В качестве антифризов применяют смеси этиленгликоля с водой и антикоррозийной присадкой.
Эксплуатационно-технические свойства специальных жидкостей.
Основными Эксплуатационно-техническими свойствами специальных жидкостей является: вязкостно-температурные (возможность использовать в широком диапазоне температур (от -50 до +80єC), от большинства жидкостей требуется низкая температура застывания (ниже -50єC), достаточная вязкость при положительных температурах (8-16 сСт при +50єC) и невысокая вязкость при низких температурах (1500-5000 сСт при -40єC), противоизносные (способность обеспечивать уменьшение трения и предохранять от износа или задира детали механизмов, в которых они применяются), антикоррозийные свойства (характеризуют их агрессивное воздействие на металл и др. сплавы), стабильность (возможность длительного использования без замены, для повышения стабильности в них вводят специальные присадки), а также воздействие на уплотняющие детали (воздействие на резину оценивается изменением объёма резиновых деталей при длительном выдерживании их в жидкости, а также изменением упругих свойств резины).
|
|
Для заполнения системы охлаждения автомобильных двигателей, как правило, применяют низкозамерзающие жидкости – антифризы, представляющие собой смесь воды с этиленгликолем и антикоррозийной присадкой (таб-1)
Таблица №1
Характеристика охлаждающих жидкостей.
Показатели качества | Марки 65 ГОСТ159-52 | Марки 40 ГОСТ159-52 | Тосол А ТУ6-02-751-73 | Тосол А-40 ТУ6-02-751-73 | Тосол А-65 ТУ6-02-751-73 |
Внешний вид | Слабомутная Оранжевая жидкость | Слабомутная Желтоватая жидкость | Голубая жидкость без механических примесей | Голубая жидкость без механических примесей | Красная жидкость без механических примесей |
Плотность при 20 єC, г/смі | 1,085-1,090 | 1,067-1,072 | 1,120-1,140 | 1,078-1,085 | 1,085-1,095 |
Температура кипения, єC, не менее | —— | —— | 170 | 108 | 115 |
Фракционный состав(перегоняется до 150єC), % по массе, не более | 0,4 | 0,4 | —— | —— | —— |
рН при 20єC | Не более 8,5 | Не более 8,5 | 7,5-8,5* | 7,5-8,5 | 7,5-8,5 |
Температура кристаллизации, єC, не выше | - 65 | - 40 | - 35* | - 40 | - 65 |
* показатели для ТОСОЛ А, разбавленного на 50% дистиллированной водой.
Вода имеет наивысшую из всех жидкостей потому что теплоёмкость (4,2кДж/Н(кг.г), низкую вязкость (υ=1ммІ/с), что обеспечивает легкость её циркуляции в системе охлаждения, а также высокую tє кипения (105…108єС при давлении 0,11…0,12 МПа в закрытых системах охлаждения).
Однако у воды есть 2 недостатка:
Она замерзает при негативных tє, увеличиваясь в объёме почти на 10%, и образует накипь в системе охлаждения двигателя.
|
|
В последнее время широко используется незамерзающий при низких tє жидкости (антифризы). Кроме основных требований, они должны иметь как можно меньшую агрессивность, то есть иметь присадки, быть физически и химически стабильными.
Эти жидкости не должны пениться под час работы двигателя и иметь небольшую стоимость.
В нашей стране с 1952г. выпускают две этиленгликолевые жидкости марок 40 и 65 с температурой замерзания соответственно -40 и -65єС.этиленгликовые жидкости вызывают сильную коррозию стали, меди, алюминия, цинка и их сплавы, поэтому в антифриз добавляют специальные присадки. Теперь они маркируются как ОНЖ-40 и ОНЖ-65.
В системах охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ, КамАЗ и др. используют охлаждающие жидкости Тосол А-40, А-65(с 1985г) которые имеют композицию присадок. Тосол А-концентрированный раствор, который разводиться дистиллированной водой до нужной концентрации. Тосол А-40М имеет голубой цвет, а Тосол А-65- красный.
Установлено, что Тосол работает 2 года, а при интенсивной эксплуатации – до 60 тыс. км пробега автомобиля. Следует помнить, что этиленгликолевые жидкости очень ядовиты (смертельная доза составляет всего 20…30 г). однако отравляющее действие проявляются только при попадании в желудочно-кишечный тракт; поэтому специальные способы для защиты тела и дыхательных путей при использовании антифризов не требуется.
При эксплуатации антифризов прежде всего выпаривается вода, поскольку tє кипения этиленгликоля = 197,5єС. Поэтому в случае выкипания в систему охлаждения необходимо доливать не антифриз, а воду. Если система охлаждения не герметична, то в неё заливают только антифриз.
В условиях высокогорности при тяжёлых тепловых режимах форсированных двигателях применяется охлаждающие жидкости с высокой tє кипения (140…145єС). Чаще это смесь высокомолекулярных спиртов и эфиров, что очень важно, поскольку при повышении tє в системе охлаждения двигателя улучшается теплопередача, а это даёт возможность уменьшить поверхность теплообмена и сберечь металлоемкость и габариты, размеры теплообменных устройств.
Кроме того, с повышением tє стенок цилиндров, увеличивается потеря теплоты в охлаждающей среде; при этом вырастает мощность двигателя и уменьшается потеря топлива.