В Конституции РФ закреплены предметы ведения обеих палат Федерального Собрания. Эти перечни устанавливают основной круг полномочий палат, не затрагивая законодательную деятельность.
В теории права выделяют три основные функции Федерального Собрания:
1. Представительная (представление многонационального населения РФ с учетом федеративного устройства государства);
2. Законотворческая (законодательная деятельность на федеральном уровне);
3. Контрольная.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Как представительный орган Федеральное Собрание представляет интересы всего многонационального народа России, формирует и выражает его волю. Являясь носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, её многонациональный народ в результате выборов (прямых и косвенных) передаёт (делегирует) своим представителям в Федеральное Собрание часть государственной власти, доверяет им от имени народа осуществлять эту государственную власть.
Совет Федерации - орган, представляющий интересы субъектов РФ. Государственная Дума - орган представительства всех граждан РФ.
|
|
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Выборы в Российской Федерации проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Законотворческая функция, безусловно, является основной функцией Парламента, ведь законодательство - основа и гарантия существования самого государства. В реализации этой функции участвуют обе палаты Федерального Собрания, но основную роль играет Государственная Дума. В процессе законотворчества участвуют и другие субъекты, перечисленные в ст. 104 Конституции РФ.
Конституция именует Федеральное Собрание законодательным органом[7], определяя в качестве его основной функции законотворчество. Это единственный законодательный орган на федеральном уровне. Никто, кроме Федерального Собрания, не имеет права издать федеральные законы. Они имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории РФ.
Законотворческая функция состоит в разработке и принятии законов, регулирующих основные стороны жизни государства и общества. Она включает в себя не только процесс принятия закона, но и процесс его создания, оформления.
В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
-Законодательная инициатива (внесение законопроекта в Государственную Думу);
-Рассмотрение законопроекта (как правило, в трех чтениях) и принятие закона Государственной Думой;
|
|
-Рассмотрение и одобрение Советом Федерации закона, принятого Государственной Думой;
-Подписание закона Президентом РФ и его обнародование.
Также существуют дополнительные этапы, применяемые при возникновении разногласий:
-Рассмотрение закона в согласительной комиссии;
-Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Советом Федерации;
-Повторное рассмотрение Государственной Думой закона, отклоненного Президентом РФ;
-Повторное рассмотрение Советом Федерации закона, отклоненного Президентом РФ.
У некоторых видов актов есть свои закрепленные в законодательстве особенности принятия, например, у Федеральных конституционных законов, Федеральных законов по предметам совместного ведения, Законов о поправках к Конституции РФ.
Также Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ (ст. 102, 103), принимают постановления.
Согласно ст. 15 Конституции РФ, законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.
Контрольная функция Федерального Собрания заключается в парламентском контроле. Парламентский контроль - право представительного органа участвовать в формировании исполнительных органов государственной власти, требовать от них отчета о своей деятельности и отправлять в отставку министров или правительства в целом в случае признания их деятельности неудовлетворительной.
Конституция не называет Федеральное Собрание контрольным органом, но некоторые полномочия позволяют ему осуществлять ряд контрольных функций.
К контрольным полномочиям Совета Федерации может быть отнесено:
-утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
-отрешение Президента РФ от должности;
-назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда;
-назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К контрольным полномочиям Государственной Думы могут быть отнесены:
-дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
-решение вопроса о доверии Правительству РФ;
-назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека;
-выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Итак, Федеральное Собрание осуществляет свои полномочия в рамках своих функций. Для осуществления своих функций Федеральному Собранию необходима четкая организация деятельности.[8]
Политическая социализация.