. Для реализации стратегических целей развития транспортной системы России до 2030 года необходимо обеспечить подготовку специалистов и трудовых ресурсов для транспортного комплекса по следующим направлениям:
-развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области проектирования и реализации проектов развития транспортных систем;
-развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области эксплуатации транспортной инфраструктуры и транспортных средств, создаваемых в процессе реализации стратегии;
-развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области предоставления транспортно-логистических услуг и других сервисов транспортного обслуживания;
-развитие обеспечения трудовыми ресурсами в области управления транспортным комплексом;
-развитие технических, технологических и других видов знаний трудовых ресурсов до уровня, обеспечивающего реализацию целей Транспортной стратегии.
Государственное регулирование в сфере кадрового обеспечения видов транспорта направлено на подготовку, привлечение и закрепление квалифицированных кадров и включает:
|
|
совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в образовательных учреждениях транспортного комплекса;
совершенствование программы подготовки кадров в соответствии с изменяющимися требованиями рынка и повышение качества подготовки специалистов;
совершенствование программ подготовки и повышения квалификации персонала, а также широкое применение специализированных тренажеров для подготовки специалистов различных видов транспорта;
Основными мероприятиями в области социальной политики на транспорте являются:
укрепление экономического положения транспортных предприятий, повышение их конкурентоспособности и экономической эффективности деятельности как необходимое условие повышения потенциала по увеличению оплаты труда и наполнению социального пакета, предоставляемого персоналу транспортных предприятий;
обеспечение зафиксированных в трудовом законодательстве социальных гарантий, расширение и совершенствование корпоративных социальных пакетов на основе временно действующих трехсторонних соглашений (двусторонних - для федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений и казенных предприятий), отражающих текущий баланс интересов работодателей, работников отрасли и государства;
соблюдение дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности (квалификации работника);
поощрение социальной ответственности бизнеса, а также использование в интересах развития кадрового потенциала договоров о социальном партнерстве.
|
|
Отраслевой социальный стандарт должен сыграть существенную роль в повышении престижности и уровня оплаты труда на транспорте, в том числе минимального. В качестве основных составных частей социальных стандартов можно рассматривать:
-условия и оплату труда (размер оплаты труда, условия занятости и продолжительность рабочего времени);
-социальный пакет (пенсионное обеспечение, размер оплачиваемого отпуска, медицинское обслуживание, продолжительность отдыха, возможность укрепления здоровья (занятие спортом, организация отдыха) и решения жилищного вопроса и обучения);
-защищенность работника в рамках трудовых отношений (условия и охрана труда, условия высвобождения работников и страхование).
Риски реализации транспортной стратегии.
Реализация Транспортной стратегии сопряжена с рисками, которые могут препятствовать достижению запланированных результатов. К таким рискам можно отнести макроэкономические, геополитические, операционные, социальные, техногенные и экологические риски.
Макроэкономические риски связаны с возможностью снижения темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, кризиса банковской системы и возникновения бюджетного дефицита.
Источниками возникновения таких рисков являются:
нехватка финансовых средств вследствие опережающего роста цен в отраслях экономики, поставляющих продукцию для железнодорожного транспорта;
снижение объемов грузовых перевозок вследствие недостаточного развития транспортной инфраструктуры;
Неблагоприятный сценарий развития российской экономики приведет к фактической консервации технической отсталости транспортной инфраструктуры на достаточно продолжительный период времени. Практически это означает срыв реализации Транспортной стратегии и застой транспортной отрасли.
Операционные риски связаны с недостатками в системах и процедурах управления, поддержки и контроля реализации Транспортной стратегии, в том числе с недостатками их нормативно-правового обеспечения.
К операционным рискам относятся риски, связанные с небрежными или некомпетентными действиями персонала, в результате которых может быть причинен материальный ущерб, трансакционные риски, риски операционного контроля, риски систем обеспечения, технологические риски, страховые риски и другие.
Возникновение социальных рисков определяется:
ухудшением демографической ситуации и снижением спроса на пассажирские и грузовые перевозки;
дефицитом квалифицированной рабочей силы, оттоком высококвалифицированных кадров в другие отрасли экономики вследствие более низкой заработной платы на транспорте;
дефицитом трудовых ресурсов для реализации инфраструктурных транспортных проектов в удаленных регионах, в первую очередь в регионах Сибири и Дальнего Востока.