Быстров Никита Львович

Философия эпохи Возрождения

(XIV-XVI в.в.)

       Антропоцентрическое мировоззрение – человек в центре мироздания.

Теоцентрическое (центр – эпоха) – Средневековье. Центр картины мира – Бог. Из него – всё. Здесь, в антропоцентризме, человек становится центром.

Яков Буркхардт, «Культура возрождения Италии XV в.»:

       Раскрепощений человеческой индивидуальности. Важнейшее завоевание этой эпохи – человек впервые осознал себя свободным и автономным существом. Для Средневековья важно отождествиться с кем-нибудь с какой-то общностью, чтобы быть собой. На антр-ой основе возникает индивидуальность.

       Итальянская философия.

Философия гуманистическая. Гуманизм сейчас – это совокупность взглядов, человеколюбие, уважение к человеку. Для Италии гуманизм нечто иное. Леонардо Бруни – итальянский мыслитель XV в. (10-20-е годы). По нему: гуманизм – есть познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, которые совершенствуются и украшают человека.

       Studia hymanitas – занятие человеческим или познание человеческого. Исследование того, что определяет человека в человеке.

Мышление и язык – способность мыслить. Это филология, лингвистика, языкознание.

Творчество – искусствознание и эстетика.

Нравственные принципы – этика.

Считается, что один из основоположников был Франческо Петрарка. Жил он в 14 веке, а после него остался целый ряд гуманистических философов.

       Человек который призван самостоятельно творить свою судьбу. В античности человек – идеал образованности, гражданственности, красоты, духовности. Отсюда формировался новый образ человека.

       Франко Сакетти. Новелла «Кокко». Всё своё время он посвящал на изучение латинских текстов. Главные идеи гуманистов: антропология – учение о человеке; антропологические идеи. «Книга писем о делах повседневных», Франечска Петрарка. Восхождение на гору Вантозу. Это письмо имело огромное значение для современности и потомков. Жажда свободного действия. Зачем? Ведь действовать надо во имя его-то. Усилие утолило эту жажду. Если ты не прикладываешь усилий, сожжешь оказаться в плену у фортуны. Усилие позволяет нам победить великого человека в себе. Каждый раз с победой в тебе рождается новый человек. Для того времени это была совершенно новая идея. Усилие быть. Для всего итальянского гуманизма эта идея стала центрально значимой.

       Джованни Пико дела Мирандола (1463-2494).

«Речь о достоинстве человека». Когда он написал этот трактат, ему было 23 года. Эта речь должна была предварять его диспут. Но диспут не состоялся, его отвергли. 900 тезисов.
Кроме человека никто не оценивает твой труд. Бог не дал человеку ничего собственного. Ни какого-то постоянного образа, ни постоянного места под солнцем. «Ты можешь переродиться и высшее, божественное…» У человека есть способность выбирать себя. Он сотворен для того, чтобы он сам себя творил. Главное свойство человека – свобода. Он каждый раз себя выбирает сам и сам себя делает. Что позволяет человеку творить себя? Разум. Очень важно знать, как можно больше о мире. Способность охватить сё. Вынести это богатство на своих плечах. Универсализм. Пико говорил, что ему 23 года, он всё знает, он уже создал себя. Он горд собой, но не считает это грехом. Человек может гордиться собой, если он этого достоин. Свобода означает, что человек может быть внутренне независим.

       Отношение гуманизма к христианской добродетели.

Добродетель – система эстетических принципов, создаваемых в рамках христианства, моральные этические нормы. Неукоснительное требование следовать этим нормам. Лоренцо Вала – итальянский философ, 15 в., (1407-1457). Написал целый ряд книг «Об истинном и ложном благе». Добродетель – пустое и бесполезное слово. Ни ради добродетели действуют герои, а ради пользы. Человек должен руководствоваться нормами полезным. Когда польза может быть достигнута в связи с отступлениями от христианской морали – польз отступить можно. Польза не только материальная, польза вообще в широком смысле.

       Николо Макиавелли. Известен как политический философ, «Государь». Рассуждения примерно те же. В политике часто приходится отставать от норм добра. Цель оправдывает средства. Если цель благая, то можно использовать все средства. У человека как бы развязывает руки. Индивидуалистический принцип. Леон Батиста Альберти – теоретик архитектуры, писал философские притчи. Человек способен победить фортуну, он сильнее фортуны и независим от добродетели. Свободная духовно-мощная состоятельность. Моральный релятивизм (освобождение от бремени, от неких пут). Это жизнь чувств, жизнь тела. Человек не только телесно, но и духовно прекрасное существо. Человек прекрасен весь: и его чувственное движение, и страсти его.

Витализм. Вита – жизнь. Это философия жизни и жизненности. Высокий потенциал жизни. Очень ярко себя проявляет. Оправдывает жизненную чувственность, страстность, телесность. Важно, чтобы человек жил ярко. Безбрежная сексуальная энергия. Стоик, христианин, эпикуреец – удовольствие наслаждение. Но если оно превышает меру, золотую середину, невозможно стать счастливым. Без наслаждения жить невозможно, а без добродетели жить можно. Главное наслаждение – чувственное (телесное). Оно не губит человека, если соблюдается мера. К наслаждению стоит стремиться ради него самого. Явственный индивидуалистический оттенок. Я – это целый мир. Когда я погибаю, огибает весь мир вместе со мною. Целостный мир, что ты несешь в себе, он и ты, он – есть ты, это ни от чего не зависит.

Николай Кузанский. Онтология – учение о бытии; гносеология – учение о познании. Величайший мыслитель эпохи Возрождения. Родился в 1401 г. В Германии, умер в 1464 г. Он был католическим священником, представителем высшего духовенства. Тогдашниние мыслители – священники. «Трактат о видении Бога», «Трактат о понимании Бога», «Об Отце света». Главная проблема – проблема божественного творчества. Важный трактат «Об ученом незнании». Тема Бога, проблема Бога самая важная. Общее понимание: Бог – начало бытия, причина существования мира, первопричина. Бог обладает природой трансцендентной. Бог человеческой мысли недоступен. Он творит мир. Зависимость Бога и мира. Мир как таковой – достаточно слабое существование, бог захочет – и отнимет это существование. Мир сам по себе ничтожен. Тело – источник смерти. Бегство от мира.

У Николая Кузанского: Бог- начало всего сущего. Абсолютный минимум и абсолютный максимум. Он – причина всякого бытия, всё от него. Причина всегда до следствия. С другой стороны Бог это высший предел. Это самое большое и самое маленькое в мире. Эти противоположности в нём совпадают. В человеке этого нет. Он мудр и глуп, дух и плоть – всё противоположности. Он воспринимает мир как единство, для него всё едино – жизнь и смерть и т.д. Человек так не умеет. Бог есть актуальная бесконечность. В нём всё многообразие бытия в перевернутом виде. Он по своей воле творит мир. Потенциальная бесконечность – развернутость всего того, что в Боге есть. Но сам Бог при этом не истощается, он бесконечен. Но ему недостаточно прямо развернуть бесконечность, нужно чтобы каждый мизерный элемент обладал его началом, он стягивает себя во всё. Это всё что угодно. Каждый элемент он наделяет собой. Бог целостен и его нельзя раздробить, он неделим. Всё, что не обладает материальным бытием нельзя разделить. Такое воззрение называется пантеизм – всё-Бог. Согласно ему Бог в каждом явлении присутствует в природе, он разлит во всём, что мы видим вокруг. «Бог есть сфера, центр которой везде, а окружность нигде». Кузанский. Во всём, что есть, есть Бог. Он бесконечен и границы его найти невозможно. Мир для радости для радости человеческой, в нем всё прекрасно. Зло – это от человека. Частное проявление всеобщей гармонии. Если человек будет подражать творцу в творчестве, то будет гармония. Эта позиция органична духу просвещения. Если во всем материальном мире есть Бог, мы не можем ему не радоваться. Августин Аврелий жил в 5 в. И первый поставил вопрос об источнике зла. Бог есть высшая гармония. Ни одно существо в мире не наделено свободной волей. Все свободны, все выбирают. Первый акт свободы – источник зла (грехопадение Адама и Евы). Зло происходит от непонимания, от немного узкого взгляда на мир. Ракурс красоты и гармонии, а не ракурс ничтожности. Всё существует по причине красоты, всё обращено к прекрасному. Не нужно бояться мира. Человек прекрасен такой, Человек телесно красив. Комедия – форма восхищения, форма радости.

Человек – богоподобное существо. Человек здесь рассматривается как микрокосмос. Повторение красоты. Он еще микротеос (как бы маленький Бог). Но в нем есть свобода, у него есть способность мыслить. И у него есть творческая способность. Человек необыкновенно высокое существо. Он не может совместить в своем сознании все противоположности, этим он отличается от Бога. Мы обречены на ученое незнание.

Ренессансный дух – весёлый и радостный. Завершение эпохи Возрождения. Он между ней и Новым временем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: