Барух (Бенедикт) Спиноза (1632-1677)

Голландский мыслитель, был изгнан из общины, зарабатывал шлифованием линз. А ночью писал философские тексты. «Этика» - главное его произведение. Как и Декарт, хорошо знал математику. «Этика» написана в строгом математическом ключе. Сухая форма и живая мысль. Как и Декарт – рационалист. Он различает три вида познания:

Чувственный – познание через беспорядочный опыт. К нему привыкает воображение (оно производно). Безответственные художники.

Разум. Формулировка общих понятий. Адекватные идеи о сущности вещей.

Интуиция. Ведет от адекватной идеи о сущности каких-либо вещей к адекватному познанию. Ведет к аксиоме. Очевидность; не нужно доказывать, что у треугольника три угла, все очевидно. Отталкиваться надо от таких значений. Истина дана непосредственно. Ясность. Жесткий, бескомпромиссный идеал. Понимание Бога по Спинозе: к мыслящей субстанции – мышление. Всё, что не имеет пространства – природа – всё это протяженность. Бог обеспечивает соединение двух субстанций – природы и человека. Бог чисто функционален. Только человек обладает мышлением, потому он сверхчеловек. Есть всего лишь одна субстанция – Бог. Или ничего не существует, или существует нечто бесконечное. Чисто философский Бог. Бог и есть сама природа, он неотделим от нее. Пантеизм – такое понимание Бога, когда Бог и природа – одно. Пан – всё, те – бог. Всё Бог, он во всём.
       Бог – мышление (разум), протяженность (природа). Пантеизм соединяет 2 этих начала. Декартовый дуализм преодолён. Если во всем Бог – значит все совершенно. Зло – то, что мы не умеем понимать, как добро. Абсолютного зла нет.

 

Философия Имануила Канта (1724-1804).

Жил в Кенигсберге, выезжал оттуда один раз в Берлин, ему не понравилось. День строго рассчитанный по часам. Человек правил. Ориентировался на рационализм. Занимался со студентами сначала в своем доме, потом в университете. Два периода жизни Канта – докритический (ранний) и критический (самостоятельный Кант). 3 произведения критического периода – «Критика чистого разума», «Критика практического разума» (нравственная философия), «Критика способности суждения» (книга по эстетитке). Почему философы говорят по-разному об одних и тех же вещах. Они не знают границ применения разума. Мера и степень познания чисто разумного. Несколько вопросов, на которые должна ответить философия:

Что я могу знать, а чего не могу? (в смысле границ познания).

Что я должен делать? В чем заключается человеческий долг?

На что я могу надеяться?

Все эти вопросы сводятся к одному вопросу – Что такое человек? Он не замечает теологии. Его интересует человек.

«Наш ум может познавать предметы потому, что все познаваемое в них, создается тем же умом по присущим ему правилам или законам. Другими словами: познание возможно потому что мы познаем вещи не сами по себе, а только их явления в нашем сознании, обусловленном ни чем-нибудь внешним, а формами и категориями нашей собственной мыслительной деятельности».

Наше сознание всегда как-то организовано еще до всякого познания. Трансцендентальный – присущий человеческому сознанию на всеобщем уровне. Мы не можем видеть вещей самих по себе. Структура сознания – программа.

Явление и вещь в себе. Может мы и видим вещи сами по себе, а может быть и нет. Объекты умопостигаемого мира – объекты сами по себе. Бессмертие, свобода, Бог – за пределами нашего опыта, вещи в себе. В душе человека неустранимое требование гармонии и идеала. И это именно вещи в себе, не явления. Если свобода является в частичном виде, то она уже не свобода. Мы не способны к непротиворечивому. Антиномия – суждение, истина которого может быть доказана как неистинность. Априорные формы сознания. (дано изначально): apriori – до опыта, не требует доказательств. Антоним – aposteriori – требует доказательств. Формы чувственного созерцания: пространство (форма внешнего созерцания), время (форма внутреннего). На самом ли деле вещи сами по себе? Присуще ли время миру самому по себе? Мы не можем сказать. Наши мысли, наши чувства – движение во времени. Оба представления одно только воззрение. Две априорные системы.

 Категории рассудка (они определяют опыт):

· категория количества (единство, множественность и цельность),

· категория отношения (присущность, существование, причинность),

· категория качества (реальность, отрицаемое, ограничение)

· категория модальности (возможность и необходимость)

Мир явлений. В мире явлений нет свободы. Что нужно для того, чтобы обрести свободу? Выйти за рамки мира явлений, мира причинностей. Это уже сфера нравственного действия. Когда и при каких условиях я в рамках нравственного действия я могу быть свободен? Когда мой нравственный поступок вообще не имеет причины? Поступать хорошо без всякой причины.

Долг – главное понятие моральной философии. А долг это не причина? Категорический императив. Императив – неприложное требование. Поступай так, чтобы исходный принцип твоего поступка мог стать принципом всеобщего законодательства. Норма всеобщего законодательства – благо. Долг всё время поступать исходя из такого принципа. Добро, свобода во времени не длятся. Нельзя выспаться на вчерашней свободе. Вчера этого я достиг сегодня – нет. Я могу уже отдыхать – нет. Творчество – создание чего-то из ничего. Мы творческие люди только в момент творчества. Любовь во времени не длится. Суждение вкуса – все наши эстетические впечатления. Они порождаются какими-то потребностями. Эстетическое удовольствие отличается от всех других удовольствий своей незаинтересованностью. Но ведь мы заинтересованы в удовольствии? Опыт прекрасного, опыт незаинтресованного сознания. Свободная игра душевных сил.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: