Предприятие (организация) является сложной организационной структурой, которая имеет не только общую цель, но и набор взаимосвязанных и взаимозависимых целей. Так, основной целью коммерческих структур, но далеко не единственной, является достижение максимальной прибыли. Однако для получения прибыли предприятиям очень важно добиться решения и таких целей, как сохранение или увеличение доли рынка, разработка и внедрение на рынок новой продукции, обеспечение необходимого качества услуг, подготовка и отбор руководителей и специалистов и т. д.
В 1960-1970 гг. в такой сложной структуре, какой является предприятие, был выработан системный подход (на основе теории систем), что позволяет увидеть каждый субъект как целостную систему в единстве всех составляющих ее частей и в связи с внешним миром.
Любое предприятие окружают различные системы. Поскольку предприятие нельзя представлять вне сложных и динамичных взаимоотношений с внешней средой, то его относят к открытым системам [4, c. 7].
Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность систем (сил и субъектов), которые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны структур его управления. В окружающем мире необходимо выделить системы, с которыми предприятия активно взаимодействуют. В первую, очередь речь идет о таких организациях и структурах, которые прямо связаны с предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, конкуренты, торговые предприятия (организации), правительственные органы и т. д. Данный перечень внешних сил и субъектов является фактором прямого воздействия. Такие факторы оказывают непосредственное влияние на принятие решений в сфере хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Кроме того, имеется ряд сил и субъектов (систем) внешней среды, которые оказывают косвенное влияние на деятельность предприятия. Речь идет о социальных факторах и условиях, которые не оказывают прямого воздействия на деятельность предприятия, однако они предопределяют стратегически важные решения, принимаемые его руководителями и специалистами. К числу таких факторов относятся экономические, политические, правовые, социально-культурные, технологические и другие факторы, а также переменные. Эти факторы оказывают также существенное влияние на экономику предприятия. Однако это воздействие носит сложный неоднозначный характер. Поэтому очень трудно их оценить и толковать однозначно.
Сложность внешней среды характеризуется множеством факторов, которые предприятие должно учесть в целях выживания и успешного развития своей деятельности, и степенью вариаций каждого из факторов Отношения предприятия с внешней средой во многом определяются характером связей между ними. Одной из характеристик этой связи является взаимосвязанность, которая отражает взаимовлияния различных факторов в процессе хозяйствования. Так, пересмотр в сторону увеличения тарифов на энергоресурсы ведет к росту себестоимости, увеличению цен почти на все товары и т. п. Пересмотр налогов в нашей республике, например с 2010 г. (увеличение НДС с 18 до 20%, отмена республиканского сбора для сельхозпроизводителей 1% и налога с продаж), требует от предприятий переоценки всех ее конечных результатов даже при других неизменных условиях хозяйствования и т. д. [1]
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что взаимосвязанность факторов внешней среды деятельности предприятия проявляется уровнем силы, с которой изменение одного фактора оказывает влияние на другие звенья (факторы) внешней среды. Поэтому влияние этих факторов необходимо изучать по их совокупности и с учетом динамики изменения. Умение учесть влияние всей совокупности факторов внешней среды на деятельность предприятия требует глубоких знаний и определенного практического опыта.
Приоритетной целью экономической политики нашего государства является процесс формирования благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, обеспечения высокого уровня экономической свободы. Этот процесс характеризуется комплексом взаимозависимых факторов. В их числе речь идет о факторах внешней и внутренней среды, таких, как: политическая стабильность и предсказуемость; макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг); уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов; уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции; качество налоговой системы и уровень налогового бремени; качество банковской системы и других финансовых институтов; компетентность и политика центральных и местных властей, уровень путь как результат принятия решения с учетом внешней среды. При этом они выделяют следующие виды решений: по периодам времени — краткосрочные, средне- и долгосрочные решения; в зависимости от функциональных областей — связанные с закупкой, производством и сбытом, финансированием и т. д.; по иерархии планирования — стратегические, тактические и оперативные; временного диапазона — уставные и текущие.
Следует отметить, что в экономиках переходного типа, к которым относится и Республика Беларусь, существует объективная необходимость повышенного уровня государственного вмешательства в экономику в определенный период, т.к.:
- субъекты хозяйствования, получая ряд прерогатив, позволяющих вести автономную экономическую деятельность, вместе с тем значительное время продолжают оставаться в государственной собственности, поскольку создание необходимого количества эффективных собственников – физических и юридических лиц – за короткое время невозможно. Вместе с тем, если для негосударственных предприятий контроль и управление со стороны собственников являются важнейшим стимулом к эффективному хозяйствованию, то в переходной экономике эту роль должно брать на себя государство;
- поскольку на начальном этапе реформирования собственность и все основные экономические права находятся в руках государства, организация их разгосударствления и приватизации не может быть эффективной без участия государственных органов, поэтому дополнительной прерогативой государства в переходной экономике является реформирование и реорганизация хозяйственных отношений;
- начальные этапы реформ характеризуются интенсивным процессом реструктуризации и сопровождаются спадом производства и высвобождением значительного количества занятых, поэтому в переходный период возникает противоречие между потребностью в расширенном финансировании социальных расходов с одной стороны и сужением налоговой базы с другой, поэтому особую роль приобретает государственное перераспределение национального дохода.
Государственные структуры осуществляют регулирование деятельности экономической системы по следующим основным направлениям:
1. Денежно-кредитная политика. Данное направление экономической деятельности государства включает в себя различные подсистемы регулирования, а именно:
- эмиссию безналичных денег и наличных денежных знаков;
- регулирование спроса и предложения денег через механизм процентных ставок по активным (размещение кредитов) и пассивным (привлечение ресурсов – эмиссия ценных бумаг, обязательное и добровольное резервирование).
- в) регулирование денежной массы через механизм обязательного резервирования,
2. Валютная политика, которая направлена на установление и поддержание определенного курса национальной валюты, а также ее динамики.
3. Бюджетная политика, которая имеет два существенных аспекта:
- фискальная политика, которая направлена на получение бюджетных доходов путем налоговых и иных изъятий части национального дохода;
- политика расходов, которая определяется объемами и направлениями бюджетного финансирования, а также объемами и характером финансирования бюджетных дефицитов.
Основными методами осуществления данной политики являются различные виды бюджетных изъятий, в том числе:
- налоги;
- сборы в бюджетные и внебюджетные фонды;
- штрафные санкции;
- платежи за услуги госорганов (госпошлины);
- доходы от государственной собственности.
4. Внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование внешнеэкономических операций субъектов хозяйствования. Регулирование затрагивает следующие аспекты:
- регулирование объемов экспорта и импорта;
- регулирование условий и прав доступа на внутренний рынок (а резидентов – на внешний) товаров, услуг, рабочей силы и капитала;
- характер отношений с другими государствами.
Внешнеэкономическое регулирование может осуществляться тарифными либо нетарифными методами. К нетарифным относятся квоты на экспорт и импорт, лицензирование внешнеэкономической деятельности, установление требований и условий к экспортным и импортным ценностям и т.п. К тарифным относятся налоги и иные бюджетные платежи, взимаемые при ввозе и вывозе ценностей (акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины).
5. Внутренняя экономическая политика, направленная на достижение определенных целей экономического развития.
Внутриэкономическое регулирование заключается в создании искусственной системы стимулов для различных видов деятельности либо отдельных предприятий и их групп. Основные методы этой деятельности следующие:
- созданы системы льгот и преференций (налоговых, таможенных, финансовых и т.д.);
- регулирование цен (установление твердых цен на определенные товары, ограничение торговой надбавки, установление предельных индексов роста цен, ограничение рентабельности);
- государственный заказ на определенные виды товаров с целью регулирования их дальнейшего распределения;
- государственное предпринимательство.
6. Социальная политика, которая заключается в социальной поддержке временно либо постоянно нетрудоспособных граждан, обеспечение универсального минимума социальных гарантий и прав.
К основным методам социальной политики относятся:
- прямое финансирование домохозяйств (социальные трансферты);
- создание системы социального страхования (государственного либо смешанного);
- предоставление бесплатных услуг социального характера (в т.ч. образования, здравоохранения и т.п.);
- ценовое регулирование рынков социально значимых товаров.
7.Создание законодательно-нормативной базы экономической деятельности путем регламентирования и регулирования организационных форм субъектов хозяйствования, обязательных требований к формам взаимоотношений между субъектами хозяйствования, их организации и осуществлению деятельности. Методами законодательно-нормативного регулирования экономики являются принятие законов, распоряжений исполнительных органов власти (указов, декретов, постановлений), инструктивных актов различных министерств и ведомств, а также арбитражное разрешение споров.
8. Экологическая политика, которая заключается в установлении требований и ограничений субъектов хозяйствования в плане объемов выбросов в окружающую среду загрязняющих веществ, охраны естественных ландшафтов и эксплуатации природных ресурсов, а также установление платы и санкций за вышеупомянутые действия.
Экологическое регулирование представлено следующими методами:
- налогообложением добычи природных ресурсов и загрязнения окружающей среды;
- лимитированием добычи и выбросов с запретом либо повышенным обложением сверхлимитной деятельности;
- обязательными требованиями к продукции и технологическим процессам.
9.Создание инфраструктуры функционирования субъектов хозяйствования, т.е. строительство и поддержание в эксплуатационном состоянии объектов коммуникационной, энергетической и иной инфраструктуры.
10. Антимонопольная политика, заключающаяся в демонополизации рынков и регулировании деятельности естественных монополий путем ограничения цен, рентабельности монополистов.
Методы антимонопольного регулирования включают в себя:
- контроль за ценовой политикой монополий, ограничение их доходности и рентабельности;
- контроль и запрет на слияния;
- мониторинг доли рынков;
- разукрупнение и реструктуризация монополий.
11. Регулирование оборота социально опасных товаров, продуктов и веществ путем установления особых требований и контроля их соблюдения в отношении производства, хранения, переработки, транспортировки, сбыта этих товаров.
12. Обеспечение социальной безопасности общедоступных товаров и технологических процессов. Особенно это касается продовольственных, сложнотехнических и детских товаров.
В области контроля за производством и технологиями можно выделить следующие методы:
- установление государственной монополии на производство и оборот отдельных товаров;
- государственная регистрация субъектов хозяйствования;
- разрешительная система на занятие определёнными видами деятельности (лицензирование, сертифицирование);
- установление требований к финансово-экономическому состоянию субъектов хозяйствования.
Белорусские предприятия практически вернулись на докризисный уровень развития, однако в будущее они смотрят с определенной долей скепсиса. Об этом свидетельствуют данные мониторинга предприятий реального сектора экономики Беларуси, подготовленного Национальным банком по итогам 7 месяцев 2010 года.
Начиная с июля 2008 года, индекс бизнес-климата (рис. 1), рассчитываемый Нацбанком в целом по отраслям экономики Беларуси, постоянно снижался. В ноябре того же года, когда глобальный финансовый кризис серьезно затронул реальный сектор, ИБК снизился сразу на 24,5 процентных пункта - до минус 13,1%, впервые опустив его в отрицательную область. В феврале-2009 был зафиксирован кризисный антирекорд – минус 15,8%. Впрочем, потом дела шли с переменным успехом, но с февраля-2010 наметился положительный тренд [3].
персонал государственный экономика

Рис. 1 – Индекс бизнес климата по отраслям экономики Беларуси
Однако в июле по сравнению с июнем индекс бизнес-климата уменьшился на 4 процентных пункта до +30,1%. Конъюнктурный обзор, на основе которого рассчитан ИБК за июль, подготовлен путем опроса руководителей 2122 предприятий, работающих в промышленности, транспорте, строительстве, торговле и общественном питании. Значение индекса указывает на то, что число руководителей предприятий, оценивающих текущее состояние и ожидаемые изменения бизнес-климата как положительные, на 30,1% больше числа тех, кто констатирует и ожидает негативные сдвиги в экономической конъюнктуре.
В январе-июле 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом минувшего года предприятия-участники мониторинга отметили позитивные изменения по большинству показателей их финансово-хозяйственной деятельности. Улучшилась экономическая конъюнктура и экономическое положение многих предприятий. Предприятия указали на существенное ускорение роста таких показателей как физические объемы производства и реализации, загрузка производственных мощностей, физические объемы заказов на внутреннем и внешних рынках, спрос, чистая прибыль, остатки денежных средств. Существенно снизилась степень влияния на хозяйственную деятельность предприятий изменений обменного курса белорусского рубля, условий кредитования, рисков предприятий (прежде всего, экономических), а также просроченной дебиторской задолженности и спроса.
Улучшение ситуации в нефинансовом секторе в январе-июле 2010 г по сравнению с соответствующим периодом прошлого года обусловлено как повышением внешнего спроса на белорусскую продукцию в результате роста мировой экономики, в том числе экономики России, так и внутреннего спроса, прежде всего, со стороны населения, вследствие повышения заработной платы и некоторого улучшения финансов предприятий, говорится в докладе.
Аналитики Нацбанка отмечают, что "несмотря на положительную динамику большинства показателей опросов, докризисного уровня января-июля 2008 г они еще не достигли, а лишь существенно приблизились" [Цит.по: 3].
Наряду с этим, предприятия отметили ускорение роста издержек производства и цен на готовую продукцию. В августе-октябре участники мониторинга ожидают замедления роста физического объема производства: баланс ответов по данному вопросу составил 36,3%, что выше фактической оценки июля 2010 г на 6,4 процентного пункта. В этот период, по мнению участников мониторинга, ускорится рост цен: баланс ответов по данному вопросу составил 39%, что выше фактической оценки июня на 5,8 процентного пункта.






