Роль бюджета в распределении национального дохода

 

Расходы бюджета непосредственно связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, именно через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, в значительной мере отражает структуру государственного управления, что естественно, так как именно в системе ведомств и воплощаются организационно- стабильные функции управления.

Расходование средств бюджета производится в размерах и по адресам, определенным федеральным законом, а также законами и другими нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований в бюджете на очередной финансовый год. Основные направления расходов бюджета: государственное управление и местное самоуправление, судебная власть, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу, блок отраслевых расходов (промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.), развитие рыночной инфраструктуры, ЖКХ, образование, культура, искусство, кинематография, средства массовой информации, здравоохранение и физическая культура, социальная политика, обслуживание государственного долга, расходы бюджетных целевых фондов и др.

Одна из сложных проблем бюджетного финансирования – разделение отдельных видов расходов между отдельными уровнями бюджетной системы: федеральный, субъект федерации, местное самоуправление. Существует группа расходов, находящихся исключительно в ведении федерации. Это оборона, международная деятельность и некоторые другие. Но большинство статей расхода присутствуют в бюджетах всех уровней, что ставит вопрос о доле каждого уровня в общей сумме данных расходов. В общем смысле ясно, что расходы, к примеру, на образование, социальную политику и т.п. должны в большей мере осуществляться через бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Но общего смысла недостаточно для определения конкретных применений расходов на эти цели во всех бюджетах. Нужны определенные методики, нормативы, договоренности между органами власти разного уровня. Это сложный и к сожалению, до конца не решенный вопрос – связано с тем, что нерешенность порождает конфликты и реальное недовольство. Здесь еще предстоит большая работа по достижению взаимоприемлемого для всех решения.

Можно отметить, что имеется своеобразная симметрия трудностей в доходах и расходах бюджетной системы. Эти трудности связаны между собой и предполагают одновременное решение и в части доходов, и в части расходов. Выделение трех уровней в бюджетной системе приводит к тому, что в конкретном населенном пункте или районе могут осуществляться расходы их всех трех видов бюджета одновременно.

В любом субъекте Федерации имеются объекты, финансируемые из федерального бюджета, а на территории местного самоуправления могут быть учреждения и организации, финансируемые из бюджета субъектов Федерации. Это обстоятельство важно иметь в виду, когда сравниваются уровни бюджетных расходов на одного жителя в разных областях и районах.

Расходы бюджета включают и предоставление ссуд. Последние бывают внутренними – это ссуды бюджетам нижестоящего уровня и предприятиям отдельных отраслей, инвестиционные кредиты, зарубежные кредиты, которые выделяются хозяйствующим структурам под гарантии федерального правительства, и внешними – это ссуды, относящиеся к компетенции федерального уровня, государственные кредиты странам СНГ и зарубежным государствам.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: