Размещение средств отображения информации

 

Средства отображения информации необходимо группировать и располагать относительно друг друга в соответствии с последовательностью их использования или с функциональными связями элементов систем, которые они представляют. При этом средства отображения информации необходимо размещать в пределах групп так, чтобы последовательность их использования осуществлялась слева направо или сверху вниз.

Очень часто используемые средства отображения информации, требующие точного и быстрого считывания показаний, следует располагать в вертикальной плоскости под углом ±15° от нормальной линии взгляда и горизонтальной плоскости под углом ±15° от сагиттальной плоскости (рис.3 и 4).

 

Рис.3. Зоны зрительного наблюдения в вертикальной плоскости


 


Рис.4. Зоны зрительного наблюдения в горизонтальной плоскости

 

Часто используемые средства отображения информации, требующие менее точного и быстрого считывания показаний, допускается располагать в вертикальной плоскости под углом ±30° от нормальной линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±30° от сагиттальной плоскости.

Редко используемые средства отображения информации допускается располагать в вертикальной плоскости под углом ±60° от нормальной линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±60° от сагиттальной плоскости (при движении глаз и повороте головы).

Требования к спидометрам

1. На каждом транспортном средстве категории L, M и N должен находиться спидометр.

2. Шкала спидометра должна быть проградуирована в километрах в час с равномерными интервалами.

3. Показания спидометра должны быть видны в любое время суток.

4. Скорость транспортного средства по показаниям спидометра не должна быть меньше его фактической скорости.

Комбинация приборов находящиеся располагается в вертикальной плоскости под углом ±30° от нормальной линии взгляда и в горизонтальной плоскости под углом ±30° от сагиттальной плоскости, бесхитростна: спидометр от 0 до 160 км/ч, с ценой деления 5км/ч, тахометр от 0 до 6500 об./мин с красной зоной с 5500 об./мин, цвет знаков белый, фон черный. Указатели давления масла, температуры охлаждающей жидкости находятся с левой стороны от спидометра и тахометра и заряда аккумулятора, уровня топлива с правой стороны горизонтального расположения с секторной разбивкой в виде белой сетки, цвет фона черный. Остальная информация о работе автомобиля (BREAK, O/D OFF, CHECK ENGINE и пр.) появляется в нижней части приборной панели в виде светящихся надписей. С левой стороны от щетка приборов установлены цифровые часы, с зеленым цветом цифр. Все символы хорошо читаемы и распознаваемы.

Акустические индикаторы в машине присутствуют. Сигнал на открытую дверь оператора, он работает в цикличном режиме 1сек сигнал – 1сек пауза. На не выключенные внешние световые приборы он срабатывает при открытой двери, остановленном двигателе и включенных внешних световых приборах, работа в постоянном режиме.

автомобиль спидометр обзорность маневренность

5. Освещение салона

 

Освещение должно способствовать выполнению рабочего задания. Если анализ задания показывает, что окружающего освещения недостаточно, то следует предусмотреть дополнительное местное освещение, например для установки, регулировки оборудования. Освещение должно быть организовано так, чтобы исключить принятие оператором неестественных поз. При использовании регулируемого освещения средства регулирования должны быть удобно расположены и не должны подвергать опасности оператора.

Особенно следует учитывать следующие факторы:

а) избегать мерцающего света;

б) избегать затемнения или слишком сильной освещенности;

в) избегать образования теней;

г) избегать стробоскопического эффекта;

д) контрасты должны быть соизмеримы с рабочим заданием;

е) должна сохраняться цветопередача.

Освещение салона, как и подобает настоящему японскому внедорожнику, не ограничивается лишь расположенным в центре потолка плафоном: над зеркалом заднего вида есть лампы операторского и пассажирского света. Подсветка приборной панели. Оба светильника имеют два режима – включение при открытых дверях с плавным затуханием при их закрывании, и «постоянный режим». Предусмотрена подсветка замка зажигания, а его звуковой сигнализатор не даст вам забыть выключить фары или оставить ключи в замке зажигания. Внутренняя подсветка всех клавиш, кнопочек. Не имеет подсветку надписи положения рычага АКПП.

 

6.  Обзорность

 

Обзорность с водительского места не идеальная, но вполне достаточная. Большое внутрисалонное зеркало, огромные наружные зеркала и высокая посадка позволяют уверенно маневрировать, стоит лишь привыкнуть к габаритам машины. Единственное, что вызывает некоторые опасения – широкие передние стойки крыши, из-за которых в момент поворота не всегда видно, что делается впереди.

Большие лобовое и заднее стекла и регулировки водительского кресла обеспечивают водителю наилучший обзор дороги. Воздушный обогрев лобового стекла и электрический заднего позволяют стеклам быстро оттаять, что бывает часто необходимо в холодное время года. Боковые каналы системы отопления салона позволяют направить теплый воздух на передние боковые окна. Электропривод боковых зеркал дает возможность водителю точно поставить зеркала в оптимальное для него положение не вставая с водительского кресла.

Требования к передней обзорности, действию стеклоочистителей и стеклоомывателей

1 Водитель, который будет управлять транспортным средством, должен иметь возможность беспрепятственно видеть дорогу впереди себя, а также иметь обзор справа и слева от транспортного средства.

2. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя, за исключением: воздухозаборников, зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла.

3. Не допускается наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя.

4. Транспортное средство должно быть оборудовано встроенной на постоянной основе в конструкцию системой, способной очищать ветровое стекло от обледенения и запотевания.

Система, использующая для очистки стекла нагретый воздух, должна иметь вентилятор и подвод воздуха к лобовому стеклу через сопла.

5. Транспортное средство должно быть оснащено хотя бы одним стеклоочистителем и хотя бы одной форсункой стеклоомывателя ветрового стекла.

6. Каждая из щеток стеклоочистителя после выключения должна автоматически возвращаться в исходную позицию, располагающуюся на границе зоны очистки или ниже ее.

7. Стеклоомыватель должны обеспечивать подачу жидкости в зоны очистки стекла.

 

7.Маневренность

 

В городском потоке автомобиль держится уверенно. В основном из-за своих размеров и внушительного вида. Он позволяет хорошо стартовать и быстро набирать скорость, но в затяжных подъемах бывает, выдыхается. Маневренность тоже на высоте: иногда даже удивляешься, как такой большой автомобиль умудряется развернуться едва ли не на месте. Подвеска не обращает никакого внимания на ямы и колдобины, оттаявшие с приходом весны: мелкие проглатывает не глядя, а ямы посерьезнее, напоминают о себе лишь глухим стуком и легким покачиванием кузова.

А вот на скорости выше 110 км/час машина начинает «плавать», требуя постоянного подруливания. Основная ответственность за такое поведение лежит, скорее всего, на гидроусилителе руля – из-за отсутствия переменного усиления руль на большой скорости становится практически невесомым, а реакции на нем замедленными.


 

Заключение

 

В целом TOYOTA SURF можно назвать хорошим внедорожником. Мощности в 150 л.с. вполне достаточно для веса автомобиля, даже при полной загрузке. Расход топлива за городом можно свести к минимуму (примерно 10 л) при выборе оптимальной скорости и передачи; Расход топлива по городу составляет примерно 10-15 л. Распространенные сети салонов делают возможным легко достать фирменные запчасти. Высокая надежность всех основных узлов и приемлемый комфорт оправдывают вполне цену за автомобиль, хотя он дешевле других авто того же класса.


 

Список использованной литературы

 

Конспект лекций по дисциплине "Автотранспортная эргономика"

для студентов специальностей 190601, 190500, 1290201.: Т.В. Арбатская. Издательство СибАДИ. 2011г.

Методические рекомендации к описанию автомобиля категории М1.: Т.В. Арбатская. Издательство СибАДИ. 2011

http://r01.twirpx.net/131/131885_26E4D_stadnichenko_l_i_ergonomika_uchebnoe_posobie.pdf

http://www.twirpx.com

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: