Принципы хозяйственного процесса

 

Система принципов хозяйственного судопроизводства – сердцевина хозяйственного процесса, выражающая его сущность. Говорят, что принцип – это фундамент, или несущая конструкция, хозяйственного (как и любого другого) судопроизводства.

Принципы – основные директивы (указания) законодателя участникам хозяйственного процесса и суду, призванные обеспечить правильное, своевременное рассмотрение и разрешение судебных дел, защиту прав и охраняемых законом интересов юридических лиц и граждан–предпринимателей. Принципы хозяйственного судопроизводства закрепляются не только в Хозяйственном процессуальном кодексе, а, в первую очередь, в положениях Конституции Республики Беларусь, Законе «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь», Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь», Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (см. п. 22 в списке нормативных актов) и др.

Принципы хозяйственного процесса взаимообусловлены и подкрепляют друг друга, обеспечивая гармоничное развитие процесса по делу. Принципы хозяйственного судопроизводства и лежащие в их основе правовые идеи имеют большое значение для законодателя, для юридически заинтересованных в исходе дела лиц, для суда, а также для ученых, занимающихся проблемами хозяйственного процесса. Законодателю же принципы помогают правильно конструировать процессуальные нормы; сторонам и другим, юридически заинтересованным в исходе дела лицам, суду – правильно их понимать и соблюдать или применять, ученым – правильно истолковывать имеющиеся нормы и предлагать новые. Исходя из принципов хозяйственного судопроизводства, решаются дела в случаях пробелов в процессуальном законе, дополняется и совершенствуется все процессуальное законодательство.

Ученые по-разному определяют количественный состав принципов, их содержание и значение. Возможна различная классификация принципов:

1. По правовому источнику, в котором закреплено содержание принципа (конституционные, отраслевые).

2. По сфере действия (общеправовые, межотраслевые, отраслевые).

3. По функциональному признаку (судоустройственные и судопроизводственные) и т.д.

Принципы хозяйственного процесса:

1. Принцип законности.

2. Принцип осуществления правосудия только хозяйственным судом.

3. Принцип равенства перед законом и хозяйственным судом.

4. Принцип права на юридическую помощь.

5. Принцип единоличного и коллегиального рассмотрения дел в хозяйственном суде.

6. Принцип независимости судей и подчинения их только закону.

7. Принцип гласности судебного разбирательства.

8. Принцип государственного языка судопроизводства.

9. Принцип обязательности судебных постановлений.

10. Принцип равноправия и состязательности сторон.

11. Принцип диспозитивности.

12. Принцип непосредственности и непрерывности.

Принцип законности. Хозяйственные суды – это органы, осуществляющие правосудие. Законность в деятельности хозяйственных судов означает полное соответствие всех судебных актов и процессуальных действий, совершаемых судом и участниками процесса при рассмотрении и разрешении экономических и иных споров нормам материального и процессуального права, т.е. закону. Суды обязаны осуществлять правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов. Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он ставит в установленном порядке вопрос о признании нормативного акта неконституционным (полностью или частично). Нормативные акты и их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с законом, закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. Подзаконные нормативные акты должны соответствовать законодательным актам.

В случае отсутствия нормы права, регулирующей спорные отношения, суд применит норму права, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы суд, разрешая спор, исходит из общих начал (принципов) и смысла законодательства Республики Беларусь (аналогия права).

Решение суда является законным, если при вынесении его правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. Решение незаконно, если суд, в частности, не применил или неправильно применил подлежащую применению норму материального права. Разумеется, суд должен при этом правильно истолковывать соответствующий нормативный акт. Но неправильное толкование примененной нормы права влечет за собой признание решения незаконным не само по себе, а потому, что приводит к неправильному применению этой нормы.

Важной гарантией осуществления принципа законности является производство по рассмотрению судебных актов в кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также норма, в силу которой судьи при рассмотрении споров независимы и подчиняются только закону.

Рассмотрение дел в кассационной инстанции, установление прокурорского и судебного надзора, возобновление дела по вновь открывшимся обстоятельствам способствуют осуществлению принципа законности. Принцип законности выражается в обязанности участников процесса соблюдать требования Хозяйственного процессуального кодекса, т.е. лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, в случае неисполнения которых наступают последствия, предусмотренные ХПК и другими законодательными актами. Принцип законности пронизывает все хозяйственное судопроизводство от начала (правового обоснования иска) до завершения защиты (исполнения решения). Все процессуальные действия суда и участников процесса должны совершаться в полном соответствии с этим принципом.

Принцип осуществления правосудия только хозяйственным судом. Норма Хозяйственного процессуального кодекса, закрепляющая данный принцип, развивает конституционное положение о принадлежности судебной власти в Республике Беларусь судам и построении системы судов на принципах не только территориальности, но и специализации (ст. 109 Конституции).

Хозяйственные суды как специально созданные для осуществления правосудия государственные органы осуществляют правосудие путем разрешения в строго определенном порядке с соблюдением установленных форм хозяйственных (экономических) споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Рассмотрение некоторых экономических споров третейскими судами, а также административными органами (например, земельных споров) не является правосудием. Только хозяйственные суды располагают максимальными возможностями успешного правоприменения, вынесения законных и обоснованных решений. Правосудие при этом является высшей и окончательной формой юрисдикции, так как решения суда обязательны для всех лиц на территории Республики Беларусь и не могут быть отменены иными государственными органами.

Принцип равенства перед законом и хозяйственным судом. Этот принцип также вытекает из положений Конституции Республики Беларусь о том, что все равны перед законом и имеют право на равную защиту прав и законных интересов (ст. 22). Различия для юридических лиц по форме собственности (государственная или частная), месту нахождения, подчиненности, характеру деятельности, а для граждан – по происхождению, социальному и имущественному положению и другим обстоятельствам не влекут никаких процессуальных последствий. Возбуждение дела, его рассмотрение, исполнение судебных актов и другие процессуальные действия осуществляются по единым правилам, которые обязательны для всех: как для лиц, участвующих в деле, так и для хозяйственных судов Республики Беларусь.

Принцип равенства юридических лиц и граждан перед хозяйственным судом и законом проявляется в хозяйственном судопроизводстве в том, что все граждане и юридические лица, занимая положение соответствующего участника процесса, пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности на всех стадиях процесса. Хозяйственный суд при рассмотрении дел одинаково применяет законодательство при установлении прав и обязанностей (материально-правовых и процессуальных) участников спорного правоотношения. В соответствии с нормами Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь принцип равенства юридических лиц и граждан – индивидуальных предпринимателей перед законом и хозяйственным судом действует на всех стадиях процесса.

Право на юридическую помощь. Конституция Республики Беларусь (ст. 62) установила, что каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в т. ч. право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления и в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

Раскрывая этот конституционный принцип, Хозяйственный процессуальный кодекс предусматривает возможность оказания юридической помощи при ведении дел в хозяйственных судах через адвокатов и своих представителей (см. гл. 6 ХПК) в соответствии с Законом Республики Беларусь от 15.06.93 г. «Об адвокатуре» и др. Из содержания ст. 62 Конституции и ст. 12 Хозяйственного процессуального кодекса вытекает, что юридическая помощь может оказываться на любой стадии хозяйственного судопроизводства.

Единоличное и коллегиальное рассмотрение дел. В соответствии со ст. 113 Конституции дела в судах рассматриваются коллегиально, а в случаях, предусмотренных законом, – единолично судьями. В силу ст. 6,18 Хозяйственного процессуального кодекса дела по первой инстанции во всех хозяйственных судах Республики Беларусь рассматриваются по общему правилу единолично председателем, заместителем председателя или судьей соответствующего хозяйственного суда. Председатель хозяйственного суда или его заместитель вправе создать для рассмотрения дела по первой инстанции коллегиальный состав хозяйственного суда.

В отличие от Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Хозяйственный процессуальный кодекс не содержит указания на категории дел, подлежащих обязательному коллегиальному рассмотрению. Принцип коллегиального рассмотрения дел является общим правилом для кассационной инстанции хозяйственного суда области и приравненного к нему суда, а также надзорных инстанций Высшего Хозяйственного Суда.

Нарушение принципа коллегиальности при рассмотрении дел является основанием для отмены судебных актов (ст. 189, 216 ХПК). Подведомственные хозяйственным судам дела рассматриваются только профессиональными судьями. Участие народных или присяжных заседателей Хозяйственный процессуальный кодекс не предусматривает (в отличие от арбитражного законодательства Российской Федерации).

Принцип независимости судей и подчинения их только закону. Конституционный принцип независимости судей при осуществлении правосудия (ст. 60 и 110 Конституции) закреплен также в законе «о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» (ст. 9).

Этот принцип означает, что судьи хозяйственных судов при осуществлении правосудия, т.е. при исполнении своих судейских обязанностей независимы, самостоятельны и должны подчиняться в своей деятельности только закону. Судья хозяйственного суда при рассмотрении дел не вправе подчинять свое решение усмотрению, посторонним командам, указаниям, рекомендациям и целесообразности. Вмешательство в деятельность судей недопустимо и влечет за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.

Закон «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» указывает, что независимость судей обеспечивается: установленными законодательством порядком их назначения и освобождения; неприкосновенностью судей; процедурой осуществления правосудия; тайной совещания при вынесении решений и запрещением требовать ее разглашения; ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в разрешение конкретных дел; созданием необходимых организационно-технических условий для деятельности судов, а также материальным и социальным обеспечением судей, установленными гарантиями, соответствующими их высокому статусу (ст. 9). Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за высказанное им при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.

Правовые гарантии независимости судей хозяйственного суда и подчинение их только закону установлены в нормах Хозяйственного процессуального кодекса. Такими процессуальными гарантиями являются прежде всего основные принципы хозяйственного судопроизводства (законности, гласности, непрерывности), право судьи на особе мнение и другие нормы, направленные на вынесение законных и обоснованных судебных актов.

Принцип гласности судебного разбирательства. Принцип гласности в хозяйственном процессе заключается в следующем: в общей форме указанный принцип закреплен в ст. 114 Конституции Республики Беларусь, согласно которой разбирательство дел во всех судах открытое.

Норма ст. 11 Хозяйственного процессуального кодекса конкретизирует конституционную норму и устанавливает открытое судебное разбирательство в хозяйственных судах. Принцип гласности означает, что разбирательство дела в целом во всех хозяйственных судах и на всех стадиях процесса должно проводиться в открытых заседаниях с предоставлением присутствующим (участникам процесса, гражданам, представителям СМИ и др.) реальной и равной возможности наблюдать за ходом процесса, фиксировать происходящее в процессе. Реализация принципа гласности способствует укреплению доверия к правосудию, обеспечению беспристрастности хозяйственного суда, точному соблюдению законности при рассмотрении дел, оказывает предупредительное и воспитательное воздействие на должностных лиц и граждан.

Закрытое судебное заседание допускается только в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 11, а именно: для защиты предусмотренных законодательством государственных секретов, при удовлетворении ходатайства, участвующего в деле лица, ссылающегося на необходимость сохранения коммерческого и иного охраняемого законодательством секрета, либо на иные обстоятельства, препятствующие открытому разбирательству. Вопрос о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть инициирован и хозяйственным судом.

Кроме того, в соответствии со ст. 28 Конституции каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство. Поэтому лица, участвующие в деле, могут заявить ходатайство о разбирательстве дела в закрытом судебном заседании с целью защиты тайны корреспонденции, врачебной тайны и т.д.

Гласность является важным условием защиты прав и законных интересов участников процесса, а также имеет большое воспитательное значение.

Принцип государственного языка судопроизводства. В соответствии со ст. 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский. Этот принцип развивается и конкретизируется применительно к хозяйственному судопроизводству в ст. 10 ХПК.

С одной стороны, принцип государственного языка хозяйственного судопроизводства преследует цель – заранее поставить в известность лиц, участвующих в деле, и других участников процесса, что производство по делу в хозяйственном суде будет вестись либо на белорусском, либо на русском языке. Лица, участвующие в деле, могут заранее подготовить для себя наиболее благоприятные условия для преодоления возможного языкового барьера.

С другой стороны, закон предоставляет право участвующим в деле лицам, не владеющим государственными языками Республики Беларусь, знакомиться с материалами дела, участвовать в процессуальных действиях, в том числе выступать в процессе на родном языке, используя переводчика. Таким образом, гарантируется охрана прав и законных интересов этих лиц, возможность активного участия их в процессе.

В случаях, когда закон предусматривает обязанность вручать копии процессуальных документов лицам, участвующим в деле, а также иным лицам, интересы которых затрагиваются действиями хозяйственного суда, перевод этих процессуальных документов обеспечивается по инициативе хозяйственного суда (оплата труда переводчиков производится из средств республиканского бюджета).

Обязательность судебных постановлений. Вступивший в законную силу судебный акт, не отмененный в установленном Хозяйственным процессуальным кодексом порядке как акт, вынесенный органом одной из ветвей государственной власти, является обязательным для всех без исключения лиц и по сути приравнивается к нормативному акту.

Обязательность судебных актов означает, что государственные органы, общественные объединения, должностные и другие лица обязаны исходить из презумпции правильности и законности вступившего в законную силу судебного акта, обязаны исполнять судебные акты хозяйственного суда в объеме их прав и обязанностей, указанных в судебных актах. Они не вправе принимать к своему производству и разрешать споры, по которым уже принят судебный акт хозяйственного суда, отменять или изменять судебный акт хозяйственного суда. Они вправе обжаловать в установленном Хозяйственным процессуальным кодексом порядке судебные акты хозяйственного суда.

Правило обязательности полностью распространяется также на законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие судебные обращения. Ответственность за неисполнение судебных актов, распоряжений, требований, поручений, вызовов и других судебных поручений предусмотрена ХПК (гл. 14), УК, КоАП. Правила обязательности судебных актов судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, другими законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Принцип состязательности и равноправия сторон. Это два самостоятельных, но тесно связанных принципа хозяйственного судопроизводства.

Принцип состязательности – один из основополагающих принципов хозяйственного процесса. Он создает благоприятные условия для выяснения всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств и вынесения обоснованного решения. Условием реализации принципа состязательности выступает процессуальное равноправие сторон, поскольку состязаться в отстаивании своих субъективных прав и интересов стороны могут лишь в одинаковых правовых условиях с использованием равных процессуальных средств.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Это означает, что истец обязан доказать и факты, с которыми связано существование спорного правоотношения, и факты, свидетельствующие о нарушении или оспаривании ответчиком права истца. Ответчик должен доказать факты, подтверждающие его возражение против иска. Если лица, участвующие в деле, не имеют возможности самостоятельно получить необходимое доказательство, они вправе обратиться в хозяйственный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В то же время у хозяйственного суда имеется право предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства либо непосредственно их истребовать, если сочтет невозможным рассмотреть дело на основании имеющихся доказательств.

Хозяйственное судопроизводство от начала до конца проходит в форме состязания участвующих в деле лиц. Прежде чем удовлетворить или отклонить заявленное ходатайство одного лица, хозяйственный суд должен выслушать мнение по данному ходатайству иных участвующих в деле лиц. Государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной деятельности и гарантирует равную защиту. Равенство участников материально-правовых отношений предполагает их равенство и в процессуальных отношениях. Все, что дозволено в процессе истцу (представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать судебные акты и т.д.), должно быть дозволено ответчику, и наоборот. В споре между собой стороны обязаны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и исполнять процессуальные обязанности.

Принцип диспозитивности. Принцип диспозитивности заключается в возможности участвующих в деле лиц распоряжаться при активной помощи суда своими процессуальными и материальными правами. Этот принцип является движущим началом хозяйственного процесса. Он определяет движение хозяйственного процесса по делу, переход его из одной стадии в другую.

Хозяйственный процесс по конкретному спору возникает только по заявлению заинтересованных лиц, обратившихся за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Действие принципа диспозитивности наглядно проявляется в Хозяйственном процессуальном кодексе при предъявлении исков прокурором, государственным или иным органом в интересах других лиц. Такой иск может быть предъявлен только с согласия этих лиц.

В отличие от порядка, установленного Хозяйственным процессуальным кодексом 1991 г., в настоящее время хозяйственный суд не вправе возбудить производство по делу по своей инициативе. Кроме того, право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, право ответчика признать иск или изменить основание возражений против иска, а также право сторон окончить дело мировым соглашением на любой стадии процесса раскрывает содержание принципа диспозитивности.

Однако суд не связан волеизъявлением сторон. Он может не утвердить мировое соглашение, не принять отказ истца от иска, ходатайство об уменьшении размера исковых требований, о признании иска, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права.

Принцип непосредственности и непрерывности. Согласно принципу непосредственности хозяйственный суд при рассмотрении дела обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, заслушивать объяснения лиц, участвующих в деле, заключение экспертов, знакомиться с письменными доказательствами, осматривать вещественные доказательства. Это способствует отысканию истины, позволяет правильно оценить доказательства.

Судебный акт подлежит отмене, если он основан на доказательствах, не исследованных судьями, которые его вынесли. Суд основывает решение только на доказательствах, исследованных судьями в судебном заседании. Хозяйственный суд должен стремиться к тому, чтобы сведения о фактах, необходимых для разрешения спора, были почерпнуты непосредственно из первоисточников либо из надлежаще оформленных копий документов или выписок из них. Если копия документа вызывает сомнение, то по требованию хозяйственного суда должен быть представлен подлинный документ.

В силу принципа непосредственности не допускается вынесение решения, основанного на внепроцессуальных материалах, на доказательствах, которые не были проверены в судебном заседании, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Принцип непрерывности заключается в том, что разбирательство дела проводится непрерывно. Перерыв в судебном заседании может быть назначен для отдыха. Кроме того, не всегда дело может быть рассмотрено в одном, первом же, судебном заседании. При разбирательстве дела суд может столкнуться с обстоятельствами, препятствующими его рассмотрению по существу. В этом случае он должен отложить разбирательство дела. Новое разбирательство дела после его отложения начинается сначала, т.е. с подготовительной части судебного заседания.

Соблюдение принципа непрерывности обеспечивает цельность восприятия судом исследуемого материала, сосредоточения внимания суда только на одном деле, что позволяет судьям правильно оценить исследованные доказательства.

 

 


Литература

 

1. Арбитражный процесс: Учебник. Изд. / под ред. М.К. Треушникова. М., 1998.

2. Арбитражный процесс: Учебник / под ред. Г.Е. Гукасяна, В.Ф. Тараненко. М., 1996.

3. Анохин В. Проблемы арбитражного суда и процесса // Хозяйство и право. 1997. №4.

4. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. М., Городец, 1997.

5. Зайцев М.И. Хозяйственный спор и арбитражный процесс. Вопросы теории. М., 1982.

6. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999.

7. Каменков В.С., Жандаров В.В. Справочник по хозяйственному процессу. Мн.: Амалфея, 2001.

8. Каменков В. Актуальные вопросы судебной защиты прав и законных интересов субъектов хозяйствования в Республике Беларусь // Бюллетень нормативной правовой информации. 2001. №2.

9. Каменков В. Судебные органы, разрешающие споры в сфере экономики в Республике Беларусь. // Закон и реальность. 2001. №7.

10. Каменков В. Судебные органы, осуществляющие правосудие по хозяйственным (экономическим) спорам в Республике Беларусь // Хозяйство и право. 2001. №7.

11. Каменков В. Соотношение некоторых принципов в хозяйственном процессе // Право Беларуси. 2003. №19.

12. Лутченко Ю.И., Каменков В.С. Принципы хозяйственного процесса // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1996. №1.

13. Сысуев Т.В. Юридическая природа, содержание и субъекты конституционного права на судебную защиту в хозяйственном судопроизводстве // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2000. №2. С. 252.

14. Тараненко В.Ф. Принципы арбитражного процесса. М., 1988.

15. Филипповский В. Белявский С. Как происходит назначение на судейскую должность в различных странах. // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2003. №5.

16. Хозяйственное судопроизводство: законодательство, постановления, разъяснения, обобщения. Исполнительное производство. Международные правовые акты / Сост. В.В. Бойко, В.С. Каменков, В.И. Телекников и др. – 2-е изд. Мн.: Белбизнеспресс, 1998.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: