Глава 1. Государство по Платону

Что такое государство для Платона и Аристотеля?

Эссе студента 1 курса бакалавриата группы №194

по истории философии

 

Ст. преп.

Копылова А. О.

 

 

Москва 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Государство по Платону……………………………………………………………….4

 

Глава 2. Государство по Аристотелю..………………….……………………………..….…..13

 

Заключение …………………………………………………………….…………………..…...25

 

Список использованных источников и литературы ……………….…………………..…….27

 

Введение

Теория государства, его появление, его роль, значение в жизни общества, а также все проблемы, которые, так или иначе, связаны с этим историко-философическим феноменом – вопросы, которые преследуют людей с появления самого понятия «государства» в мире. С развитием технологий, общества, усложнением его организации, менялось соответственно и государство, которому общество делегировало часть прав и полномочий.

Конечно, сегодня практически невозможно сравнивать «государство» двадцать первого века и «государство» периода античности, первых философов, таких как Сократ, Платон, Аристотель и других, однако некоторые вопросы, например, цель государства, до сегодняшнего дня остаются актуальными и обсуждаемыми. Как мне кажется, ответы на вопросы и решения всех проблем, которые относятся к понятию «государство», будут отличаться в зависимости от времени, эпохи и ступени развития человечества. Доказательством вышеуказанного тезиса может быть изменение функций государства на протяжении всей истории человечества. Если в древние времена не существовало даже намеков на функцию защиты государством авторских прав, то сегодня им же (государством) разрабатываются настоящие законы, которые должны регулировать эту сферу общества.

По моему мнению, для того, чтобы разобраться в понятии «государство», необходимо вернуться к истокам этого понятия. Первыми и самыми главными политическими философами, которые рассуждали о «государстве», как мне кажется, остаются Платон(429-347 гг. до н. э.) и Аристотель(384-322 гг. до н. э.). Именно они заложили основы «государства», как политического органа, который преследует четкие цели и исполняет конкретные функции. Многие философы и ученые обращались и обращаются к их труда: Фома Аквинский, Августин, Лосев, Александров и другие.

Таким образом, политическая философия Платона и Аристотеля до сих пор актуальна, так как является одной из самых древнейших и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие государственного устройства.

 

 

Глава 1. Государство по Платону

Основные идеи об устройстве идеального государства Платон описал в своем диалоге «Государство» или «Полития». Стоит заметить, что на Платона в юнсоти очень сильно повлиял Сократ. Не случайно Платон считается его учеником. Ученые прослеживают это в первой книге «Политии», остальные книги Платон написал уже в возрасте, в так называемый зрелый период своего творчества.

Прежде, чем говорить о политической философии Платона, нужно вспомнить, что он считает, что есть 2 мира: мир идей (эйдосов) и материальный мир. Главной идей, по теории Платона, является идея блага, к которому стремится каждый человек. Однако, не каждый человек способен правильно понимать идею блага. По Платону, на такое способен только человек, обладающий всеми положительными качествами. Таким человеком у Платона представляется философ, а реализация идеи блага на Земле, в материальном мире представляется в виде создания и управления полисом, а также в виде справедливости. Полис – не самостоятельная организация, а часть мироздания, которая создана по проекции космоса. Платон выделяет три начала в человеке: разумное, яростное и вожделеющее. Эти же три начала существуют на трех уровнях бытия: в человеке, в полисе и в космосе.

Сам полис состоит из трех сословий, которые осуществляют четкие функции, являются воплощениями трех начал: земледельцы и ремесленники (вожделеющее), стражи (яростное), философы (разумное).[1] Об их особенностях я попытаюсь рассказать ниже. Однако, существование такого полиса будет возможно при выполнении нескольких условий. Во-первых, в таком государстве все три сословия должны сосуществовать в полной гармонии, которая основывается на справедливости(идея блага в материальном мире). По Платону, справедливость – это когда каждый на своем месте.[2] Во-вторых, создание такого политического образования необходима «команда философов, стоящая у истоков», которая сможет воспитать первое поколение полиса.[3] Важно знать, что для полиса Платона принципиально важно воспитание детей и их образование, так как от них зависит дальнейшая жизнь города, на этом строится сама система полиса.

Говоря о государстве, Платон выстраивает иерархию по аналогии с человеческим телом: философы – голова, стражи – туловище, земледельцы и ремесленники – конечности. Кроме того, в такой системе устройства полиса практически отсутствовала возможность перехода из сословий, потому что это вредило бы полису и вело к дисгармонии. При таком описании может сложиться впечатление, что Платон первым описал идеи тоталитарного государства. За это его активно критиковал Карл Поппер в труде «Открытое общество и его враги».[4] Однако, на самом деле в государстве Платона главным сословием являются ремесленники и земледельцы, так как без них, без материальной базы, создаваемой ими, невозможно представить сам полис. Кроме того, это основная масса населения.

Распределение людей по сословиям идет в зависимости от их склонности к делам. Меньше всего внимания уделяется третьему сословию, так как обучению ремеслам не требует особых затрат и сил. Ремесленники вправе иметь семью, частную собственность и землю. Сословие стражей не имеет никакой собственности, так как удобства и богатства развращают их, женщины равны в правах с мужчинами, детей общих стражи не имеют, так как они (дети) распределяются философами. Их основная задача – защита полиса. Сословие философов одно из самых малочисленных, так как образование философа длится больше 50 лет, а также они проходят службу стражей. Философы управляют государством и ведут его к благу.

Из учета индивидуальных особенностей человека и его распределения по сословиям Платон выводит виды государственных устройств. Примечательно, что у него политическое устройство может деградировать со временем. Самой лучшей формой правления для Платона является монархия или аристократия, когда во главе стоит один или несколько правителей-философов или, если философы находятся при монархе. Важно, что для Платона образцовым полисом была Спарта времен законов Ликурга. Следующей ступенью в этом цикле может быть тимократия, когда во главе полиса встанут воины, однако, добравшись до вершин власти, воины не смогут вечно противостоять соблазну богатства. Как только воины «сломаются» под давлением соблазнов, тимократия начнет превращаться в олигархию, что будет связано с ростом коррупции, налогов и других поборов, что в свою очередь отразится на состоянии 3 сословия. В конечном итоге это приведет к войне бедных против богатых, в которой первые победят, спустя некоторое время, так как их количественно больше. В дальнейшем воцарится самая худшая форма правления по Платону – демократия, когда власть будет принадлежать толпе, а не мудрым философам. Апогеем развала полиса является тирания – власть одного человека, который, прежде всего, заботится о своем благе, а не об общем. (Но при этом остается шанс, что к тирану может быть приближен философ, и таком случае возможна смена тирана на монарха.) Не пишет прямым текстом


[1] Глухов Перехлест волны с 328-334

[2] Глухов Перехлест волны с 335-337

[3] Александр Марей

[4] Карл Поппер «Открытое общество и его враги» стр. 123-?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: