Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности

Положение по международной аудиторской практике № 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» предоставляет практические рекомендации по применению МСА в случаях, когда экологические вопросы являются важными для финансовой отчетности субъекта.

Термин «экологические вопросы» означают следующее:

- попытки по предотвращению, уменьшению или устранению вреда, наносимого окружающей среде:

- попытки по консервации восполнимых или невосполнимых ресурсов (такие действия могут предписываться законами и нормативными актами по экологии, договором или осуществляться на добровольной основе);

-последствия нарушения законов и нормативных актов по охране окружающей среды;

-последствия экологического вреда, нанесенного другим лицам или природным ресурсам:

-последствия субститутивнойответственности, устанавливаемой законом (например, ответственности за вред, нанесенныйпредыдущими владельцами),

Необходимость учета (или степень учета) экологических вопросов при аудите финансовойотчетности зависит от суждения аудитора о том, повлекут ли за собой экологические вопросы риск существенного искажения финансовой отчетности. В некоторых случаях отсутствует необходимость в специальных аудиторских процедурах. В других случаях аудитор использует профессиональное суждение для определения характера, сроков и объема специальных процедур, которые он считает необходимыми для получения достаточных и уместных аудиторских доказательств того, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. Если аудитор не обладает профессиональной компетенцией для проведения специальных процедур, он имеет право обратиться за технической консультацией к таким специалистам, как юристы, инженеры или специалисты по экологии.

С целью вынесения профессионального суждения о влиянии экологических вопросов на финансовую отчетность субъекта аудитор должен определить характер, сроки и объем аудиторских процедур, учитывая требованияследующих МСА:

1.МСА № 315 «Понимание бизнеса предприятия, его среды и оценка риска существенного искажения».

2.МСА 330 «Процедуры, применяемые аудитором исходя из оцененного уровня риска

3. МСА 250 «Учет законов и нормативных актов при аудите финансовой отчетности».

4. МСА 580 «Заявления руководства».

5. МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».

6. МСА 620 «Использование работы эксперта».

При получении достаточных знаний о бизнесе клиента аудитор рассматривает важные вопросы, влияющие на бизнес субъекта и на ту отрасль, в которой он работает. Аудитор рассматривает отрасль, в которой работает субъект, так как это может указать на возможное существование экологических обязательств и условных событий. Некоторые отрасли по своему характеру сопряжены с существенным экологическим риском. К ним относятся химическая, нефте- и газодобывающая, фармацевтическая, металлургическая, горнодобывающая отрасли и коммунальное хозяйство.

Субъект может не работать в одной из этих отраслей, тем не менее он может быть подвержен существенному экологическому риску. Любой субъект может быть подвержен существенному экологическому риску в том случае, если он:

-в большой степени зависит от экологических законов и нормативных актов;

-владеет участками, зараженными предыдущими владельцами (субститутинная ответственность ), или обладает залоговым правом в отношении таких участков;

-осуществляет хозяйственнуюдеятельность, которая может привести к заражению почвы и подземных вод, наземных вод или воздуха; связана с использованием опасных веществ; связана с производством или обработкой опасных отходов; может иметь негативное воздействие на клиентов, сотрудников иди людей, которые живут неподалеку от зданий компании.

Экологический риск на уровне финансовой отчетности может включать:

-риск затрат в связи с соблюденном законодательства или требований договоров;

-риск несоблюдения экологических законов и нормативных актов;

-возможное влияние конкретных экологических требований клиентов субъекта;

-возможную реакцию клиентов субъекта на его экологическое поведение.

Если аудитор считает, что экологический риск является важным компонентом в оценке неотъемлемого риска, то при разработке программы аудита ему следует соотнести проведенную оценку с существенными остатками по счетам и классами операций на уровне утверждений финансовой отчетности.

Если, по мнению аудитора, экологические вопросы могут иметь значительное влияние на финансовую отчетность субъекта, аудитор должен получить представление о политике и существенных процедурах субъекта и отношении контроля за такими экологическими вопросами («средства экологического контроля» субъекта) для планирования аудита и разработки эффективного подхода к аудиту. В таких случаях аудитор должен рассматривать только те средства экологического контроля (в пределах или за пределами систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля), которые имеют отношение к аудиту финансовой отчетности.

После получения представления о системе бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудитору следует рассмотреть влияние экологических вопросов на пленку риска системы контроля и выбор тестов контроля, необходимых для такой оценки.

В рамках процесса планирования аудита аудитор получает общее представление о законах и нормативных актах по охране окружающей среды, которые в случае их нарушения могут привести к существенным искажениям в финансовой отчетности, а также о политике и процедурах, используемых субъектом для соблюдения таких экологических законов и нормативных актов. При этом аудитор признает, что несоблюдение некоторых законов и нормативных актов по охране окружающей среды может сильно повлиять на деятельность субъекта.

Для получения общего представления о значимых законах и нормативных актах по охране окружающей среды аудитор обычно:

-использует знание об отрасли и бизнесе клиента;

-проводит опросы руководства (включая основных специалистов по экологическим вопросам) о политике и процедурах субъекта по соблюдению экологических законов и нормативных актов;

-проводит опросы руководства по экологическим законам и нормативным актам, которые, как ожидается, окажут значительное влияние на деятельность субъекта.;

-обсуждает с руководством политику и процедуры, принятые для выявления, оценки и учета судебных тяжб, исков и начисленных штрафов.

Аудитор рассматривает оцененный уровень неотъемлемого риска и риска системы контроля при определении характера, сроков и объема процедур проверки по существу, необходимых для уменьшения риска необнаружения существенного искажения в финансовой отчетности до приемлемого уровня, в том числе любого существенного искажения, обусловленного тем, что субъект не признал, не измерил или не раскрыл соответствующим образом последствия экологических вопросов.

Процедуры проверки по существу включают в себя получение доказательств путем опроса как руководства, ответственного за финансовую отчетность, так и ключевых сотрудников, ответственных за экологические вопросы. Аудитор рассматривает необходимостьсбора аудиторских доказательств, подтверждающих любые утверждения по экологическим вопросам и получаемых как в пределах, так и за пределами субъекта.В некоторых ситуациях аудитору необходимо рассмотреть вопрос об использовании работы экспертов по экологическим вопросам.

Если аудитор намерен использовать результаты работы экспертов в процессе аудита, то он должен оценить соответствие работы, выполненной экспертами по экологии, целям аудита, а также компетентность и объективностьэкспертов.

В случае если субъект имеет отдел внутреннего аудита, аудитору следует выяснить, занимаются ли внутренние аудиторы экологическими аспектами деятельности субъекта в рамках внутреннего аудита. В таком случае аудитор рассматривает целесообразность использования такой работы для целей аудита, применяя критерии МСА 610 «Рассмотрение работы внутреннего аудита».

При составлении мнения о финансовой отчетности аудитор анализирует, должным ли образом влияние экологических вопросов отражено и раскрыто в финансовой отчетности в соответствии с применимыми принципами подготовки финансовой отчетности. Аудитор также проверяет любую другую информацию, которая должна прилагаться к финансовой отчетности, для выявления каких-либо существенных несоответствий, например по экологическим вопросам.

Рекомендации, предоставляемые данным Положением, равно применимы и к аудиторам государственного сектора при проведении ими аудита финансовой отчетности правительственных организаций и других субъектов государственного сектора. Тем не менее следует отметить, что на характер и масштаб аудита государственного сектора могут оказывать влияние законодательство, положения, постановления и министерские директивы, которые устанавливают дополнительные аудиторские обязанности в связи с экологическими вопросами.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: