Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ. ПРОБЛЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА
Ответьте на поставленные вопросы (письменно)
1.Назовите основные функции экономической теории. Кратко охарактеризуйте каждую из них.
2.Что такое потребности? Как принято их классифицировать?
3. Почему в сфере экономики людям все время приходится делать выбор?
4. Как в разных экономических системах решаются основные экономические вопросы, стоящие перед каждой страной?
Выберите единственно правильный вариант ответа
1. Что служит причиной роста вмененных издержек производства:
а) ограниченность факторов производства;
б) неограниченность факторов производства;
в) невозможность взаимозаменяемости факторов производства;
г) взаимозаменяемость факторов производства.
2. Закон возрастания альтернативных издержек действует, если кривая
производственных возможностей имеет:
а) выпуклую форму;
б) форму примой;
в) вогнутую форму;
г) любую форму.
3. Какой из фундаментальных экономических вопросов «что?», «как?» и
|
|
«для кого?» производить можно решить только на макроэкономическом уровне:
а) какие товары производить?
б) какой ожидается уровень инфляции?
в) сколько товаров и услуг производить?
г) кто будет производить товары и услуги?
4. Критериями разграничения типов экономических систем служат:
а) форма собственности на ресурсы;
б) тип координационного механизма;
в) уровень благосостояния членов общества;
г) свободный доступ к рыночной информации.
5. Какие из приведенных ниже экономических понятий можно непосредственно проиллюстрировать при построении КВП:
а) спрос и предложение;
б) совокупный спрос и совокупное предложение;
в) ограниченность производственных ресурсов, компромиссный выбор,
альтернативная стоимость;
г) наилучший способ удовлетворения потребностей при имеющихся
производственных возможностях.
6. Три типа экономических систем – это:
а) традиционная, рыночная, централизованная;
б) демократическая, анархическая и тоталитарная;
в) феодальная, капиталистическая и коммунистическая;
г) развивающая, развитая и заживающая.
7. Принципиальная неразрешимость проблемы ограниченности ресур-
сов связана с тем, что:
а) часто возникают ситуации, когда имеющихся товаров не хватает на
всех потребителей, например, нельзя поровну поделить семь видеокассет
между десятью желающими их получить;
б) большинство природных ресурсов человечество исчерпало;
в) рынок не может произвести все необходимые людям товары и услуги;
г) в каждый конкретный момент времени человеческие потребности
превышают возможности их удовлетворения за счет доступных ресурсов.
|
|
8. В стране, имеющей показанную на рисунке кривую производственных возможностей, решено производить Q единиц одежды. Какой из отрезков на графике соответствует альтернативной стоимости такого решения?
а) ОА; Одежда
б) АВ;
в) QC; С
г) ОВ. Q
O
A B Обувь
9. В какой из вариантов ответа включены основные вопросы экономики?
а) что производится, как производится, кем потребляется;
б) что потребляется, как производится, кто производит;
в) что производится, как потребляется, кто производит;
г) что потребляется, как производится, кто потребляет.
10. Что из перечисленного является неэкономическим благом:
а) подводная лодка;
б) досуг и развлечения;
в) энергия ветра;
г) знания.
11. Неразработанное нефтяное месторождение может служить примером:
а) естественных ресурсов;
б) капитала;
в) земли;
г) рынка.
12. Благо, доступное одному, а пользоваться им могут одновременно
многие, есть:
а) частное благо;
б) общественное благо;
в) общий ресурс;
г) естественная монополия.
13. Блага, используемые для производства других благ, есть:
а) факторы производства;
б) основной капитал;
в) информация;
г) предпринимательская деятельность.
14. Одновременное и полное удовлетворение всех потребностей невоз-
можно вследствие:
а) неэффективного использования рабочей силы;
б) неверного принятия экономического решения;
в) ограниченности экономических ресурсов;
г) отсутствия культуры хозяйствования.
15. В производственной функции Q= f (F1, F2...Fn), F1, F2...Fn − есть:
а) экономические потребности;
б) производственные ресурсы;
в) издержки производства;
г) основные доходы.
16. Максимальные результаты при минимальных затратах – это:
а) рациональное ведение хозяйства;
б) повышение производительности труда;
в) максимальное удовлетворение потребности;
г) эффективность общественного производства.
17. Самый дефицитный ресурс современной российской экономики:
а) труд;
б) капитал;
в) земля;
г) предпринимательская деятельность.
18. Альтернативные варианты при полном использовании ресурсов показывает кривая:
а) спроса;
б) предложения;
в) уровня жизни;
г) производственных возможностей.
19. Точка, расположенная вне кривой производственных возможностей:
а) полное обеспечение наличными ресурсами;
б) использование ресурсов для производства одного из двух товаров;
в) недостаточное использование ресурсов;
г) необеспеченность наличными ресурсами.
20. Недостаточное использование ресурсов показывает точка, которая лежит:
а) за пределами кривой производственных возможностей;
б) внутри кривой производственных возможностей;
в) на кривой производственных возможностей;
г) на биссектрисе первого координатного угла.
Тема 2. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА.
ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Ответьте на поставленные вопросы (письменно)
1. Что входит в понятие рыночной инфраструктуры?
2. Как формируется равновесная цена? Объясните этот механизм с помощью соответствующего графика, указав область дефицита товаров на рынках и область излишков от перепроизводства.
3. Каковы основные причины возникновения рынка?
4. Докажите практическую значимость эластичности спроса.
2. Выберите единственно правильный вариант ответа
1. Рынок – это:
1) место, где осуществляется купля-продажа товаров;
2) товарообмен, организованный по законам товарно-денежного обращения;
3) совокупность спроса и предложения;
4) совокупность товаров и услуг, доставленных потребителям.
2. Объективными предпосылками рынка являются:
|
|
1) частная собственность на средства производства;
2) экономическая обособленность и материальная ответственность
производителя;
3)общественное раделение труда;
4)производство продуктов сверх собственнных потребностей.
3. Объективными предпосылками рыночной конкуренции являются:
1) достаточное количество продавцов каждого вида товара;
2) полная хозяйственная обособленность производителей;
3) государственное регулирование экономики;
4) товарный дефицит.
4. Спрос – это:
1) платежеспособная потребность;
2) объем потребительских товаров, обусловленный потребностями населе-
ния;
3) объем и структура товаров, произведенных за год;
4) реальный доход населения.
5. Предложение – это:
1) объем инвестиций, определяющих структуру потребностей покупателя;
2) объем товаров и услуг, реализованный на рынке за год;
3) совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть
доставленными туда;
4) объем товаров и услуг, опосредованных покупательским спросом.
6. Конъюктура рынка – это:
1) показатель рейтинга рынка;
2) совокупность товаров, предложенных на рынке;
3) оснащенность рынка оборыдованием, вычислительной техникой;
4) определенное соотношение между спросом и предложением товаров
на рынке.
7. Какие из перечисленных функций не выполняет рынок:
1) определяет цену и их динамику;
2) удовлетворяет потребности потребителя;
3) обуславливает конкуренцию обособленных товаропроизводителей;
4) предотвращает инфляцию?
8. Определите, что из перечисленного относится к структуре рынка:
1) торговые, комерческие, посреднические фирмы;
2) предметы потребления, средства производства, рабочая сила;
3) налоговые инспекции и страховые компании;
4) научно-технические разработки, технологии, ценные бумаги?
9. Закон спроса предполагает, что:
1) превышение предложения над спросом вызывает снижение цены;
2) рост доходов потребителей увеличивает спрос на товары;
3) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
4) когда цена товара падает, объем планируемых закупок растет.
|
|
10. Чем можно объяснить сдвиг кривой спроса на товар Х, если:
1) предложения товара Х по некоторой причине уменьшилось;
2) цена товара Х возросла и, как следствие, потребители решили меньше покупать этот товар;
3) вкусы потребителей вызвали интерес к товару Х, и поэтому они покупают его при любой данной цене больше, чем раньше;
4) цена товара Х упала, поэтому потребители покупают его больше, чем раньше.
11. Рост цен на материалы, необходимые для производства товара Х вызовет:
1) сдвиг кривой спроса вверх (или вправо);
2) сдвиг кривой предложения вверх (или влево);
3) сдвиг кривой спроса и предложения вверх;
4) сдвиг кривой предложения вниз (или вправо).
12. Рыночный спрос не испытывает влияния:
1) доходов потребителей;
2) цен на взаимосвязанные товары;
3) цен на ресурсы;
4) численности покупателей.
13. Если спрос падает, то кривая спроса сдвигается:
1) вниз и влево;
2) по вращению часовой стрелки;
3) вверх и вправо;
4) против вращения часовой стрелки.
14. Изменение какого фактора не вызовет сдвига кривой спроса:
1) вкусов и предпочтений потребителей;
2) размера и распределения национального дохода;
3) цены товара;
4) численности и возраста потребителей.
15. Совершенствование технологии сдвигает:
1) кривую спроса вверх и вправо;
2) кривую спроса вниз и вправо;
3) кривую предложения вниз и вправо;
4) кривую предложения вверх и влево.
16. Готовность покупать дополнительные единицы производимого товара, только по более низкой цене лучше всего объясняет:
1) эффект замещения;
2) принцип убывающей предельной полезности;
3) эффект дохода;
4) закон предложения.
17. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:
1) спрос равен предложению;
2) цена равна издержкам плюс прибыль;
3) уровень технологии меняется постоянно;
4) объем предложения равен объему спроса.
18. Если рыночная цена ниже равновесной:
1) появится избыток товаров;
2) возникает дефицит товаров;
3) формируется рынок покупателя;
4) падает цена ресурсов.
19. Покупка товаров по низкой цене на одном рынке и продажа его по
высокой цене на другом рынке не является:
1) операцией с целью получения прибыли;
2) средством повышения предложения на рынке с высоким уровнем цен;
3) причиной ценовых различий на конкурентных рынках;
4) средством повышения спроса на рынке с высоким уровнем цен.
20. Вполне вероятно, что причиной падения цены на продукт является:
1) рост налогов на частное предпринимательство;
2) рост потребительских доходов;
3) падение цен на производственные ресурсы;
4) падение цен на взаимодополняющий товар.