Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса

при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы:

- обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии на основе доступности и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в теплоэнергетике;

- определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов;

- обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством РФ и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации в официальных средствах массовой информации;

- обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение тепловой энергии;

- обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности РФ;

- создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций;

- определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями;

- учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.

Одним из наиболее существенных факторов справедливой тарифной политики является методология регулирования цен и тарифов. Именно применение того или иного метода задает начальные условия расчета тарифов, оказывает стимулирующее воздействие на коммунальные предприятия по сокращению расходов при сохранении или улучшении качества коммунальных услуг.

Для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:

1) метод установления фиксированных тарифов;

2) метод установления предельных тарифов;

3) метод индексации установленных тарифов.

· метод экономически обоснованной доходности инвестированного капитала.

 

Метод установления фиксированных тарифов

Фиксированные тарифы утверждаются на основании метода экономически обоснованных расходов (затрат);

Метод экономически обоснованных расходов предусматривает обязанность для регулирующих органов определять состав расходов только с учетом оценки их экономической обоснованности. При этом методе тарифы рассчитываются на основании необходимой валовой выручки и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Под необходимой валовой выручкой подразумевается экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При определении необходимой валовой выручки (расчет потребности в финансовых средствах на приобретение материальных и энергетических ресурсов, оплату подрядных работ и услуг) регулирующие органы используют: регулируемые государством тарифы (цены), цены, установленные на основании договоров, заключенных в результате проведения конкурсов, торгов, аукционов и иных закупочных процедур, обеспечивающих целевое и эффективное расходование денежных средств; официально опубликованные прогнозные рыночные цены и тарифы, установленные на расчетный период регулирования, в том числе фьючерсные биржевые цены на топливо и сырье. При отсутствии указанных данных применяются прогнозные индексы изменения цен по отраслям промышленности.

В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

 

Метод установления предельных тарифов

Метод установления предельных тарифов предусматривает установление предельных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций. Предельные тарифы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются на период регулирования продолжительностью не менее 3 лет отдельно на каждый год в течение периода регулирования. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются в размере не выше максимального предельного тарифа и не ниже минимального предельного тарифа. Максимальный предельный тариф и минимальный предельный тариф рассчитываются соответственно как отношение максимальных и (или) минимальных финансовых потребностей для реализации аналогичными организациями производственной программы к расчетному объему реализации аналогичными организациями соответствующего вида товаров и услуг.

Максимальные и (или) минимальные финансовые потребности аналогичных организаций, устанавливаемые на каждый финансовый год периода действия тарифов, изменяются на:

1) индекс, отражающий повышение эффективности расходов, необходимых для реализации производственной программы, устанавливаемый органом регулирования в виде единого показателя для всех организаций, в отношении которых применяется данный метод регулирования;

2) индексы потребительских цен, определяемые Министерством экономического развития Российской Федерации на каждый финансовый год периода действия тарифов;

3) индекс, отражающий изменение расходов, вызванное изменением объемов производства и реализации товаров и услуг.

 

Метод индексации тарифов заключается в определении регулируемого тарифа путем индексации ранее утвержденного регулируемого тарифа.

Применение метода индексации часто ограничивают в целях защиты интересов потребителей. Например, при регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию регулирующие органы вправе применять метод индексации тарифов, если уровень инфляции (индекс потребительских цен), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, не превышает в расчетном периоде регулирования 12 процентов в год.

При применении метода индексации необходимо учитывать всевозможные изменения, которые могут произойти в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, к которым относятся:

- программы сокращения расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, согласованные с регулирующими органами;

- изменение состава и (или) объемов финансирования инвестиционной программы;

- отклонение фактических показателей производства продукции на розничном рынке и оказываемых услуг от прогнозных;

- отклонение фактических цен на топливо от прогнозных;

- отклонение фактического индекса потребительских цен от принятого при установлении регулируемых тарифов прогнозного индекса;

- изменение нормативных правовых актов, влияющие на размеры расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

- изменение регулируемых тарифов на топливо в соответствии с решениями регулирующих органов;

- изменение ставок налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

- прочие изменения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: