Основы международного права у гуннов и международные отношения

 

В китайских летописях мы встречаем очень много сведений о политических отношениях между китайцами и гуннами.

Такие источники как послания гуннских правителей китайским монархам, а также договоры, заключенные между гуннами и китайцами, дают нам возможность составить четкое представление о международных отношениях гуннов и о их воззрениях на эти отношения. В этом смысле особую важность представляет письмо Мете китайскому императору Хиао-Вену. Мы считаем полезным дать ниже точные тексты этого письма и договора, заключенного в 47 г. до н.э. между гуннским правителем Хухания и китайцами.

Письмо великого Мете императору Китая Хиао-Вену (176 г. до н.э.).

«Великий гуннский Тенгри-Кут, возведенный на престол Богом (Тенгре), приветствует императора Китая и желает ему здоровья. Недавно мы получили от Его Всемогущества императора послание об устройстве мирных и родственных отношений. Этот вопрос разрешился в соответствии с обоюдным желанием сторон и содержанием писем.

В последнее время по причине того, что ваши чиновники на границе оскорбили (нашего) Западного Токи, он без моего разрешения и по наущению Ху-Хеу Нанчжу и других вступил в конфликт с китайскими чиновниками и таким образом совершил действия, противоречащие договору, заключенному между двумя правителями. Он нарушил существующие между нами отношения братства и поставил Ханьскую династию в положение врага соседнего государства. Были получены два письма, в которых император Китая выразил недовольство. Отправленный нами с ответным письмом посол пока не вернулся. Также не вернулся и китайский посланник. Это положение, это недоразумение между двумя соседними государствами явилось причиной некоторых нежелательных действий.

Так как действия, противоречащие договору, произошли из-за ошибки нескольких мелких чиновников, я повелел принцу Токи идти в поход на юэчей.

С помощью Тенгре и благодаря тому, что наши воины были здоровы, а кони сильны, наша армия одержала над юэчами большую победу. Острота наших сабель заставила их нам подчиниться. (Кроме этого) в последнее время мы привели в Средней Азии к подчинению лоланов, усуней, хукутов и других - всего 26 народов и стран. Все население этих стран стало воинами нашей армии, все народы составили с нами один дом (один народ).

После установления безопасности и порядка в северных странах я намереваюсь прекратить войну, дать отдых воинам, а коней пустить на луга для откормки. Я хочу, забыв о событиях, имевших место между нами (и вами), чтобы население на границах жило, как и раньше, в мире, дети росли, а старики до конца своих дней пребывали в спокойствии. Пусть (народы) из поколения в поколение пользуются миром и порядком.

Так как от императора Китая до сих пор пет ответа, я посылаю это письмо с придворным министром Хе-у-Ценом. Я также отправляю с ним верблюда, двух верховых и восемь ездовых коней. Если император не хочет приближения гуннов к границам Китая, он должен дать повеление пограничным чиновникам и приграничному населению удалиться от границы».

Это письмо дает представление о взглядах правившего две тысячи лет назад тюркского правителя и военачальника и показывает характер международных обязанностей и отношений. Причем они характеризуют не только Мете Багатура, но и являются выражением мыслей всех тюрков его времени, умевших серьезно размышлять.

Китайцы сконцентрировали свои войска вдоль границы. Мете требовал их отвода, а в противном случае угрожал Китаю вторжением. Одновременно он считал нужным информировать китайцев о победах своих войск в последнее время.

Содержание и стиль письма вызвали во дворце китайского императора одновременно гнев и страх. Одна часть придворной знати советовала императору объявить гуннам войну, другие же считали неприемлемой войну против Мете Багатура, который завоевал большую часть Средней Азии и подчинил своему господству все тюркские племена. Они говорили императору, что победить гуннов невозможно и что самым разумным решением было бы принять мир, предложенный гуннами, и условием которого был отвод китайского войска от границы. После долгих споров был выбран второй вариант действий.

В ответном письме китайский император писал Мете: «Я нахожу ваши рассуждения правильными. Великие и священные правители прошлых лет думали точно так же».

Вместе с письмом император направил ко двору Мете очень много подарков.

Письмо Мете императору Китая было составлено в 176 г. до н.э. Великий Мете умер в 174 г. до н.э. Он правил 35 лет.

Мете Багатур, который первым в истории политически объединил тюркские племена и дал тюркам государственную организацию, был первым выдающимся государственным деятелем в истории азиатских тюрков. Вот почему величие Мете ощущали все историки, занимавшиеся изучением истории восточных гуннов.

Было выдвинуто предположение о том, что героический рассказ о великом тюрке, известном под именем Огуз-хан, в тюркских дастанах был биографией Мете, облеченной в форму дастана. Английских синолог Паркер в работе «Тысяча лет из истории татар» так характеризует Мете: «Мете - это один из великих завоевателей в истории. Завоевание Кира, Александра Македонского, Дария, Цезаря, Помпея были не более обширными, чем завоевания Мете на другом краю Азии. Другими словами, история Дальнего Востока вызывает такой же интерес, как и история Дальнего Запада. Необходимо только иметь «способность к изучению этой истории».

В период правления Мете гунны в политическом отношении были сильнее китайцев. Стиль письма, написанного гуннским императором Мете китайскому императору при всей своей учтивости имеет повелевающий характер. Благодаря произведениям китайских историков до нас дошли, кроме указанного выше письма Мете, и другие его письма, адресованные китайскому императору, а также послания Тенгри Кутов, занимавших гуннский престол. Все эти письма написаны в повелительном тоне. Послание же китайских императоров составлены очень учтиво и уважительно. Так, например, в письме, отправленном китайским императором сыну Мете, Кыюк Тенгри Куту в 166 г. до н.э., он просто умоляет гуннского императора заключить мир.

При Мете и его наследниках отношения между гуннами и китайцами были мирными. Некоторое время спустя гунны обязали китайцев платить им дань.

Выше текст письма гуннского императора Мете китайскому императору, ниже текст одного из договоров, заключенных между китайцами и гуннами.

Договор, заключенный между гуннским правителем Хуханье и китайскими послами Хан Чангом и Чанг Мунгом в 47 г. до н.э.

Начиная с сегодняшнего дня и на все будущие времена китайцы и гунны заключают между собой союз с целью составить единый род (быть братьями), не обманывать друг друга и не нападать друг на друга из поколения в поколение (и устанавливают следующие принципы):

1. В случае, если подданные одной из договаривающихся сторон совершат воровские или разбойные действия, потерпевшая сторона тотчас сообщит об этом другой стороне, и виновный будет наказан и (потерпевшему) будет возмещен ущерб..

2. Если одна из двух сторон подвергнется нападению третьей страны, другая страна должна оказать ей военную помощь посредством отправки войска. Пусть падет проклятие небес на того, кто осмелится нарушить договор. Пусть последующие поколения обоих народов уважают это соглашение.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: