Борьба за чистую экологию

Международное сообщество осознало пагубность загрязнения моря нефтью давно. Уже в 1921 году конференция судовладельцев в Лондоне попыталась исследовать эти вопросы и выработать необходимые меры. В 1926 году международная конференция в Вашингтоне попыталась установить районы и прибрежные зоны, запрещенные для сброса нефти, но безуспешно. В 1934 году в Лигу Наций были переданы на обсуждение вопросы о всеобщем прекращении загрязнения прибрежных вод, но до начала второй мировой войны решения так и не были приняты. Только в 1954 году в Лондоне была принята Международная Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью - ОЙЛПОЛ-54. В 1959 году учреждена Межправительственная организация ИМО, взявшая на себя функции депозитария Конвенции ОЙЛПОЛ-54, которая вступила в силу в 1958 году. Главная цель данной Конвенции - защита морей и океанов от загрязнения нефтью и установление "запретных зон" для любого сброса на 50 миль от близлежащей земли. В 1962 году очередная международная лондонская конференция продолжила совершенствование Конвенции, а в 1969 году ИМО приняла ряд поправок к ней. Конвенция ОЙЛПОЛ-54 с поправками 1969 и 1971 годов практически установила главные требования по предотвращению загрязнения моря нефтью за исключением ответственности в случае аварий танкеров с разливом нефти. Поэтому в 1967 году был учрежден Юридический Комитет, по инициативе которого были созваны две международные конференции (Брюссель, 1969 и 1971 г.), принявшие три Международные Конвенции: о вмешательстве в открытом море, о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью и об учреждении Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения, они вступили в силу в 1975 и 1978 г. Поскольку все принятые Конвенции касались вопросов, связанных только с загрязнением нефтью, то в октябре 1973 года все там же в Лондоне по инициативе Ассамблеи ИМО была созвана Международная конференция, принявшая Международную Конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ-73), распространяющуюся на все виды судов. Помимо общих международных соглашений, зарегистрированных в ООН, в ряде отдельных районов (морских регионов) действуют региональные соглашения, достигнутые группами прилегающих к региону прибрежных стран. Например: Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (1992), Черного моря (1992), Средиземного моря (1976), Кувейтская региональная (1978) и др.

Среди источников загрязнения моря нефтью (это береговые промышленные предприятия, нефтебазы, буровые установки на шельфе, нефтеперерабатывающие заводы и т.д.) мировой танкерный флот занимает одно из первых мест. К 1980 году по оценкам экспертов ИМО среднегодовое поступление нефтяных углеводородов в Мировой океан составило около 1,5 млн. т. (из них 50% сбрасывалось с балластными водами, 20% - составляли разливы при авариях, остальное - слив льяльных вод, бункеровка, грузовые операции у причалов). Эта цифра относится к периоду, когда требования МАРПОЛ только вступали в силу и не были достигнуты все соглашения по их реализации. Ожидается, что при жесткой реализации всех требований МАРПОЛ и дополнительных резолюций ИМО, при совершенствовании оборудования танкеров, преднамеренный среднегодовой сброс в море нефти с балластными и промывочными водами сократится к 2005 году до 0,2-0,3 млн. тонн, разливы при авариях уменьшатся в 3-5 раз, а остальные сбросы сократятся на 40-50%. Таким образом, суммарное поступление нефтяных углеводородов в Мировой океан не будет превышать 0,4-0,6 млн. тонн в год. Однако все эти оценки приблизительны, так как эффективный контроль за сбросами в открытом море затруднен, а судовладельцы стараются не афишировать их ("не поймам - не вор"). Поэтому прогнозируемые цифры могут оказаться на 30-40% ниже реальных сбросов. Очевидно, что только повышение сознательности экипажей, понимание каждым из моряков того вреда, который наносит преднамеренный сброс нефти, помогает решить эту чрезвычайно важную задач.

То, что большие компании наносят ущерб окружающей среде, давно стало расхожим мнением. А вот что делают нефтяные гиганты для решения экологических проблем, общественности мало известно. Тем не менее нефтяникам есть что рассказать о своей работе по защите окружающей среды, признали представители ведущих экологических организаций на встрече с руководством компании ТНК-BP. Взаимодействие с этой компанией экологи называют "одним из лучших примеров диалога в области экологической ответственности в российском нефтегазовом секторе". Сегодня эта организация в партнерстве с Институтом мировых ресурсов, Гринпис России и WWF России участвует в проекте по оценке воздействия нефтегазовой индустрии на окружающую среду с применением дистанционных методов. Со своей стороны ТНК-ВР оказывает проекту финансовую поддержку, доступ к пилотным участкам и необходимой инфраструктуре. В компании уверены, что не менее важным направлением является и работа по предупреждению разливов нефти, ведь в 2003 году ТНК-ВР получила в собственность свыше 28 000 километров внутрипромысловых трубопроводов, возраст почти половины из которых - больше 15 лет. Начиная с 2004 года компания ввела в строй свыше 1400 километров новых трубопроводов, потратив на эти цели порядка 200 миллионов. Еще более внушительная сумма - 650 миллионов долларов в течение следующих 5 лет пойдет на замену свыше 4500 километров старых трубопроводов с использованием новых стандартов и самых современных технологий защиты.

В 2004 году, вскоре после создания, ТНК-ВР приняла на себя обязательство в течение следующих 5 лет восстановить более 80 процентов от общего объема загрязненных земель. Для этого компанией был создан специальный финансовый резерв (около 200 миллионов долларов) для проведения рекультивационных мероприятий. Компания также поставила перед собой задачу изучения и применения новых технологий для улучшения результатов рекультивации. Был разработан технический стандарт по рекультивации для выработки единых подходов в этой работе, достижения наилучших результатов и соответствия требованиям законодательства. С сентября стандарт является нормативным документом для всех дочерних обществ ТНК-ВР.

Разработчиком стандарта ТНК-ВР "Нормативы качества екультивации земель, загрязненных нефтью и нефтепродуктами" выступила кафедра химии почв факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова. Она поставила задачу компании - реализовать масштабную программу рекультивации исторического загрязнения.

Среда и обстоятельства разливов определяют методы очистки от нефти с целью сократить вредное воздействие на экологию. Американский институт нефти (API) дает прекрасные рекомендации для выбора методов очистки нефтяных разливов и уникальные характеристики морской среды (API, публикация 4435). Большинство методов, использующихся для борьбы с разливами нефти и защиты окружающей среды на море, применяются и для очистки пресноводной окружающей среды. Исключения составляют методы, включающие химические вещества (дисперсанты, абсорбенты, желагирующие агенты), разработанные для использования в соленой воде. Только химические вещества одобренные ЕРА могут использоваться для очистки разливов нефти.

Государственные и местные органы должны разработать планы возможных разливов нефти, согласно которым определяются первостепенные зоны по защите и очистке; ставятся задачи, которые нужно выполнять и назначаются ответственные за их выполнение. Обычно к работе подключают ученых-биологов местного и федерального уровней, ответственных за природные ресурсы, юристов, подрядчиков по очистке, специально обученных специалистов по реабилитации животных и местных официальных лиц. Кроме того, крупные разливы привлекают внимание добровольных помощников, представителей СМИ и наблюдателей.

(Всемирный фонд дикой природы одна из крупнейших в мире общественных благотворительных организаций, более 40 лет работающая для охраны природы на всей планете. Ежегодно WWF осуществляет свыше 1200 экологических проектов, привлекая внимание миллионов людей к проблемам охраны окружающей среды и их решению) объявил о начале проекта по повышению экологической ответственности нефтяного сектора экономики Казахстана.

Как отметил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев,- «Нефть стала не просто важной отраслью отечественной промышленности, но и символом независимого статуса государства, надеждой на лучшее будущее». Несомненно, роль и значение углеводородных ресурсов в развитии республики велики уже хотя бы потому, что являются основой экспортного потенциала и, соответственно, основной статьей экспортных доходов государства. Не удивительно, что современный Казахстан стал государством, где пересекаются интересы многих стран мира. Основной причиной этого является наличие огромных запасов углеводородного сырья. В условиях глобализации экономики крупные транснациональные нефтяные компании, заинтересованные в увеличении объемов собственного бизнеса, все чаще проникают в приоритетные сферы национальной экономики. Это свидетельствует о том, что современные товарно-сырьевые рынки (в первую очередь это рынок нефти и нефтепродуктов), превратились в пространство глобального международного сотрудничества со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Важнейшим элементом современного этапа развития является создание условий, позволяющих с максимальной эффективностью использовать природные богатства страны в интересах ее процветания. Исследования показали, что возможность вовлечения ресурсов в хозяйственную деятельность всегда имела значительное число ограничений. При этом степень доступности сырья, наличие необходимой новейшей техники и энергообеспеченности будут выступать важнейшими факторами ресурсосберегающего направления. Однако в условиях рыночной экономики большое значение отводится конечным результатам про­изводства, усугубляется тенденция взаимозаменяемости всех элементов производственных процессов.

Для создания принципиально новых эколого-экономических проектов и программ в различных сферах деятельности необходима разработка концепции экологизации экономического развития Казахстана. Центральным вопросом при этом является определение потребного количества природных ресурсов. Сейчас нет ни строгого научного обоснования, ни четкого критерия, в каких размерах и с какой интенсивностью осваивать эти ресурсы. Имеющиеся программы ориентируют экономику на увеличение или сохранение ресурсопотребления в природной среде.

Для Казахстана и его регионов рациональное ресурсосбережение - самый эффективный и единственно возможный путь обеспечения конкурентоспособности экономики. В его основе должна лежать глубоко продуманная политика, определяющая целесообразность того или иного направления расходования ресурсов. В рамках данного исследования не представляется возможным рассмотреть все направления ресурсосбережения, поэтому внимание уделяется использованию сырьевых ресурсов.

В недрах Казахстана сосредоточены богатейшие запасы разнообразных полезных ископаемых. Однако, до настоящего времени природные ресурсы используются во многих случаях расточительно, наблюдается бесхозяйственное отношение к природе.

Следует отметить, что вовлечение не возобновляемых сырьевых ресурсов в народнохозяйственный оборот неизбежно связано с интенсивным загрязнением окружающей среды, что приводит к нарушению экологического равновесия и тем самым наносит огромный экономический ущерб.

Успешное решение задач, направленных на ресурсосбережение и охрану окружающей среды в рыночных условиях хозяйствования, предполагает совершенствование механизма природопользования. Важнейшим средством достижения указанной цели является создание эффективной системы управления эколого-экономическими процессами.

Социально-ориентированные рыночные отношения сопровождаются переходом к иным приоритетам: от политических к экономическим и, главным образом, к социальным и экологическим. В последние годы происходит активный процесс переосмысления и изменения ценностей в общественном сознании.

В результате этого возрастает значимость экологических проблем, так как сохранение окружающей природной среды становится одним из важнейших факторов повышения качества жизни населения. При этом особое внимание обращается на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах с высокой концентрацией добывающей и, особенно, нефтегазодобывающей промышленности.

Поэтому при освоении нефтегазовых -ресурсов необходимо учитывать не просто экономическую эффективность, а эколого-экономическую. Следует отметить, что оценка экологических последствий стала в последнее время обязательной составляющей при обосновании проектов. Однако разработанность применяемой системы показателей и критериев природоохранных мероприятий является недостаточной. В большинстве случаев отсутствует широкая региональная увязка проекта и учет взаимосвязей экологических систем разного уровня с социально-экономическими, политическими и иными факторами.

Таким образом, экологические проблемы целесообразно решать в комплексе, чтобы предусмотреть не только получаемые эффекты, но и возможные отрицательные последствия. Важным направлением в обеспечении экономической самостоятельности и сбалансированности развития нефтегазовой промышленности Казахстана является наиболее эффективное использование минеральных ресурсов с учетом охраны окружающей среды.

По вопросам рационального использования отдельных видов ресурсов проводились исследования в отраслевом аспекте, где предлагались различные подходы к определению экономической эффективности их вовлечения в народнохозяйственный оборот.

Отдельные проблемы в связи с решением вопросов экологии нефтепромышленности в рыночных условиях освещены в работах Т. А. Ашимбаева, А.К.Кошанова У.Б.Баймуратова, Н.К.Мамырова, М.Б.Кенжегузина, К.А.Сагадиева, К.Б.Бердалиева, Д.К.Кабдиева, К.О.Окаева, Э.А.Туркебаева, С.С.Сагубалдинаидр.

Большая роль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолетам, машинам, заводам и фабрикам. Чтобы пересечь Атлантический океан, современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет инверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняют атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитывается более 500 млн. По подсчетам специалистов, машины |размножаются" в 7 раз быстрее людей. Именно им принадлежит половинная доля участия в отравлении Америки. Как заявил в 1976 г. сенатор Э. Маски, в США каждый год от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, умирает 15 тыс. человек. Американцев это не на шутку тревожит. Появляются различные проекты создания двигателей, работающих на других видах топлива. Электромобили уже не новость, во многих странах мира есть опытные образцы, но пока их широкое внедрение в жизнь сдерживается из-за малой мощности аккумуляторов.

Встает угрожающий вопрос: что делать с этими |черными океанами"? Как спасти их обитателей от гибели?

Строятся различные планы. Во Франции создана специальная центрифуга марки |Циклонет". Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется, производительность 200 M/ч.

Шведские и английские специалисты для очистки морских вод от нефти предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием. Такие полоски бумаги, помещенные в большие нейлоновые |авоськи", предлагается использовать для сбора нефти в море на месте катастрофы танкеров

Имеются и другие планы. Хорошие результаты дает применение диспергаторов - особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяных пленок железным порошком с последующим собиранием |опилок" магнитом. Большие надежды возлагаются на биологическую защиту: в лабораториях фирмы |Дженерал электрик" (США) создан супермикроб, способный расщеплять молекулы УВ.

       Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе не страдают от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск - кардиум. Это крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе таким образом и пищу, и кислород для дыхания. Если подобными способностями мог бы обладать человек, то в сутки он должен был бы пропускать сквозь себя более 200 т воды!

Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязнения является создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта и хранения нефти. В нашей стране такая система впервые была создана в 70-х гг. и применена в районах Каспий. Потребовалось создать новую унифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслах не умели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системе трубопроводов. С этой целью сооружались специальные нефтяные и газовые коммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширных территориях. Промыслы состояли из сотен объектов, причем в каждом нефтяном районе их строили по-своему, это не позволяло связать их единой системой телеуправления. Естественно, что при такой технологии добычи и транспорта много продукта терялось за счет испарения и утечки. Специалистам удалось, используя энергию недр и глубинных насосов, обеспечить подачу нефти от скважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточных технологических операций. Число промысловых объектов сократилось в 12-15 раз.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: