляется девочка в костюме Лисы, в руке у нее корзина с рыбой.

Лиса:

Ох, устала я, устала

Возле реченьки гуляла.

Мужичка перехитрила

И всю рыбу утащила!

Волк (выбегает): Здравствуй, Лиса, рыжая краса!

Лиса: Как дела зубастый?

Волк: Ничего идут дела, голова пока цела.

Лиса: Где ты был?

Волк: На рынке.

Лиса: Что купил?

Волк: Свининки.

Лиса: Сколько взяли?

Волк: Шерсти клок…

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке.

Лиса: Кто отгрыз?

Волк: Собаки!

Ну, а ты-то где бродила?

Лиса: рыбку в проруби ловила.

Только хвостик опустила,

Видишь сколько наловила…(показывает корзинку с рыбой).

Волк: Рыбки тоже я хочу. (Тянется к рыбе, но лиса быстро прячет корзину за спину.)

Лиса: Так поймай я научу.

Ты ступай, дружок, к реке,

Сядь в укромном уголке.

Хвост свой в прорубь опускай

И все время повторяй:

Ловись, рыбка, большая и маленькая!

Волк: Ну, спасибо, Лисавета!

Помогла ты мне советом.

Где тут прорубь? Покажи.

Лиса (показывает, кричит вслед): Не забудь, слова скажи.

Волк и Лиса убегают за елку. Дед и Баба спрашивают у детей, героев какой сказки они видели.

Дед: Испекла бы ты мне, старуха, колобок, что-то есть захотелось!

Баба: А из чего печь, муки-то нет?

Дед: А ты по амбару помети, по сусекам поскреби, авось и наберешь на колобок.

Баба: что ж, пойду посмотрю, может, чего и испеку.

Дед (обращаясь к детям): А я вам пока загадки загадаю.

1. Чудо, чудо сошлось с кругом:

Дыр много, а выскочить некуда. (Решето)

2. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)

Старуха, ну что, скоро ли будет колобок готов?

Баба: Скоро, скоро, уже зарумянивается!

Дед: 3. Ни хвоста, ни головы,

А четыре ноги.(Стол)

4. Жар-птица летает,

Золотые перья роняет. (Огонь)

5. Что вверх корнем растет? (Сосулька)

6. на дворе горой,

А в избе водой. (Лед)

Скоро ли будет колобок?

Баба: Из печи достаю!

Дед: Скорей бабка, заждались мы тут с ребятами!

Баба (выходит, ведя за руку ребенка в костюме Колобка): По полочке поскребла, горсть муки-то набрала, на сметане замесила, вот колобок какой получила!

Дед: Ой, да какой пышный, румяный! (Дотрагивается до него и отдергивает руку.) Ой, горячий какой! Пускай остывает!

Колобок: Перед волком не дрожал, От медведя убежал, А лисице на зубок Все ж попался

Баба: А что у тебя еще есть в решете?

Дед вытаскивает из решета щуку.

Голос щуки (из-за елки): По щучьему веленью, по моему хотенью вели Емеле поплясать!

Из- за елки появляется мальчик в костюме Емели и исполняет русскую народную пляску. Отплясав он убегает за елку.

Баба: А что еще у тебя в решете?

Дед (достает колокольчик звенит):

Колокольчик ледяной,

Динь-дон, динь-дон,

У него веселый звон.

Под музыку в зал входит Зима, рассыпая по пути белое конфетти, имитирующее снег.

Зима (появляясь): Ау, ау! Кто меня здесь звал?

Дед: Здравствуй Зимушка-зима!

Твой колокольчик у меня!

Зима:

Колокольчик не простой,

Он всегда, везде со мной.

Динь-дон, раздает загадки он!

1. К вам метели прилетели

Кто зимой прислал метели? (Дед Мороз)

2. Кто, друзья, с большим трудом

Спрятал речки подо льдом? (Дед Мороз)

3. По утрам, в рассветной мгле

Кто рисует на стекле? (Дед Мороз)

Ну, спасибо за отгадки, разгадали все загадки.

Баба и Дед начинают дрожать, притопывая на месте.

Дед: У меня один вопрос:

Почему я так замерз?

Баба: Ой, и я! Пойдем домой!

Очень холодно зимой!

Зима:

Вы, друзья, не уходите,

А под елкой попляшите.

Вы согреетесь тогда,

И не страшны холода.

Под русскую народную мелодию Дед и Баба пляшут. Все хлопают.

Дед: Мне от танцев жарко стало,

Будто лето уж настало.

Зима: Да, зимою лета нет.

Не собрать цветы в букет,

Не умеют и снежинки

Собирать цветы в корзинки,

Но зато в мой зимний час

Елка светится у вас.

И желанный друг детей

Дед Мороз ух у дверей.

Позовем его все дружно: Дедушка, ау!

Дети зовут Деда Мороза.

Дед Мороз входит в зал под «Песенку Деда Мороза», приветствует детей и приглашает всех в хоровод.

Дед Мороз: А теперь давайте вместе споем мою любимую песню «Метелица».

Дети вместе с Дедом Морозом танцуют и поют песню «Метелица».

Дед Мороз: А давайте-ка с вами поиграем.

Ведущая: Дед Мороз, А наши ребята знают одну игру, может, поиграем в нее?

Дед Мороз: Хорошо, давайте посмотрим, что вы там придумали.

К. Матвей и Г. Захар Проводят игру «Охота на кроликов».

Дед Мороз: Ох, и умаялся я. Какая замечательная игра.

Ведущая: Дед мороз, а у нас еще для тебя есть сюрприз. Мы с ребятами придумали конкурс на лучший танец и стих.

Дед Мороз: Какие вы смышленые, даже конкурс придумали. Хорошо давайте проведем, давно я стихов не слушал, да и танцев не видал.

Ведущая: Вот и замечательно. А провести нам помогут: конкурс стихов Е. Маша и А. Руслан, а конкурс танцев Г. Захар и С. Катя.

Проводятся конкурсы.

Дед Мороз: Как мне все понравилось, вы даже не представляете, давненько меня так не развлекали. Очень у вас весело, но мне пора домой, в лес, отдыхать.

Ведущая: Дети неужели мы отпустим Деда Мороза?

Дети берутся за руки и окружают Деда Мороза, не выпуская его.

Дед Мороз: Ну, а если я спляшу? Тогда выпустите?

Дети (хором): Да!

Пляска Деда Мороза под русскую народную мелодию.

Зима: Что же ты, дедушка, так мало поплясал?

Дед Мороз: А я еще попляшу, если ребята мне помогать будут.

Свободная пляска детей с Дедом Морозом.

Дед Мороз: Наплясался на год вперед, присяду и отдохну. А где же Снегурочка?

Дед: А я ее отменил.

Баба (жалуясь): Мне очень обидно, как же Новый Год без Снегурочки?!

Дед Мороз: Ну, ничего, я это дело улажу. Назначаю всех девочек Снегурочками. А пока, Дед и Баба, по волшебному пути надо в сказку вам идти. Сундуки там разыщите и сюда их привезите.

Дед и Баба: А что Дед тут оставил?

Зима: Это чудесное решето.

Дед Мороз: Так посмотрим, что же там.

Достает кукольного петрушку. В Степа исполняется танец Петрушки.

Дед Мороз: Что же еще в чудесном решете есть? (Вытаскивает снежинку.) Ну, Снежиночки, летите, в быстром танце покружите.

Танец Снежинок.

Дед Мороз: Где же наши Дед и Баба? Не заблудились ли они?

Ведущая: Дед Мороз а давайте пока Дед с Бабой не пришли мы споем песню и поводим хоровод, а помогать нам будут Д. София и Л. Саша.

Дети водят хоровод под песню «В лесу родилась елочка».

Дед Мороз: Это моя самая любима песня.

Ведущая: Дед Мороз у нас для тебя есть еще сюрприз. Наши дети Г. Захар, София, Руслан, Маша и Кристина приготовили для тебя и для зрителей сказку «Репка».

Дед Мороз: Какая замечательная сказка, а кто же придумал показать ее нам?

Ведущая: Это все Захар придумал.

Дед Мороз: Молодец Захар. Я надеюсь, что ты и в следующем году расскажешь нам еще какую-нибудь сказку, уж очень они мне нравятся. Что-то не видать Деда с Бабой, а давайте им покричим (кричит.) Ау, Дед, ау, Баба.

Дети повторяют.

Дед и Баба вносят сундуки.

Дед мороз: Вот и наши сундуки. Ну, Дед, хвалю за службу! Какое еще чудо у тебя в решете осталось?

Дед: А вот какое: хочу, чтобы в сундуках (думает).

Баба (подсказывает детям шепотом): Были подарки!

Дети (повторяют): Были подарки!

Дед: Точно! Чтобы в сундуках были подарки!

Дед Мороз: Посмотрим, получилось ли это чудо!

(Открывает сундуки, раздает подарки.)

Я расти желаю вам,

Не огорчая пап и мам,

В дружбе, радости, здоровье,

Счастья вам, ни капли горя.

Ну, а в следующем году

Я проверить вас приду.

Дед Мороз, дед, Баба прощаются и уходят.

Зима: До свидания, старый год!

Хоть ты и был хорошим,

Пора встречать нам Новый год,

Пусть радостным он будет тоже!

Под веселую музыку дети с подарками уходят из зала.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: