Демографическая политика в области рождаемости и семьи

 

На сегодняшний день в мире почти не осталось стран, в той или иной мере не озабоченных проблемой роста населения и, как следствие, необходимостью так или иначе регулировать уровень рождаемости. Все они подразделяются на две группы с диаметрально противоположными интересами и целями в данной области. К первой относятся страны с незавершенными демографическим переходом и более или менее высоким уровнем рождаемости, которые озабочены главным образом необходимостью снизить темп роста населения и уменьшить таким образом демографическое давление на экономику и ресурсы своих стран. (Китай, Индия)

Законодательство в отношении абортов, контрацепции и стерилизации по странам отличается большим своеобразием. Исторически оно эволюционировало от полного игнорирования права личности и семьи на принятие самостоятельного решения в этом вопросе к достаточно всеобъемлющей толерантности. Сегодня насчитывается всего несколько стран, занимающее жестко непримиримую позицию по поводу легализации абортов (Ирландия, Португалия, Мальта). В свою очередь, любые попытки ужесточить законодательство наталкивается на резкое сопротивление общественного мнения. К середине 70-х годов почти не осталось стран, где аборт был бы полностью запрещен.

Отечественный и зарубежный опыт политики и экономическому стимулированию рождаемости показывают, наиболее распространенными следует считать следующие направления.

1. пособия семьям с детьми

· ежемесячные или семейные пособия на детей, дифференцированные по порядковому номеру рождения, общему числу детей в семье, доходам семьи и т.п.;

· единовременные пособия, выплачиваемые в связи с рождением ребенка;

· полностью или частично оплачиваемый отпуск по беременности и родам разной продолжительности;

· меры, направленные на охрану здоровья беременных женщин, рожениц, а также новорожденных.

2. налоговые льготы для работающих матерей и отцов.

3. кредиты на приобретение жилья и жилищные субсидии.

В России не существует универсальной точки зрения по вопросу допустимости вмешательства в принятие решений о числе и сроках рождения детей. Часть специалистов в принципе отрицает такое вмешательство, рассматривая его как насилие и нарушение прав человека. Абсолютное большинство сходится во мнении, что репрессивные, запретительные меры типа запрета абортов и контрацепции, ограничение права на развод, налоговые санкции и т.п. меры, не допустимые с моральной точки зрения, к тому же и не эффективны. Наибольшую симпатию вызывают различного рода пособия, льготы и иные меры, призванные смягчить материальное бремя для семей, имеющих детей.



Заключение

 

В данной контрольной работе я попыталась рассмотреть демографические проблемы в России. В заключение я хочу подвести общий итог ко всему вышесказанному.

Демография стала формироваться как наука со второй половины XVII века. В нашей стране до последней трети XX века она развивалась в основном как статистика населения. В России лишь в 60 – 70 годы XX века демография как вполне определенная система знаний знала свое место среди наук о народонаселении.

Народонаселение – социально долговечная, устойчивая совокупность, способная к самовоспроизводству. Это не противоречит тому, что она состоит из постоянно обновляющихся биологически недолговечных особей.

В 1987 году была проведена первая Всеобщая перепись населения Российской империи, основания на научной методологии, принятой к тому времени большинством европейских стран. Она по состоянию на 9 февраля (28 января по старому стилю) 1917 года была осуществлена лишь одна всеобщей переписью, остальные были локальными.

Перепись населения – один из важнейших источников информации о населении. В более общем виде перепись населения – научно организованный процесс сбора, обработки и анализа данных о численности и составе населения.

В настоящее время под демографической политикой можно понимать систему общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых предполагается достижение определенных количественных и качественных целей в области воспроизводства и динамики населения, как данный момент, так и на некоторую долгосрочную перспективу.

Из этого следует, что проведение демографической политики требует соблюдения ряда условий. Три из них неотделимы друг от друга. Во-первых, наличие собственно концепции, описывающей цели, задачи и сроки реализации политики; во-вторых, ресурсов, которые могут и должны быть затрачены на финансирование всех мероприятий политики в рамках принятие концепции и, наконец, в-третьих, соответствующее общественное мнение, которое поддерживало бы основные стратегические идеи проводимой политики.

На сегодняшний день в мире почти не осталось стран, в той или иной мере не озабоченных проблемой роста населения и, как следствие, необходимостью так или иначе регулировать уровень рождаемости. Все они подразделяются на две группы с диаметрально противоположными интересами и целями в данной области. К первой относятся страны с незавершенными демографическим переходом и более или менее высоким уровнем рождаемости, которые озабочены главным образом необходимостью снизить темп роста населения и уменьшить таким образом демографическое давление на экономику и ресурсы своих стран.



Список литературы

 

1. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2000г.

2. Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2003г.

3. Китаева И.А., Смирнова В.М., Еремина А.Я. Основы демографии:

4. Учебное пособие. – Н.Новгород: ВГИПА, 2004г.

5. Журнал «Социс», № 11 за 2004г.

6. Журнал «Народонаселение», №1 за2007г.

7. Журнал «Народонаселение», №3 за 2006г.

 


[1] Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковский «Демография» ст. 34.

[2] Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковский «Демография» ст. 34.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: