Направления и формы кооперации сельскохозяйственных организаций, с хозяйствами населения по вопросам производства и сбыта картофеля

 

На продовольственные цели картофель производится населением практически на всей территории республики. В неблагоприятных регионах (большая часть Витебской области) производство картофеля должно быть направлено на обеспечение внутриобластных потребностей и размещать культуру следует на легких и средних по механическому составу почвах.

В целях бесперебойного обеспечения населения свежей продукцией целесообразно сосредоточить производство раннего картофеля в южных районах Брестской и Гомельской областей. Производство такого картофеля наряду с общественным сектором может развиваться в частном секторе на основе контрактов.

Картофелеводство, как никакая другая отрасль, ввиду своей трудоемкости нуждается в достаточном уровне фондообеспеченности и прежде всего - средствами механизации. Повышение уровня технической оснащенности картофелеводческих хозяйств направлено на внедрение интенсивных технологий производства картофеля, перехода от отдельных машин к их системам, охватывающим весь процесс от посадки клубней до уборки и транспортировки урожая. Особое внимание при этом должно уделяться качеству машин и их надежности.

В республике - слабая база для хранения картофеля, без которой практически невозможно обеспечить развитие конкурентоспособного производства. Обеспеченность сельхозпредприятий хранилищами промышленного типа составляет только 25 % от потребности, в том числе экспериментальных баз и элитхозов, производящих элитный семенной картофель - около 55 %. Основной объем производимого в республике картофеля хранится в земляных буртах, где потери достигают 15-20 %, а в отдельные годы - 30-35 % собранного урожая. Картофелехранилища следует размещать преимущественно в местах производства, что позволит закладывать клубни на хранение сразу после уборки, снизить их травмируемость, уменьшить напряженность и сократить потери продукции.

Переработка картофеля на продукты питания должна предусматривать комплексность и безотходность производства, его универсальность, которая заключается в том, чтобы на одном и (том же оборудовании перерабатывать как картофель, так и овощи: морковь, свеклу, а также зерновые культуры: ячмень, рожь для получения крахмала, сахара, глюкозно-фруктозных сиропов, спирта и других продуктов.

Коренным вопросом развития новой отрасли является обеспечение ее технологическим оборудованием. Для наращивания объемов производства необходимо осуществить техническое перевооружение имеющихся производств, срок службы оборудования на которых превышает 20-30 лет, организовать производство картофелепродуктов на базе колхозов и совхозов, внедряя комплексы малой мощности. С этой целью следует разработать проект и организовать выпуск комплектных технологических линии по производству продуктов питания из картофеля. Одним из путей решения вопроса может быть создание совместных предприятий с зарубежными фирмами в данной отрасли, а также наладить выпуск отечественных высокопроизводительных технологических линий.

Изменения, возникшие на рынке картофеля Беларуси, объективно ориентируют на формирование такой системы сбытовых отношений, которая будет способствовать адаптации товаропроизводителя к условиям рынка. В то же время такая система должна обеспечивать равные стартовые возможности и правила конкурентной игры для всех категорий товаропроизводителей и сбытовых структур независимо от формы собственности и статуса хозяйствования.

Эффективность сбыта продукции, так же, как и других составляющих системы маркетинга, зависит от ряда факторов и условий, не являющихся постоянными: специфических свойств самого товара (в данном случае объемность, малотранспортабельность); место и значение продукта в обеспечении продовольственной безопасности; форма присвоения товара; конъюнктура и степень открытости внутреннего и внешнего рынка; наличие мощностей по переработке и складских помещений; транспортные возможности и т.д. Один из важнейших элементов в системе сбыта малотранспортабельной и скоропортящейся продукции - переход к организованным рынкам оптовой торговли. На начальной стадии развития рыночных отношений оптовый рынок выступает регулятором и организатором производства продукции, так как через него проходят все сделочные операции по купле-продаже товаров и предоставления услуг. Дальнейшее их развитие способствует углублению специализации и укрупнению концентрации производственных, перерабатывающих и сбытовых структур. Оптовые продовольственные рынки на такой основе эффективно развиваются, увеличивают базу хранения и превращаются в крупные центры. В странах Западной Европы оптовые рынки и аукционы - наиболее эффективная форма сбыта картофеля, через которую в отдельных государствах (Франция) сбывается до 90 % картофеля, реализуемого фермерами. Основными направлениями экспорта продукции картофелеводства в существующих условиях является ориентация на рынки стран-членов СНГ, где уровень самообеспеченности картофелем остается низким. В дальнейшем по мере углубления специализации и концентрации в картофельном хозяйстве республики, при формировании крупных торговых центров предстоит возможность расширить торговые связи со странами дальнего зарубежья.

Итак, основными направлениями повышения эффективности картофелепродуктового подкомплекса являются:

- непрерывный рост урожайности культуры с учетом специализации производства картофеля различного товарно-хозяйственного назначения (продовольственный, картофель для переработки, семенные клубни). Урожайность картофеля в республике должна составлять не менее 200 - 250 ц/га, при которой можно вести конкурентоспособное производство;

- увеличение переработки картофеля на продукты питания, крахмал, спирт;

- совершенствование системы сбыта на основе маркетинговых исследований, формирование сети оптовых рынков, ликвидация посреднических структур, ориентация на внешний рынок и т.д.

Для этих целей картофельному хозяйству требуются дополнительные инвестиции, привлечение которых предоставит возможность осуществить ряд организационно-экономических преобразований в картофельном хозяйстве, повысить уровень его интенсификации, улучшить качество производимой продукции и, в конечном счете - повысить ее конкурентоспособность.

Развитие картофельного подкомплекса и более полное удовлетворение потребностей населения требуют решения и других не менее важных вопросов: приступить к реализации поставленных задач комплексной целевой программы "Картофель", доработать с учетом новых условий схему развития и размещения промышленности по производству продуктов питания из картофеля и принять практические меры по их осуществлению.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: