К анализу, также как и к другим функциям менеджмента, должны применяться научные подходы и принципы. К специфическим принципам анализа относятся следующие:
1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разделение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;
2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа;
3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
4) принцип оперативности и своевременности;
5) принцип количественной определенности.
Классификация методов и приемов анализа, область их применения представлена в табл. 1.1.
Таблица 1.1.