Цель и задачи эксперимента

 

Целью практической части исследования является анализ особенностей психосоциальной работы с инвалидами в условиях психоневрологических интернатов (на примере ГСУ СО «Анжеро-Судженский психоневрологический интернат»).

Этапы исследования:

1. Знакомство с ГСУ СО «Анжеро-Судженский психоневрологический интернат», с реабилитационным отделением.

2. Изучение особенностей социальной адаптации лиц с ограниченными (психическими) возможностями.

3. Проведение анкетирования среди сотрудников и больных интерната.

4. Обработка и анализ полученных результатов.

5. Определение направлений работы для дальнейшей адаптации и реабилитации больных в реабилитационном отделении.

Базой исследования является реабилитационное отделение ГСУ СО «Анжеро-Судженский психоневрологический интернат».

ГСУ СО «Анжеро-Судженский психоневрологический интернат» это медико-социальное учреждение для мужчин престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В интернате проживает 580 человек в возрасте от 18 до 60 лет и старше.

Учреждение ГСУ СО «Анжеро-Судженский психоневрологический интернат» является некоммерческой организацией, создано в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, является юридическим лицом, в соответствии с целями деятельности может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет в отделении федерального казначейства, печать и штампы, бланки с фирменным наименованием учреждения и наименованием органа, в ведении которого оно находится. Учреждение финансируется за счет бюджета Кемеровской области. Имеет годовую смету расходов и штатное расписание, утверждаемое директором учреждения в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Учреждение имеет в своем составе отделения и другие подразделения, не являющиеся юридическими лицами. Учреждение создается без ограничения срока действия. Основными целями создания и деятельности учреждения являются:

- осуществление стационарного социального обслуживания граждан, проживающих в учреждении, путем материально-бытового обеспечения, создания для них достойных условий жизни и благоприятного микроклимата;

- организация ухода и наблюдения за проживающими гражданами, их отдыха и досуга, оказание им медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по обеспечению санитарно-противоэпидемического режима;

- осуществление мероприятии по социально-медицинской реабилитаций (в том числе и лечебно-трудового характера), социальной адаптации проживающих с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности.

Направления деятельности - социальная поддержка людей с ограниченными умственными возможностями в условиях психоневрологического интерната.

Структурные подразделения - три отделения милосердия, геронтопсихиатрическое отделение, общепсихиатрическое отделение, реабилитационное отделение и изолятор.

Реабилитационное отделение, на 100 коек, было открыто в 1995 году. В работе реабилитационного отделения акцент идет на социально-бытовую адаптацию и интеграцию в общество лиц с ограниченными психическими возможностями.

На реабилитационном отделении работают: заведующая реабилитационным отделением, старшая медсестра, старший воспитатель, дежурный воспитатель и 4 воспитателя на группах (3 группы девушек и 1 юношей). На отделении существуют студии: изобразительного искусства, бисероплетения, вышивки, аппликация, изонить, театральная, танцевальная, домоводство, обучение грамоте и спортивно-оздоровительная студии. Инвалиды принимают участие в культурно - массовых мероприятиях, посещают драмтеатр, картинную галерею, краеведческий музей; совершают экскурсии. На областных и городских конкурсах художественного творчества ребята реабилитационного отделения всегда занимают призовые места.

В практической части работы были использованы методы: анализ информации и анкетирование.

Анкетирование - метод получения информации на основании ответов на подготовленные и соответствующие основной задаче вопросы. В основе метода анкетирования лежит заранее разработанная анкета, а ответы респондентов на все позиции вопросника составляют искомую эмпирическую информацию.

Анализ документов один из широко применяемых и эффективных методов сбора и анализа первичной информации. Анализ документов дает исследователю возможность увидеть многие важные стороны социальной жизни, помогает установить нормы и ценности, свойственные определенному кругу людей в определенный период, получить сведения, необходимые для описания тех или иных структур, проследить динамику взаимодействия между различными группами и отдельными людьми и т. д Анализ документов это - изучение фактов общественной жизни, которые зафиксированы разными способами: словесно, цифрами, рисунками, фото, кино и телесъёмками. Информацию, содержащуюся в документах, принято разделять на первичную и вторичную. В первом случае речь идёт об описании конкретных ситуаций, об освещении деятельности отдельных субъектов. Вторичная информация носит более обобщённый, аналитический характер; в ней, отражены более глубоко социальные связи. Документы нередко выступают в качестве главного источника информации, дополняемой анкетой или наблюдением.

Для определения активности участия инвалидов ГСУ СО «Анжеро-Судженский психоневрологический интернат» в реабилитационных мероприятиях, была разработана специальная анкета. Анкета состоит из 14 вопросов. При составлении анкеты использовались:

- закрытые вопросы № 1-4, 8-12, 14;

- открытые вопросы № 5, 13;

- полузакрытые вопросы № 6 и 7.

Все вопросы анкеты можно разделить на три блока. Первый блок вопросов анкеты посвящён профессиональной ориентации. Это вопросы с № 2 по № 7. Второй блок вопросов относится к взаимоотношениям с обслуживающим персоналом. Это вопросы с № 8 по № 10. И третий блок вопросов посвящён участию инвалидов в общественной жизни интерната. Это вопросы с № 11 по № 14. Выборку составляют инвалиды реабилитационного отделения, проживающие на территории интерната и за её пределами 10 человек. Средний возраст респондентов 30-34 года. Большинство (50%) проживает в интернате 10 и более лет, менее года и больше одного года проживают в интернате по 20% респондентов, 5 лет и более это 10% респондентов.

Таким образом, изучение особенностей психосоциальной работы включало:

- использование специально разработанной анкеты, состоящей из следующих разделов: социально-гигиенический портрет обследуемого; сведения об основном диагнозе, инвалидности; социально-медицинская адаптация обследуемого и пункты содержащие информацию об основных социально-демографических показателях;

- анализ документации социального работника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: