Нормативный метод учета затрат на примере ОАО «Екатерина»

 

Смета затрат на производство

Рассмотри смету затрат на производство продукции (таблица 1)

 

Смета затрат на производство продукции

Таблица 1

  Статья затрат Затраты, руб.
  счет 20 — Основное производство  
1 Материалы 96200
2 Комплектующие изделия 634 040
3 Основная заработная плата производственных рабочих 118200
4 Дополнительная заработная плата производственных рабочих 13000
5 Отчисления в Фонд социального страхования 48680
  Итого 910120
  счет 25 — Общепроизводственные расходы  
6 Основная заработная плата персонала цеха 92200
7 Дополнительная заработная плата персонала цеха 10100
8 Отчисления в фонд социального страхования 37950
9 Основная заработная плата вспомогательных рабочих 48100
10 Дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих 5290
11 Отчисления в фонд социального страхования 19800
12 Расходы на энергию производственного характера 42800
13 Топливо 12000
14 Аренда оборудования 32000
15 Аренда здания цеха 8100
16 Ремонт оборудования 14100
  Итого 322 440
  счет 26 — Общехозяйственные расходы  
17 Основная заработная плата работников управления 18200
18 Дополнительная заработная плата работников управления 2000
19 Отчисления в фонд социального страхования 7490
20 Расходы на энергию 2200
21 Топливо 600
22 Аренда оборудования 1000
23 Аренда зданий 400
24 Налог на пользователей автодорог 13000
  Итого 44890
  Итого по смете 1277450

 

  Статья затрат Затраты, руб.
  счет 20 — Основное производство  
1 Материалы 96200
2 Комплектующие изделия 634 040
3 Основная заработная плата производственных рабочих 118200
4 Дополнительная заработная плата производственных рабочих 13000
5 Отчисления в Фонд социального страхования 48680
  Итого 910120
  счет 25 — Общепроизводственные расходы  
6 Основная заработная плата персонала цеха 92200
7 Дополнительная заработная плата персонала цеха 10100
8 Отчисления в фонд социального страхования 37950
9 Основная заработная плата вспомогательных рабочих 48100
10 Дополнительная заработная плата вспомогательных рабочих 5290
11 Отчисления в фонд социального страхования 19800
12 Расходы на энергию производственного характера 42800
13 Топливо 12000
14 Аренда оборудования 32000
15 Аренда здания цеха 8100
16 Ремонт оборудования 14100
  Итого 322 440
  счет 26 — Общехозяйственные расходы  
17 Основная заработная плата работников управления 18200
18 Дополнительная заработная плата работников управления 2000
19 Отчисления в фонд социального страхования 7490
20 Расходы на энергию 2200
21 Топливо 600
22 Аренда оборудования 1000
23 Аренда зданий 400
24 Налог на пользователей автодорог 13000
  Итого 44890
  Итого по смете 1277450

 

Дополнительная заработная плата основных, вспомогатель­ных и производственных рабочих и персонала управления опре­деляется в размере 11% к их основной заработной плате.

Отчисления в фонд социального страхования (4%), Пенсион­ный фонд (28%), федеральный фонд обязательного медицинского страхования (0,2%), территориальный фонд обязательного меди­цинского страхования (3,4%) и фонд страхования от несчастных случаев (1,5%) составляют 37,1% к полной заработной плате ра­ботников.

Отчисления в фонд социального страхования (2,9%), Пенсион­ный фонд (20%), фонды обязательного меди­цинского страхования (3,1%) составляют 26% к полной заработной плате ра­ботников.

 

Все данные рассчитываются, исходя из предыдущего опыта и планируемого объема выпуска изделий. Планировалось выпустить 2000 единиц продукции

Налог на пользователей автодорог (с 01.01.2003 он не взимается, однако рассматривается период, в котором отчисления осуществлялись), включаемый в общехо­зяйственные расходы, берется как 1% от планируемой выручки от реализации продукции. Планируемая выручка составляет 1300000 руб.

Определим проценты накладных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов, которые будут использоваться при калькулировании себестоимости продукции. Они определяются из сметы затрат, как отношение накладных расходов к основной заработной плате производственных рабочих.

Рассчитаем процент общепроизводственных расходов:

322 440 / 118 200 х 100% = 273%.

Рассчитаем процент общехозяйственных расходов:

44 890/118 200 х 100% = 38%.

 

На основании этих данных составляется нормативная калькуляция (таблица 2).

Нормативная калькуляция

                                                                                                            Таблица 2

Статья затрат За еди­ницу За 2000 штук
1 Материалы 48,10 96200
2 Комплектующие изделия 317,02 634 040
3 Основная заработная плата производственных рабочих 59,10 118 200
4 Дополнительная заработная плата производственных рабочих 6,50 13000
5 Отчисления в фонд социального страхования 24,34 48680
6 Общепроизводственные расходы 161,34 322 680
7 Общехозяйственные расходы 22,46 44920
8 Нормативная себестоимость 638,86 1 277 720
9 Предполагаемая прибыль 57,14 114280
10 Оптовая цена 696,00 1 392 000
И НДС 139,20 278400
12 Отпускная цена 835,20 1670400

 

Оптовая цена определяется на основе затрат:

Ц = Сс+Пн

где Ц —цена на товар; Сс — себестоимость товара; Ц, — нормативная прибыль (5% от себестоимости).

Ц=835,2+835,2*0,05= 876,96 руб.

По истечении учетного периода (01.10.02 – 01.11.02) был составлен журнал регистрации хозяйственных операций, содержащий фактические затраты на производство (таблица 3).

Журнал хозяйственных операций

Таблица 3

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
1 Списаны в производство материалы 20 10.1 95100
2 Списаны в производство комплектующие изделия 20 10.2 634 040
3 Начислена заработная плата основным производственным рабочим 20 70 117830
4 Начислена дополнительная заработная плата основным производственным рабочим 20 70 12010
5 Начислено в фонд социального страхования с заработной платы основных производственных рабочих 20 69.1 5190
6 Начислено в Пенсионный фонд с заработной платы основных производственных рабочих 20 69.2 36350
7 Начислено в федеральный фонд обязательного медицинского страхования 20 69.3 260
8 Начислено в территориальный фонд обяза­тельного медицинского страхования 20 69.3 4410
9 Начислено в фонд страхования от несчастных случаев 20 69.1 1950
10 Начислена основная заработная плата персо­налу цеха 25 70 90120
11 Начислена дополнительная заработная плата персоналу цеха 25 70 9800
12 Начислено в фонд социального страхования с заработной платы персонала цеха 25 69.1 4000
13 Начислено в Пенсионный фонд с заработной платы персонала цеха 25 69.2 27980
14 Начислено в федеральный фонд обязательного медицинского страхования 25 69.3 200
15 Начислено в территориальный фонд обязательного медицинского страхования 25 69.3 3400
16 Начислено в фонд страхования от несчастных случаев 25 69.1 1500
17 Начислена основная заработная плата вспомо­гательным рабочим 25 70 48200
18 Начислена дополнительная заработная плата вспомогательным рабочим 25 70 3200
19 Начислено в фонд социального страхования с заработной платы вспомогательных рабочих 25 69.1 2050
20 Начислено в Пенсионный фонд с заработной платы вспомогательных рабочих 25 69.2 14390
21 Начислено в федеральный фонд обязательного медицинского страхования 25 69.3 100
22 Начислено в территориальный фонд обяза­тельного медицинского страхования 25 69.4 1750
23 Начислено в фонд страхования от несчастных случаев 25 69.5 770
24 Списаны расходы на электроэнергию произ­водственных помещений 25 76 44800
25 Списаны расходы на топливо производствен­ных помещений 25 76 12150
26 Списаны затраты на аренду оборудования цеха 25 76 32000
27 Списаны затраты на аренду здания цеха 25 76 8100
28 Начислена основная заработная плата персо­налу управления 26 70 18100
29 Начислена дополнительная заработная плата персоналу управления 26 70 1980
30 Начислено в фонд социального страхования с заработной платы персонала управления 26 69.1 800
31 Начислено в Пенсионный фонд с заработной платы персонала управления 26 69.2 5620
32 Начислено в федеральный фонд обязательного медицинского страхования 26 69.3 40
33 Начислено в территориальный фонд обяза­тельного медицинского страхования 26 69.4 680
34 Начислено в фонд страхования от несчастных случаев 26 69.5 300
35 Списаны затраты на ремонт производственно­го оборудования 25 76 14800
36 Списаны расходы на электроэнергию помеще­ния управления 26 76 2300
37 Списаны расходы на топливо помещения управления 26 76 .610
38 Списаны затраты на аренду оборудования помещения управления 26 76 1000
39 Списаны затраты на аренду помещения управления 26 76 400
40 Начислен налог на пользователей автодорог 26 68.1 13920
41 Списаны общепроизводственные расходы 20 25 319310
42 Списаны общезаводские расходы 20 26 45750
43 Оприходовано на склад готовой продукции по плановой себестоимости 43 20 1277720
44 Списано отклонение фактической себестоимо­сти от плановой 43 20 -5520
45 Списана плановая себестоимость отгруженной продукции 90.2 43 1277720
46 Списано отклонение фактической себестоимо­сти отгруженной продукции от плановой 90.2 43 -5520
47 Начислен НДС с отгруженной продукции 90.3 68 278400
48 Предъявлено покупателю за отгруженную про­дукцию 62 90.1 1670400
49 получен финансовый результат от реализации продукции 90.9 99 119800

 

 На основании полученных фактических затрат проводится анализ себестоимости. Сначала составляется таблица сравнения общепроизводственных затрат (табл.4)

 

Сравнение плановых и фактических общепроизводственных затрат

Таблица 4

Затраты По смете Фактиче­ские Отклоне­ние
Основная заработная плата персонала цеха 92200 90120 -2080
Дополнительная заработная плата персонала цеха 10100 9800 -300
Отчисления в фонд социального страхования и др. с заработной платы персонала цеха 37950 36080 -1870
Основная заработная плата вспомогательных рабочих 48100 48200 +100
Дополнительная заработная плата вспомога­тельных рабочих 5290 3200 -2090
Отчисления в фонд социального страхования с заработной платы вспомогательных рабо­чих 19800 19060 -740
Расходы на электроэнергию производствен­ных помещений 42800 44800 +2000
Расходы на топливо производственных поме­щений 12000 12150 +150
Аренда производственного оборудования 32000 32000 0
Аренда помещения цеха 8100 8100 0
Ремонт оборудования 14100 14800 +700
Итого 322 400 319310 -3090

 

Таким образом наблюдается снижение общепроизводственных расходов (-3090 руб.). Максимальное снижение (экономия) наблюдалась по таким статьям как основная заработная плата персонала цеха (-2080 руб.), дополнительная заработная плата вспомога­тельных рабочих (-2090 руб.).

Далее рассмотрим общехозяйственные расходы (таблица 5)

 

Общехозяйственные расходы

Таблица 5

Затраты По смете Фактические Откло­нение
А 1 2 3
Основная заработная плата персонала управления 18200 18100 -100
Дополнительная заработная плата персонала управления 2000 1980 -20
Отчисления в фонд социального страхования с заработ­ной платы персонала управления 7490 7440 -50
Расходы на электроэнергию 2200 2300 + 100
Расходы на топливо 600 610 + 10
Аренда оборудования помещения управления 1000 1000 0
Аренда помещения управления 400 400 0
Налог на пользователей автодорог 13000 13920 +920
Итого 44890 45750 +860

 

По общехозяйственным расходам наблюдается увеличение затрат на 860 руб. Это связано с резким ростом такой статьи затрат как налог на пользователей автодорог (+920 руб.)

На основании подученных данных составляется сводная карта затрат (табл. 6)

Сводная карта затрат

Таблица 6

Затраты Плановая себестои­мость Фактиче­ская себе­стоимость Отклоне­ние
Материалы 96200 95100 -1100
Комплектующие 634 040 634 040 0
Основная заработная плата 118200 117830 -370
Дополнительная заработная плата 13000 12010 -990
Отчисления в фонд социального страхования и др. 48680 48160 -520
Общепроизводственные расходы 322 680 319310 -3370
Общехозяйственные расходы 44 920 45750 +830
Себестоимость 1 277 720 1 272 200 -5520

 

Полная себестоимость 2000 единиц продукции снизилась на 5520 руб. Практически по всем видам затрат наблюдается экономия. Было израсходовано меньше, чем планировалось, материалов. Уменьшилась заработная плата рабо­чих как основная, так и дополнительная. Это связано с тем, что была нарушена трудовая дисциплина и, как следствие,— удержа­ния из основной заработной платы, и меньше, чем планировалось, работников ушли в отпуска. Но наряду с этим имело место изменение тарифов на тепло и энергию. Последнее необходимо учесть для будущих расчетов нормативной себестоимости в вели­чине изменения норм.

 

Документальное оформление отклонений от норм

 

На основании учета фактических затрат на производство (по отпускным накладным) формируется фактические данные о себестоимости (приложение 3).

На основании фактических данных и норм затрат заполняется ведомость учета норм и отклонений по каждой группе изделий.

В приложении 4 приведена ведомость учета норм и отклонений от норм по пошиву женских костюмов (модель №1).

Данные, полученные по ведомости учета номр и отклонений могут использоваться экономистами предприятия для проведения анализа использования ресурсов предприятия. при составлении ежемесячного экономического отчета, экономист дает оценку и объяснения по каждому пункту отклонения затрат по статьям калькуляции от нормативных, что позволяет выявить эффективность использования ресурсов предприятия.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции характеризуется тем, что на предприятии по каждому виду изделия составляется предварительная нормативная калькуляция, т.е. калькуляция себестоимости, исчисленная по действующим на начало месяца нормам расхода материалов и трудовых затрат.

Норма – это заранее установленное числовое выражение результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства. Нормативные калькуляции рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов. Они в свою очередь устанавливаются в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро) и образуют взаимосвязанную систему, которая регламентирует все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. Нормы могут изменяться (как правило, снижаться) по мере освоения производства и улучшения использования материальных и трудовых ресурсов.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонениям от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости (вычитая из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Системное документирование отклонений от норм позволяет устанавливать причины отклонений в момент их возникновения, тогда как при других методах причины и виновники отклонений если и выявляются, то после составления калькуляции себестоимости.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабаев Ю.А. Бухгалтерский финансовый учет, 2005

2. Справочник корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Под редакцией Бакаева А.С., институт проф. бухгалтеров, 2002 г.

3. Безруких Б.С. Бухгалтерский учет. Издательство журнала «Бухгалтерский учет».

4. Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учебник для вузов. 2-ое изд., доп. и пер. – М.: ИКФ Омега-Л; Высш. шк., 2002. – 528 стр.

5. Вил Р.В., Палий В.Ф. Управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 1997

6. Волкова О.Н. Управленческий учет: Учебник. М.: ТК Волби, изд-во Проспект, 2005. – 472 стр.

7. Друри К. Управленческий и производственный учет. М.: ЮНИТИ, 2002.

8. Ивашкевич В.Б. Управленческий учет. М.: Финансы и статистика, 2001

9. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2002

10. Керимов В.Э. Управленческий учет: Учебник. 2-ое изд., изм. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 416 стр.

11. Климова М.А. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. 2-ое издание, Москва, РИОР, 2006 г.

12. Кондраков Н.П., Иванова М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ИНФРА-М, 2005

13. Мизиковский Е.А. Нормативная база в управленческом учете // Бухгалтерский учет. 1996

14. Нестеров В., Важнов А. Управленческий учет как основа для принятия эффективных решений // Экономика и жизнь. 1997.

15. Николаева О.Е., Шишков Т.В. Управленческий учет. М.: УУРС, 1997

16. Николаева С.А. Принципы формирования и калькулирования себестоимости. М.: Аналитика-Пресс, 1997

17. Солодко П.П., Акчурина. Бухгалтерский финансовый учет. Москва, 2003

18. Шеремет А.Д., Николаева О.Е. Управленческий учет: Учебник. 3-е изд., пер. и доп. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2005 – 344 стр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: