Федеральный конституционный закон

Федеральный конституционный закон, в котором отражаются вопросы, перечисленным в Конституции РФ, принимается парламентом по той же процедуре, что и обыкновенный федеральный закон, но особого рода квалифицированным большинством то есть, для его принятия необходимо 2/3 голосов в Государственной Думе и 3/4 голосов от общего числа в Совете Федерации.

Помимо его содержания, особенность заключается еще и в том, что он не может быть подвергнут президентскому вето, так считается что он уже его преодолел, поскольку принят 2/3 и более голосов. «Однако факты отказа подписывать такие законы были, Президент РФ возвращал конституционные законы в палаты «без рассмотрения», ссылаясь на нарушение процедуры. Конфликт иногда затягивался (например, при принятии Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» 1997 г.), но в конечном счете Президент подписывал такие законы без вторичного принятия в парламенте.»

Законы о поправках и пересмотре Конституции РФ

Выйти с инициативой о поправках и пересмотре Конституции РФ могут только Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее 1/5 части членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Поправки к гл. 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, установленном для федеральных конституционных законов (2/3 голосов Думы, 3/4 – Совета Федерации). После этого текст поправки публикуется для всеобщего сведения и направляется в законодательные органы для его рассмотрения в течение года. Итоги рассмотрения подводит Совет Федерации. Закон о поправке к Конституции РФ считается принятым, если его одобрят 2/3 субъектов РФ.

Изменения гл. 1, 2, 9 возможны только в результате общего пересмотра Конституции,что осуществляется специально избранным Конституционным Собранием. Проект новой конституции, разработанный Собранием, может быть принят им 2/3, голосов или вынесен на референдум

Оценка результатов законотворчества. «Закон как результат законотворчества».

План

1. Понятие и признаки законов.

2. Виды законов.

3. Качества закона.

4. Изменение и отмена законов.

1. Понятие и признаки закона.

В современной юридической науке и практике термин «закон» употребляют двояко – как нормативный акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения. В данном учебно-методическом комплексе понятие закона рассматривается только в первом (узком) смысле.

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Закон – лавный нормативный правовой акт современного государства.

Законодательное определение нормативного правового акта дано в ст. 7 Закона РБ от 12 августа 1996 г. № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан»: «Закон Республики Башкортостан - нормативный правовой акт, регулирующий важнейшие вопросы государственной и общественной жизни, принимаемый Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан в соответствии с установленной процедурой или путем референдума».

Каковы характерные признаки закона как ведущего источника права?

1. Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.

2. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.

3. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

4. Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

5. Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

6. Закон является видом нормативных правовых актов. Второй вид – подзаконные нормативные правовые акты.

Закон обладает общими для всех нормативных правовых актов признаками.

Про любой закон можно сказать, что это:

- письменный документ;

- он исходит от государства;

- содержит нормы права, является источником права;

- является результатом правотворческого процесса;

- имеет определенную структуру;

- имеет реквизиты;

- составляет систему законодательства.

Рассмотрим эти признаки.

А. Письменный документ. Законы имеют только письменную форму. Они являются документами. Как все документы имеют юридическую силу – на основе этих документов устанавливаются и реализуются права, обязанности и запреты. Отказ выполнять требования, содержащиеся в юридическом документе влечет юридическую ответственность, наказание со стороны государства. Документы имеют свои формальные признаки – реквизиты.

Б. Исходит от государства. Как было сказано выше, в большинстве случаев эта связь прямая, т.е. компетентный орган государства – парламент – принимают законы. Реже эта связь опосредованная, т.е. государство только делегирует право принятия законов народу на референдуме.

В. Содержит нормы права, являясь источником права. В каждомзаконе есть хотя бы одна норма права. Иначе говоря, закон как нормативный правой акт – это вид источников права, форма закрепления права. К другим источникам права относятся нормативный договор, правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, принципы права.

Г. Является результатом правотворческого процесса. Законы появляются только в правотворческом процессе (в данном случае – законотворческом процессе). Таким образом, для того, чтобы появился закон, необходима определенная правом последовательность процедур, во многих случаях довольно долгих и сложных.

Д. Имеет определенную структуру. Законы делятся на структурные единицы: разделы, главы, статьи и т.д.

Е. Имеет реквизиты. Закон как любой документ имеет реквизиты. Основные из них: вид документа, принявший орган, дата, номер, название (заголовок).

Ж. Входит в систему законодательства. К пониманию системы законодательства в отечественной юридической науке и практике сложилось несколько подходов. Согласно наиболее распространенному законодательство – это система, состоящая из всех нормативных правовых актов. Законодательство делится на отрасли (их обычно насчитывают от пятнадцати до сорока), в каждой из которых нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, например, конституционное, административное, гражданское, трудовое законодательство. Данный перечень признаков нормативных правовых актов не является исчерпывающим.

В литературе можно встретить некоторые другие:

- интеллектуально-волевой характер (создаются в процессе сознательной и целенаправленной деятельности людей);

- являются источниками юридической информации;

- выполняют функции права (идеологическую, ориентирующую, информационную, регулирующую, охранительную и иные);

- выражают волю определенной социальной общности или всего общества;

- являются элементами правовой системы и механизма правового регулирования.

Говоря о понятии закона, следует отличать его от законопроекта. Законопроект и закон – совершенно отличные друг от друга правовые феномены. Закон – это действующий и обязательный для исполнения нормативно-правовой акт, принятый управомоченными институтами или органами публичной власти в специально установленном порядке, который по сравнению с другими правовыми актами обладает высшей юридической силой.

Законопроект – это документированный текст предлагаемого к принятию, т.е. будущего закона, подготовленного для внесения на рассмотрение законодательного органа государственной власти или на референдум. Содержащиеся в законопроекте принципы, правила и установки не могут быть использованы в правоприменительной практике, так как собственной юридической силой не обладают и им еще только предстоит получить статус правовой нормы, когда проект будет полностью оформлен в качестве закона.

2. Виды законов.

Классификация законов проводится по следующим основаниям.

А. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе нормативного регулирования.

Принцип же соподчиненности, т.е. иерархии законов, основывается на реальной иерархичности мироздания, в котором, по мнению Ш. Монтескье, "всякий частный закон связан с другим законом или зависит от другого более общего закона" Если естественная иерархическая взаимозависимость законов произвольно нарушается законодателем, то тем самым неизбежно нарушаются сама богоданная правовая природа вещей и весь надлежащий правопорядок.

Иерархия законов выглядит следующим образом:

1) Конституция Российской Федерации – основной закон государства, основополагающий, учредительный нормативный правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека, учреждающий высшие органы государственной власти;

2) федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ – федеральные конституционные законы, которые издаются только но вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ч. 1 ст. 108), и потому их перечень строго ограничен (Закон о чрезвычайном положении, о судебной системе и т.д.); обладают повышенной юридической силой (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ); принимаются в особом порядке.

Конституция определяет круг вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы.

Это законы:

- о чрезвычайном положении на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях (ст. 56 и 88);

- о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 65, 66 и 137);

- о государственных флаге, гербе и гимне Российской Федерации, их описании и порядке официального использования (ст. 70);

- о референдуме (ст. 84);

- о режиме военного положения (ст. 87);

- об Уполномоченном по правам человека (ст. 103);

- о порядке деятельности Правительства Российской Федерации (ст. 114);

- о судебной системе Российской Федерации (ст. 118);

- о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов (ст. 128);

- о Конституционном Собрании (ст. 135).

3) федеральные законы – акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам жизни общества;

4) законы субъектов Российской Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только их территорию.

Б. Деление на первичные и вторичные. Классификация законов на основании их деления на первичные и вторичные должна быть рассмотрена сразу после их классификации по юридической силе. Это делается, потому что выше был приведен перечень первичных законов и непосредственно в качестве законов определенной формы. Так, закон в форме кодекса может быть или принят непосредственно как федеральный закон или закон субъекта Российской Федерации. Ко вторичным относятся следующие формы законов: 1) конституция, 2) устав, 3) кодекс, 4) основы законодательства.

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу. Все законы государства должны соответствовать конституции. Кроме того, конституция – основной закон республики в составе субъекта Российской Федерации.

Устав – основной закон во всехсубъектах Российской Федерации, кроме республик.

Кодекс – основной закон отрасли права или отрасли законодательства. Согласно ст. 9 Закона РБ от 12 августа 1996 г. № 42-з «О нормативных правовых актах Республики Башкортостан» кодекс – закон, обеспечивающий единообразное регулирование и содержащий в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Кодексам должны соответствовать все другие нормативные правовые акты, издаваемые в сфере общественных отношений, регулируемых кодексом.

Основы законодательства принимались по по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ не предусматривает принятие правовых актов в форме Основ. Регулирование общественных отношений Основами законодательства предусматривалось Федеративным договором. С 1993 года законы в форме Основ законодательства не принимаются.

В составе действующего законодательства можно выделить такие виды федеральных законов как «основы», «общие принципы». Они весьма близки к Основам законодательства, к тому же они принимаются по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В. По предмету регулирования (отраслям права и законодательства). Нормативные правовые акты классифицируются по предмету регулирования (отраслям права). В современном российском праве насчитывается 15-30 отраслей права (основные из которых – конституционное, гражданское, уголовное, административное) и примерно столько же отраслей законодательства (хозяйственное, торговое, военное, морское и др.). В итоге можно выделить 30-60 видов законов.

Г. По сроку действия. Законы классифицируются по сроку действия на постоянные (точнее, принятые на неопределенный срок) и временные (точнее, принятые на определенный срок или до наступления определенного события, например, до принятия постоянного акта по тому же вопросу). Подавляющее большинство нормативных правовых актов принимается на неопределенный срок. Одно из немногих исключений – законы о бюджете, принимаемые, как правило, на один календарный год.

Д. По территории действия. Эта классификация предполагает деление законов на: 1) общефедеральные; 2) субъектов Федерации.

Особый вид законов – Модельные законы Содружества независимых государств, принимаемые Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ. В их числе законы «Об издательском деле», «О телекоммуникациях», «Об авторском праве и смежных правах», «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Е. По субъектам принятия.

По этому основанию нормативные правовые акты делятся на виды:

1) законы, принятые народом на референдуме;

2) законы, принятые парламентом;

3) законы, принятые иным органом государства в порядке делегированного правотворчества.

3. Качества закона

Закон как нормативный регулятор достигает своей цели в том случае, если он обладает определенным качеством, т.е. отображает интересы участников регулируемых отношений, и его форма является совершенной. Качество закона – это внутренне присущая его форме и содержанию совокупность социальных и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности как общества, так и отдельной личности.

Качество закона есть совокупность социальных и юридических свойств закона, т.е. социальная адекватность его установлений, технико-юридическое совершенство их формы и вследствие этого способность при соответствующих условиях среды и отношений адресатов (граждан и организаций) обеспе­чить правомерный характер их деятельности, способствовать достижению фактических результатов, вытекающих из цели закона.

Т.В. Кашанина выделила следующие виды правила, определяющих качество юридической техники.

Такие же правила можно применить к закону:

а) содержательные правила;

б) правила логики;

в) структурные правила;

г) языковые правила;

д) формальные правила;

6) процедурные правила.

Ниже все виды правил охарактеризованы.

А. Содержательные правила (качества, относящиеся к содержанию законов, к нормам, которые в них содержатся), делятся на три вида правил. Первый вид правил – соответствие принципам права. Второй вид – соответствие принципам юридической техники. Третий вид – иные содержательные правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: