Функциональный подход

 

При функциональном подходе после установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезного эффекта.

В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем ее доработки по результатам маркетинговых исследований, анализа научно-технического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Обычно перед конструкторами ставится следующая задача: достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня.

Каковы недостатки такого подхода? Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы постарались и нашли лучший мировой образец. Однако, этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только “догонять вчерашний день“ и никогда не выйдут на мировой уровень.

При применении функционального подхода идут от обратного, от потребностей (см. стрелку на рис. 1.4).

 

Рис. 1.4. Схема применения функционального подхода к менеджменту

 

При применении функционального подхода абстрагируются от объектов, выполняющих подобные функции, как будто они не существуют совсем, а ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с воспроизводственным подходом, т.к. для удовлетворения потребностей нужно создать физический или другой объект.

Функциональный подход реализуется в методах функционально-стоимостного анализа (ФСА).

Функционально-стоимостный анализ — это метод системного исследования объектов (изделий, процессов, структур и т.п.), направленный на оптимизацию соотношения между полезным эффектом и совокупными затратами ресурсов за жизненный цикл применяемого по назначению объекта.

Для повышения качества решений рекомендуется осуществлять их анализ на основе классификации по следующим признакам:

– стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР, ОТПП и др.);

– подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная и т.д.);

– сфера действия (технические, экономические и др. решения);

– цель (коммерческие и некоммерческие решения);

– ранг управления (верхний, средний, низший);

– масштабность (комплексные и частные решения);

– организация выработки (коллективные и личные решения);

– продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные решения);

– объект воздействия (внешние и внутренние);

– методы формализации (текстовые, графические, математические);

– формы отражения (план, программа, приказ, распоряжение, указание, просьба);

– сложность (стандартные и нестандартные);

– способ передачи (вербальные, письменные, электронные).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: