Методология составления рейтинга

 

В создании рейтинга участвуют эксперты из числа сотрудников профильных государственных учреждений, некоммерческих отраслевых или региональных деловых ассоциаций, инвестиционных компаний и банков,  консультационных компаний, средств массовой информации. Другую половину экспертного пула составляют руководители российских компаний [10].      

Отбор кандидатов в рейтинг проводится в три этапа.

Первый этап. Начальный пул кандидатов рейтинга формируют лауреаты рейтинга прошлого года. Эти менеджеры автоматически становятся экспертами исследования и также имеют право на участие в качестве кандидатов рейтинга. Каждому из включенных в первоначальный список экспертов, предлагают назвать до 10 менеджеров, которых было бы целесообразно добавить в качестве кандидатов в первоначальныйсписок. Выдвижение кандидатов каждым экспертом возможно только в той отрасли экономики, ккоторой относится компания, представленная данным экспертом.

В качестве основных объектов для рейтингования рассматриваются:

1. Первые лица компаний. В данную категорию объединены как наемные управленцы, так и собственники, задействованные в менеджменте компании.

2. Руководители функциональных подразделений компаний. В категорию функциональных управленцев попадают: финансовые директора; директора по маркетингу; директора по персоналу; ИТ-директора; директора по общественным и корпоративным отношениям.

Второй этап. Для дополнительной оценки полученного на первом этапе круга кандидатов, выдвинутых для экспертного голосования, используется индекс цитируемости менеджера в российских печатных средствах массовой информации, а также информация о кандидатах, присланная компаниями-претендентами. Это позволяет гарантировать вхождение в пул кандидатов только тех менеджеров, деятельность которых общественно значима и интересна.

Третий этап. На суд экспертов представляется около 2 тыс. кандидатур. Из них эксперты выбирают 1000 лучших для внесения в итоговые таблицы рейтинга.

Экспертное голосование. Экспертный совет рейтинга Ассоциации менеджеров состоит из лауреатов рейтинга предыдущего года. Это по десять лучших в своей отрасли высших руководителей и по три первых руководителя функциональных подразделений компаний, представляющих все отрасли экономики на основе отраслевого классификатора Ассоциации менеджеров. Для определения окончательного круга лиц Экспертного совета используется модифицированный метод "снежного кома": каждый эксперт из первоначального состава Экспертного совета называет двух-трех наиболее компетентных специалистов, которых было бы целесообразно включить в окончательный состав Экспертного совета. Голосование экспертов проходит в два этапа. Первый этап голосования проходит в онлайн-режиме в сети интернет. Каждый эксперт, подтвердивший свое участие в Экспертном совете, получает индивидуальный пароль, при помощи которого осуществляется вход в систему голосования. В ходе дистанционного голосования эксперт в соответствующем отраслевом списке номинаций имеет право отметить не более троих кандидатов, обладающих высокой профессиональной репутацией и личностными качествами, и работа которых за последний год, по его мнению, достойна особой оценки. Голоса, отданные экспертом за самого себя, не учитываются. После отправки экспертом заполненного виртуального бюллетеня вторичное голосование данного эксперта невозможно. На втором этапе Ассоциация менеджеров просит экспертные группы расставить по призовым местам кандидатов с целью формирования итоговых таблиц рейтинга. В результате формируются итоговые таблицы рейтинга [6].

 

 

Анализ рейтинга

В восьмой раз российское управленческое сообщество определило тысячу лучших менеджеров страны. Это дает повод порассуждать о тенденциях в развитии высших руководителей, попытаться нарисовать коллективный портрет современного российского бизнес-лидера.

В данном рейтинге менеджеры оценивались по двум группам критериев эффективности — профессиональной и личностной. В профессиональной группе оценивались управленческая, финансовая, корпоративная, коммерческая, инновационная и социальная эффективность возглавляемой им компании. В личностной группе оценивалась лидерская, экспертная и общественная репутация менеджера [11].

После анализа мировой управленческой практики и опроса самых авторитетных российских экспертов, были сформулированы критерии успешности менеджмента. Всего таких критериев около сорока. Из них для данного рейтинга были отобраны следующие наиболее важные.

Лидерство – этот критерий подразумевает такие качества менеджера, как решительность, ответственность, харизма, умение вести за собой, способность выдвигать новые идеи, чувство рынка, умение ориентироваться в обстановке, ощущение вектора развития.

Транспонируемость – востребованность менеджера как в рамках одной отрасли, так и в кросс-индустриальном плане.

Международная употребимость заключается в работе менеджера в других странах, работе или стажировке в международных компаниях, учебе за рубежом, авторитете у иностранных компаний или партнеров.

Личная устойчивость – обеспечение прибыльного роста компании, способность проходить через кризисы в экономике.

Стаж руководящей работы – срок, в течение которого занимал должность руководителя.

В Умение создавать команду включают наличие команды менеджеров-единомышленников, подготовленных за время работы на предприятии и способных работать самостоятельно; качественный и количественный рост менеджерской команды вместе с ростом предприятия.

Владение основными функциями – знание и применение на практике двенадцати основных функций менеджмента.

Репутация - авторитет среди коллег как человека и руководителя.

Средневзвешенная успешность управляемого предприятия – положительные тенденции развития предприятия за время работы менеджера.

К понятию размер предприятия относят место предприятия в индустрии, объем производства (в денежном выражении), число работающих.

На основании вышеперечисленных критериев можно сделать вывод о том, что современный менеджер обязан быть стратегом, в совершенстве знать маркетинг, считать, контролировать и управлять финансами, знать производство, уметь организовать продажи своей продукции, развивать новые продукты, внедрять информационные технологи на своем предприятии, осуществлять администрирование, знать право, уметь руководить людьми, отвечать за безопасность и заниматься связями с общественностью и рекламой.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: