Электронная торговля: влияние на аудит финансовой отчетности

Положение по международной практике аудита 1013 «Электронная торговля; влияние на аудит финансовой отчетности» предоставляет практическое руководство по проведению аудита предприятий, осуществляющих торговую деятельность посредством глобальной компьютернойсети.

Данное положение предоставляет помощь аудитору при рассмотрении значимости электронной торговли в коммерческой деятельности предприятия и ее влияния на аудиторскую оценку риска | формирования мнения относительно финансовой отчетности.

Использование Интернета для связи коммерческой организации с потребителем, партнерами, правительством и сотрудниками электронной торговли приводит к возникновению новых элементов риска, которому будет подвержена деятельность организации и который будет рассмотрен аудитором при планировании и проведении аудита финансовой отчетности. Растущее использование Интернета без должного внимания организации к таким рискам может повлиять на аудиторскую оценку риска. Также данное Положение применяется в отношении коммерческих организаций, использующих локальные сети.

Навыки и знания. Уровень навыков и знаний, необходимых для понимания влияния электронной торговли на аудиторскую проверку, зависит от сложности коммерческой деятельности организации. Аудитор рассматривает, обладают ли сотрудники, назначенные на задание, соответствующими знаниями Интернет-бизнеса и информационных технологий, чтобы выполнить аудиторскую проверку. В случае если электронная торговля оказывает значительное влияние на бизнес организации, знания информационной технологии (ИТ) и Интернет-бизнеса могут потребоваться для того, чтобы:

1) определить степень влияния на финансовую отчетность:

· стратегии и деятельности по э лектроннойторговле юридического лица;

• технологии, используемой для облегчения деятельности электронной коммерции организации, ИТ-навыки и знания персонала организации;

• риски, возникающие при использовании организацией электронной коммерции, и методы управления такими рисками;

2) определить характер, временные рамки и объем аудиторских процедур, а также оценить аудиторские доказательства;

3) рассмотреть степень влияния электронной торговли на способность организации непрерывно функционировать.

В некоторых случаях аудитор может решить использовать работу эксперта, например, если он полагает, что следует проверить уязвимость системы безопасности или возможность проникновения в систему безопасности организации. Если аудитор решил использовать работу эксперта, то ему следует получить достаточное и уместное аудиторское доказательство того, что такая работа является адекватной для целей аудиторской проверки.

Знание бизнеса. Знание бизнеса включает общее знание экономики и отрасли, в которой осуществляет деятельность организация. Рост электронной коммерции может оказать существенное влияние на традиционную деловую среду организации.

Аудитору следует понять деятельность организации, чтобы оценить значимость электронной торговли для коммерческой деятельности организации и любое влияние на аудиторский риск. В процессе получения информации о бизнесе организации аудитор рассматривает влияние на финансовую отчетность;

• коммерческой деятельности организации и отрасли, и которой она функционирует;

• стратегии электронной торговли организации;

• степени использовании электронной торговли организации;

• внешних мероприятий организации (использование обслуживающих организаций, например, поставщиков прикладных программ и т. д).

Выявление риска. Руководство сталкивается со многими рисками бизнеса, связанными с электронной торговлей организации, включая:

• потери операционной целостности информационной системы;

•  распространяющиеся риски безопасности электронной торговли, в том числе вирусные атаки и потенциальные потери в случае мошенничества клиентов, служащих и других лиц через неправомочный (неавторизированный) доступ;

•  неадекватную учетную политику предприятия, связанную, например, с капитализацией расходов типа затрат на развитие веб сайта, недоразумений в сложных договорах, риска переводов иностранных валют, резервов на гарантии или возвраты, и проблемы признания дохода;

• несоблюдение налогообложения и других законодательных и нормативных требований, особенно в случаях, когда интернет-сделки проводятся за границей;

• отсутствие гарантии обязательности контрактов, заключенных только электронными средствами;

• слишком большую уверенность относительно электронной торговли при размещении информации в Интернете;

• неудачи или «аварии» в системе и инфраструктуре.

Организация реагирует на бизнес-риски, возникающие в электронной торговле путем создания соответствующей инфраструктуры безопасности, связанных с ней средств контроля и разработки соответствующих мер:

• проверки идентичности клиентов и поставщиков;

• получения гарантии целостности (честности) сделок;

• получения соглашений на условия сделки;

• получения оплаты или обеспечения средств обслуживания кредита для клиентов;

• установления секретности и зашиты информационных протоколов.

Аудитор использует полученные знания бизнеса, чтобы выявить события, сделки и методы, связанные с рисками бизнеса, являющимися результатом деятельности электронной торговли организации, которые, по мнению аудитора, могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности или оказать существенное влияние на аудиторские процедуры или аудиторское заключение.

 

Внутренний контроль.

Аудитор рассматривает контрольную среду и процедуры контроля, которые применяет организация и деятельности по электронной торговле до степени, в которой они соответствуют целям финансовой отчетности. Следует рассмотреть следующие аспекты внутреннего контроля организации, которая занимается электронной торговлей:

• инфраструктуру информационной безопасности организации и связанные с ней средства контроля (проверка соблюдения требований к безопасности информации —авторизации, подлинности, конфиденциальности, целостности и пригодности);

• операционную целостность информационной системы (проверка полноты, точности, своевременности и авторизации информации, предназначенной для регистрации и обработки);

• совмещение процесса (объединение различного рода ИТ-систем друг с другом и их функционирование как одной системы). Аудитору следует рассмотреть средства контроля, управляющие интеграцией электронной сделки с внутренними системами, и средства контроля за изменением систем и преобразованием данных для автоматизации совмещения процесса;

• поддержание целостности процедур контроля в быстро изменяющихся условиях среды электронной торговли;

• гарантированный доступ к необходимым записям для потребностей организации и аудиторских целей.

Влияние электронных бухгалтерских записей на аудиторские доказательства. Электронная операция не оформляется бумажными записями, а электронные записи могут быть легко уничтожены или изменены, не оставив доказательств уничтожения или изменения. Аудитор рассматривает, является ли безопасность информационной политики организации и средств контроля безопасности соответствующей, что позволяет предотвратить неправомочные изменения в системе учета и составлении отчетности или в системах обеспечения данных учета.

Аудитор может проверить автоматизированный контроль, например целостность электронного доказательства, электронные печати данных, цифровые подписи. В зависимости от оценки этого контроля аудитор может также рассмотреть необходимость выполнения дополнительных процедур, например, подтверждение операций или остатков на счете с третьими лицами.

 

2.Понятия «реклама» и «предложение услуг» согласно Кодексу этики Международной федерации бухгалтеров.

Кодекс профессиональной этики аудиторов – это совокупность этических норм по руководству поведения профессиональных аудиторов. В нем отражены основные принципы и правила, которые должны соблюдаться профессиональными аудиторами для достижения общих целей и задач. Кодекс содержит некоторые рекомендации по практическому достижению целей и соблюдению фундаментальных принципов в ряде типичных ситуаций, встречающихся в аудиторской практике. Статья 14. «Реклама и предложение услуг». Проводимая реклама и предложение услуг должны осуществляться в соответствии с ГК РФ и ФЗ "О рекламе". Реклама и предложение услуг должны быть направлены на объективное информирование организаций (предприятий) и граждан и должны вестись достойно, честно и откровенно. Запрещено предлагать услуги путем принуждения или навязывания. Примеры, не отвечающие указанным выше критериям: Создание недостоверных, обманных или неоправданных ожиданий благоприятного исхода; Намеки на возможность оказания влияния на какие-либо суды, арбитражи, надзорные или аналогичные органы или на должностных лиц; Восхваляющие себя заявления, не подкрепленные фактами; Сравнения с другими профессиональными бухгалтерами (аудиторами); Использование в рекламе рекомендательных писем или доверительных надписей без согласия клиентов; Использование любых других заверений, которые могут ввести в заблуждение любое лицо;

Необоснованные заявления о том, что данный профессиональный бухгалтер (аудитор) является экспертом или специалистом в той или иной области. Профессиональный бухгалтер (аудитор) не должен пытаться использовать преимущество от рекламы и предложения услугпутем размещения рекламы в газетах и журналах, публикуемых или распространяемых в стране, в которой реклама запрещена. Реклама и предложение услуг профессионального бухгалтера (аудитора) и фирмы не могут содержать в себе никакую другую рекламу, кроме рекламы аудита и сопутствующих аудиту услуг.

Предложение услуг – обращение к потенциальному клиенту с целью предложить ему профессиональные услуги.

Реклама – обнародование информации, касающейся услуг или умений публично практикующих профессиональных бухгалтеров, с целью получения заказов на осуществление профессиональной деятельности.

Задачи

Аудиторы после ознакомления с системой бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля в процессе предварительного планирования аудиторской проверки оценили неотъемлемый риск (НР) как очень высокий – 70%, риск средств контроля (РСК) как средний – 60%, риск необнаружения (РН) был оценен в 10%.

Задание: Опредилите в количественном выражении приемлимый аудиторский риск (ПАР) в целом; приведите технику расчета.

Решение:

ПАР = НР*РСК*РН

ПАР = 70% * 60% * 10% = 0,042

Ответ: приемлимый аудиторский риск (ПАР) в количественном выражении составляет 0,042.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторскою мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантия результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Любая аудиторская проверка, как правило, начинается с разработки общего плана и программы аудита. Начиная эту разработку, аудиторы должны основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур. С помощью таких аналитических процедур аудиторы выявляют области, значимые для аудита.

В процессе подготовки общего плана и программы аудита оценивается эффективность системы внутреннего контроля, действующей у экономического субъекта, и производят оценку ее риска. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она своевременно предупреждает о возникновении недостоверной информации, а также выявляет недостоверную информацию. Кроме того, при подготовке общего плана и программы аудита аудиторам следует установить также приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позволяющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жарылгасова Б.Т. Международные стандарты аудита: учебное пособие / Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглобов. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
2. Подольский В.И., Савин А.А., Сотникова Л.В. Международные и внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 302 с.
3. Ситнов А.А. Международные стандарты аудита: Учебно-практическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2008. - 208 с.
4. Суворова С.П., Парушина Н.В., Галкина Е.В. Международные стандарты аудита: учеб. пособ. — М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 320 с. – (Высшее образование).
5. http://www.docaudit.ru – АКГ «Интегрированный Бизнес Сервис». Лаборатория аудита. Библиотека аудитора.
6. http://auditruss.ru – Стандарты аудиторской деятельности. Международные стандарты аудита.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: