Основы ценообразования
1. Стоимостные основы цены [1]
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара.
Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.
Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном трудекакобъективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.
Стоимость – это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.
Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.
Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.
Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена
товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.
Ценообразование же представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу.
Имеют место в основном две системы ценообразования: 1) централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения и 2) рыночная, основанное на базе взаимодействия спроса и предложения.
Принципы и методы формирования цен в условиях централизованной экономики строятся на том, что они определяются на предприятии, т.е. в производстве, и нередко до начала выпуска продукции. Такой подход неизбежно приводит к тому, что за базу цен принимаются затраты на производство. Отсюда – господство затратного метода ценообразования, который подвергался критике еще в условиях плановой экономики. При таком подходе к построению цен рынок оказывает очень слабое воздействие на уровень и динамику цен. В лучшем случае он фиксирует степень спроса на товар при уже установленной цене.
Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в сфере производства, не на предприятии, а в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования. Только в этом случае преодолевается отчуждение товаропроизводителей от результатов их труда.
Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.
В отношении подавляющего большинства товаров, производимых субъектами хозяйствования, государство определяет также общие правила и принципы ценообразования, иногда устанавливает предельные уровни рентабельности или цен и таким путем осуществляет свои управляющие функции. Но государственные органы не устанавливают по большинству товаров конкретные цены на изделия, изготовляемые различными собственниками.
Таким образом, предприятия или фирмы реализуют свои товары и услуги, как правило, по ценам и тарифам, установленным ими самостоятельно или на договорной основе, и только в отдельных случаях, предусмотренных законодательными актами, по государственным ценам. Государственное регулирование цен осуществляется на продукцию предприятий, занимающих монопольное положение на рынке товаров, а также на товары и услуги, определяющие масштаб цен в экономике и социальную защищенность отдельных категорий граждан.
Поэтому рыночный механизм ценообразования должен не противостоять, а гибко сочетаться с механизмом государственного регулирования цен на отдельные группы товаров. Такое сочетание позволяет государству с помощью цен определять и реализовывать цели и приоритеты экономического и социального развития и формировать соответствующие пропорции.
2. Экономические функции цены [1]
Функция является внешним проявлением свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.
Функция цены является внешним проявлением ее внутреннего содержания. К функциям цены может быть отнесено только то, что характерно для каждой конкретной цены без исключения. Можно выделить пять функций цены.
1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.
2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию.
3. Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между:
· отраслями экономики;
· различными формамисобственности;
· регионами страны;
· фондом накопления и фондом потребления;
· различными социальными группами населения.
Так, с помощью высоких розничных цен на предметы роскоши и престижные товары (ювелирные изделия, легковые автомобили и др.) обеспечивается перераспределение с помощью бюджета денежных средств определенной части населения с высоким уровнем доходов для формирования специальных фондов, используемых для социальной защиты малообеспеченных категорий населения.
4. Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом.
Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения и требует принятия необходимых мер по их преодолению. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия между спросом и предложением. При появлении диспропорций в развитии хозяйства, несоответствии между предложением и спросом равновесие между ними достигается либо увеличением/сокращением производства товаров, либо путем роста/снижения цены, либо и тем, и другим методами одновременно.
5. Функция цены как критерия рационального размещения производства по мере перехода страны к рыночной экономике также будет получать все более полное развитие. Проявляется она в том, что с помощью механизма цен для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая. Такой переток капиталов производится фирмами самостоятельно под воздействием законов конкуренции и спроса. Только предприятие решает, в какую сферу деятельности, в какую отрасль или сферу экономики ему вкладывать свой капитал. Этому предшествуют глубокие маркетинговые исследования, т.е. изучение всех рыночных факторов, в том числе и цен.
3. Методологические вопросы ценообразования [1]
Принципы ценообразования – это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы цен и лежащие в ее основе.
Важнейшими принципами ценообразования являются:
Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости познания и учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, закона стоимости, законов спроса и предложения.
Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации цен на освоение новой, прогрессивной продукции, повышения ее качества.
Принцип непрерывности процесса ценообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов (например, руда-чугун-сталь-прокат и т.д.), на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.
Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется прежде всего на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это – продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта и т.д.
Различают два вида контроля:
1. Государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования – федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах.
2. Общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей.
4. Виды цен и их классификация. [1]
Несмотря на множество цен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. Стоит только внести изменения в уровень одной цены, как его изменения обнаруживаются в уровнях других цен.
Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
1. По характеру обслуживаемого оборота:
- Оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям, сбытовым организациям обычно крупными партиями (оптом).
К числу оптовых цен относятся закупочные цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию предприятиям для последующей переработки.
- Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественно населению.
- Цены на услуги населению – тарифы на услуги ЖКХ, транспорта, связи и т.д.
В сфере обращения действуют накидки (оптово-сбытовая и розничная).
2. С учетом фактора времени – постоянная, сезонная, ступенчатая.
3. Кроме того важно выделить такой классификационный признак, как степень свободы цен от воздействия государства при их определении. В зависимости от этого классификационного признака различают следующие виды цен.
1. Свободные цены – свободно складываются на рынке под воздействием спроса и предложения независимо от какого бы то ни было прямого влияния государственных органов. Государство может воздействовать на эти цены (их уровень) лишь косвенно – путем влияния на конъюнктуру рынка доступными ему способами, например, установить «правила игры» на рынке с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка. С этой целью вводится ряд запретов: на горизонтальное фиксирование цен, на вертикальное фиксирование цен, на ценовую дискриминацию, на демпинг, на недобросовестную ценовую рекламу.
Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон. При их определении учитываются степень новизны товара, его полезность, качество, конъюнктура рынка. При этом фактический размер прибыли зависит от уровня согласованной цены.
Свободные цены фиксируются в протоколах согласования цен или в договорах на поставку товара. Свободные цены могут быть пересмотрены по согласованию сторон в зависимости от изменения цен на сырье, материалы и других факторов, влияющих на формирование затрат.
2. Регулируемые цены – складываются под влиянием спроса и предложения, но испытывают при своем формировании определенное воздействие государственных органов, которое осуществляется методами либо прямого ограничения роста или снижения цен, либо путем регламентации рентабельности, либо путем установления предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскуранта, либо путем установления предельных значений элементов цены, либо каким-нибудь аналогичным методом.
3. Фиксированные цены – прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации или отдела (управления) цен региональных органов власти и управления). Существуют такие формы фиксирования цен, как: прейскурантные цены, «замораживание» рыночных свободных цен, фиксирование монопольных цен. Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита товаров и т.д.).
Формы и методы воздействия государства на цены.
Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое или административное вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установление определенных правил ценообразования.
Формы прямого вмешательства:
1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики);
2. Установление фиксированных цен и тарифов;
3. Установление предельных цен или коэффициентов;
4. Установление предельного норматива рентабельности;
5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок и скидок;
6. Декларирование цен;
7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Косвенное воздействие на формирование цен:
1. Установление налоговых или иных платежей, ведущих к изъятию доходов у потребителя или производителя.
2. Государственная поддержка цен и доходов в виде субсидий и дотаций потребителю или производителю.
Финансовая поддержка цен на продукцию и услуги может быть представлена в такой классификации:
- бюджетные и другие субсидии к доходам потребителя, в частности, избирательная поддержка спроса остро нуждающихся и малообеспеченных слоев населения;
- субсидии к ценам реализации отдельных конкретных товаров или отраслей;
- субсидии к ценам на средства производства, формирующим издержки (прежде всего в сельском хозяйстве, и отраслях, перерабатывающих продукцию);
- Прямое, как правило, частичное финансирование межотраслевых программ и субсидирование производителя, непосредственно участвующего в осуществлении государственных программ.
3. Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.
4. Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления.
Основные ценообразующие факторы:
- величина средних издержек
- средняя отраслевая норма прибыли,
- состояние финансовой системы (именно: уровень и тенденции доходов населения, покупательная способность денежной единицы, уровень и динамика инфляции, изменение паритета национальной валюты по отношению к денежным единицам основных торговых партнеров и т.д.)
- соотношение спроса и предложения,
- наличие и состояние конкурентной среды.
- государственное регулирование цен. Регулируемые цены находятся под контролем государства, которое может воздействовать на них различными способами. Например, установление фиксированных цен на товары, имеющие социальную значимость (предметы первой необходимости). Государство может устанавливать предельный уровень рентабельности
Формирование цены:
Издержки производства + прибыль + НДС = оптовая цена предприятия поставщика + снабженческо-сбытовая надбавка (накидка) = оптовая цена снабженческо-сбытовой организации (цена промышленности) + торговая наценка (скидка) = розничная цена.
2. Методы обоснования цен на продукцию и услуги предприятия.
В зависимости от выбранной стратегии цен строится общая политика ценообразования предприятия, которая предполагает определение исходной цены и ее дальнейшую корректировку с учетом рыночных факторов.
Методика расчета исходных цен на товары, как правило, состоит из следующих этапов:
- постановка задач ценообразования,
- определение спроса,
- оценка издержек,
- анализ цен и качества товаров конкурентов,
- выбор метода ценообразования,
- расчет исходной цены,
- учет дополнительных факторов,
- установление окончательной цены.
При выборе метода ценообразования нужно учитывать как внутренние ограничения (издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров-конкурентов и т.п.).
При расчете цены используют следующие методы ценообразования:
- расчет цены на основе экономической обоснованности расходов;
- «Средние издержки плюс прибыль» - основой расчета являются средние издержки производства плюс наценка. Наценка может варьировать в широких пределах, главное – она должна учитывать особенности текущего спроса и конкуренции;
- Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В основе данного метода – график безубыточности или коммерческое бизнес-планирование желаемой прибыли;
- установление цены на основе уникальности выпускаемого товара – при этом исходят не только из издержек производства, но и ценности товара для покупателя. Рекомендуется также учитывать не только экономические, но и психологические факторы цены, такие, как престижность товара (дорогие автомобили, часы, драгоценности);
- индексный метод – к фактически сложившейся цене применяются индексы (коэффициенты), на которые увеличивается или уменьшается цена.
В ценах на каждом этапе их формирования учитываются издержки организации, прибыль, НДС. На ряд товаров в цены также включаются суммы акцизов по установленным ставкам.
4. Методы государственного регулирования цен и тарифов
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. На основании этого положения органы исполнительной власти РФ обеспечивают реализацию государственной ценовой политики и законодательства РФ.
Государственная политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.
В настоящее время существует многоуровневая система органов, принимающих участие в ценообразовании, а именно различают три уровня: федеральный, региональный и местный.
Перечень федеральных органов РФ, принимающих прямое или косвенное воздействие на вопросы цен и тарифов, сформирован в соответствии с указом президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.
Федеральными органами исполнительной власти, занимающимися вопросами ценообразования, являются: Министерство экономического развития, Федеральная служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба.
Самым авторитетным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся вопросами ценообразования, является Министерство экономического развития РФ. Оно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет в Правительство и РФ проекты федеральных конституционных и федеральных законов и актов по вопросам государственного регулирования цен и тарифов; нетарифного и тарифного регулирования экспорта и импорта товаров; развития конкуренции.
Минэкономразвития РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной таможенной службы, Федерального агентства по государственным резервам.
В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти указом президента от 20 мая 2004 г. Из ведения Министерства экономического развития и торговли выведена Федеральная служба по тарифам, руководство которой теперь осуществляет правительство РФ.
Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляет государственное регулирование (определение, установление цен и тарифов, контроль за установлением цен и тарифов) в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на железнодорожном транспорте, на услуги транспортных терминалов, портов, аэродромов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.
Так, на Федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий: в электроэнергетике (тарифы регулируются Федеральной службой по тарифам), газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи.
На продукцию, товары и услуги локальных, т.е. местных естественных монополий, государственное регулирование цен и тарифов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации: электро- и тепло-энергия, отпускаемая региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ, реализуемый населению, перевозки пассажиров, коммунальные услуги. Тарифы на услуги ЖКХ регулируются сегодня местными органами власти.






