Введение
В российской аудиторской практике наиболее востребованными аудиторскими услугами являются налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним", утвержденное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 18.03.1999, протокол № 2 (далее – Стандарт), определяет, что аудиторская организация может разрабатывать внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности (далее – ВСА) на каждый вид услуг. При их разработке следует исходить из конкретного вида услуг или заданий, частоты и объема их выполнения, а также из профессиональных и материально-технических возможностей аудиторской организации.
При оказании сопутствующих услуг и специальных заданий аудиторские организации должны соблюдать основные требования, которые предъявляются к проведению аудита:
• определять уровень существенности, где это возможно;
• оказывать услуги на основе подготовленного задания, в котором в письменном виде сформулированы основные вопросы, требующие решения, необходимые для его выполнения источники информации и перечень рабочих документов аудитора, создаваемых при выполнении услуги, задания (примерная форма задания приведена в Стандарте);
• планировать, документировать процесс оказания услуги, задания и четко разграничивать исполнительские функции и ответственность лиц, выполняющих данные виды работ;
• обеспечивать контроль качества выполненных услуг, привлекать и использовать работу экспертов в соответствии с требованиями аудиторских стандартов;
• предусматривать типовые формы отчетности по наиболее часто выполняемым услугам и применять их на постоянной основе.
Согласно Стандарту аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право оказывать экономическому субъекту услуги и проводить специальные задания по контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей, а также по составлению налоговых деклараций. Причем первая категория услуг является совместимой с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, а вторая – несовместимой. Поэтому при проведении налогового аудита и других сопутствующих аудиту услуг по налоговым вопросам аудиторская организация должна четко разделять данные услуги по совместимости и проведение аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (протоколом от 11.07.2000 № 1) утверждена методика аудиторской деятельности, связанная с налоговыми вопросами экономических субъектов, являющихся клиентами аудиторской организации "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами" (далее – Методика), основные положения, рекомендации и установки которой носят рекомендательный характер для всех аудиторских организаций при проведении налогового аудита и оказании других сопутствующих услуг по налоговым вопросам. Согласно п. 2.1 Методики под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. В Методике приводится примерный перечень аудиторских заданий по выполнению налогового аудита и сопутствующих услуг по налоговым вопросам, которые могут быть поручены аудиторской организации.
В соответствии с п. 2.9 Методики налоговый аудит может осуществляться в несколько этапов, которые необходимо учитывать при разработке ВСА.
На этапе предварительной оценки системы налогообложения экономического субъекта проводятся:
• общий анализ и рассмотрение элементов системы налогообложения экономического субъекта;
• определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
• проверка методики исчисления налоговых платежей;
• оценка документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
• предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
На этапе проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов производятся:
• проверка налоговой отчетности, представленной экономическим субъектом;
• оценка правомерности использования налоговых льгот.
При разработке ВСА необходимо также указать источники информации, которыми могут быть налоговые декларации, налоговые учетные регистры, бухгалтерские расчеты по налогам, первичные документы, регистры синтетического и аналитического учета, финансовая (бухгалтерская) отчетность. Аудиторы, выполняющие данные задания, должны обладать высокой степенью компетентности в вопросах налогового,
правового, бухгалтерского законодательства, поэтому следует привести соответствующую нормативно-правовую базу.
Согласно п. 3.2 Методики общение с налоговыми органами в ходе и по результатам налогового аудита осуществляется:
• при обращении к налоговым органам с целью получения аудиторских доказательств при выполнении специального аудиторского задания;
• для получения разъяснений по актам проверок, проведенных налоговыми органами в отношении проверяемого экономического субъекта;
• при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с налоговыми органами;
• в других необходимых случаях.
Указанный перечень случаев общения с налоговыми органами является открытым и может быть расширен во ВСА при условии их непротиворечивости действующему законодательству Российской Федерации.
Налоговые органы не обязаны давать ответы на обращения и запросы аудиторской организации. В свою очередь, аудиторская организация не обязана знакомить налоговые органы с результатами своей работы, если иное не предусмотрено российским законодательством. Перечень вопросов, с которыми аудиторская организация обращается в налоговые органы, не ограничивается информацией о руководстве экономического субъекта. Запросы в налоговые органы могут быть как в устной, так и в письменной форме. Предоставленные налоговыми органами по запросам аудиторской организации разъяснения должны быть оценены с точки зрения их достаточности, компетентности и правомочности лица, их подписавшего.
Кроме того, они должны дополняться доказательствами из других доступных аудиторской организации источников.
На практике возникают случаи, когда налоговые органы отказываются предоставлять аудиторской организации информацию по запросу. Тогда аудиторская организация должна оценить степень влияния отсутствия таких разъяснений на выводы, которые будут сделаны по результатам налогового аудита. Если степень этого влияния велика, то необходимо сделать оговорку об этом факте в отчете (заключении), предоставляемом экономическому субъекту. Однако, если руководством экономического субъекта отказано в необходимых разъяснениях в ходе проведения налогового аудита, аудиторской организацией это должно рассматриваться как ограничение объема аудита, что впоследствии приведет к подготовке аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного.
Нередки ситуации, когда экономический субъект возражает против актов налоговых органов. В таких ситуациях аудиторской организации следует рассмотреть:
• не противоречит ли акт налоговой проверки и решение налоговых органов действующему законодательству;
• соответствуют ли указанные в акте нарушения фактическим обстоятельствам дела;
• соответствуют ли примененные санкции выявленным нарушениям;
• существуют ли иные обстоятельства, свидетельствующие в пользу экономического субъекта, которые не были учтены в ходе налоговой проверки.
В соответствии с нормами российских правил (стандартов) ответственность сторон (экономического субъекта и аудиторской организации) при проведении налогового аудита разграничивается. Данное положение должно быть отражено и во ВСА.
При подготовке ВСА по налоговому аудиту следует сформировать рабочие документы аудитора. Поскольку начисление налогов поддается алгоритмизации, представляется целесообразным на каждый вид налога иметь рабочий документ табличной формы, основные показатели которых должны включать учетные записи и показатели (обороты и сальдо по счетам), увеличивающие или уменьшающие налогооблагаемую базу для определения налогооблагаемой базы отдельно по каждому виду налога, а также ставки налогов, арифметические расчеты налогов и др.
В таблице приведена предлагаемая структура элементов ВСА по налоговому аудиту, а также соответствующая нормативная база.
Таблица 1
Структурные элементы ВСАО по налоговому аудиту
Элемент ВСА | Содержание положений ВСА | Нормативная база |
Введение (общая часть) | Область применения, разграничение ответственности, определение условий совместимости (несовместимости) с аудитом бухгалтерской финансовой отчетности | Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним" |
Цели, принципы и условия заданий | Цели проведения, состав пользователей, содержание задания, описание источников информации, сроков и объема аудиторских процедур и др. | Правило (стандарт) № 2. Документирование аудита, правило (стандарт) № 3. Планирование аудита, правило (стандарт) № 12. Согласование условий проведения аудита, правило |
Элемент ВСА | Содержание положений ВСА | Нормативная база |
(стандарт) № 14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита, правило (стандарт) № 15. Понимание деятельности аудируемого лица | ||
Методика | Перечень аудиторских процедур, аудиторских доказательств, рабочие документы аудитора | Правило (стандарт) № 4. Существенность в аудите, правило (стандарт) № 5. Аудиторские доказательства, правило (стандарт) № 17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях |
Общение с налоговыми органами | Перечень вопросов, виды и формы общения | Правило (стандарт) № 18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников |
Общение с клиентом | Перечень обсуждаемых вопросов, порядок решения спорных ситуаций | Правило (стандарт) № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника, правило (стандарт) № 23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица |
Оформление результатов, отчет | Форма и содержание итоговых документов, отчета, порядок его представления | Правило (стандарт) "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям"* |
Приложения | Формы типовых запросов, тесты, расчетно-аналитические таблицы и пр. |
ООО «Аудит-ИНФОРМ»
Утверждаю
директор ООО «Аудит-ИНФОРМ»
____________________Коваленко Д.А.
(подпись)
«10» сентября 2010г.
Внутрифирменный стандарт
"Методика аудиторской проверки статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности "Задолженность по налогам и сборам (налог на доходы физических лиц)"
№ 003-09/2010
Разработчик:
Аудитор Методологического отдела регламентации
аудиторской деятельности
«12» августа 2010г.
Целью аудита расчетов с бюджетом по налогу на доходы физических лиц является выражение мнения аудитора о достоверности сальдо по счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" в финансовой (бухгалтерской) отчетности, проверка законности операций по НДФЛ. Настоящая методика проведения аудита расчетов с бюджетом по НДФЛ разработана в соответствии с:
• Федеральным законом от от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (принят ГД ФС РФ 24.12.2008);
• федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.07.2003 N 405,от 07.10.2004 N 532, от 16.04.2005 N 228,от 25.08.2006 N 523, от 22.07.2008 N 557,от 19.11.2008 N 863);
• другими внутренними аудиторскими стандартами;
• НК РФ (глава 23).
Необходимость использования стандарта обусловлена:
• определением единых принципов и подходов к проведению аудита расчетов с бюджетом по НДФЛ;
• установлением минимальных обязательных требований к аудиту расчетов с бюджетом по НДФЛ;
• осуществлением внутрифирменного контроля аудиторской деятельности;
• установлением единых правил проверки соблюдения налогового законодательства и составления налоговой отчетности.
Задачами стандарта является своевременное выявление искажений при расчетах с бюджетом по налогу на доходы физических лиц, оказывающих влияние на правильность заполнения налоговых деклараций и на достоверность расчетов с; снижение налоговых рисков, возникающих в процессе проведения проверок фискальными органами.
Настоящий стандарт может быть использован при комплексной аудиторской проверке, при тематической проверке достоверности сальдо счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и при экспертной проверке расчетов по оплате труда и налогообложения доходов физических лиц.
Стандарт применяется с учетом требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также прочих внутрифирменных стандартов аудиторской организации.
Стандарт разработан впервые и имеет бессрочный характер. Изменения в стандарт вносятся в соответствии с изменениями законодательства.
Налоговый аудит - специальное аудиторское задание по рассмотрению порядка формирования бухгалтерских и налоговых отчетов клиента с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия нормам, установленным законодательством, порядке формирования, отражения в учете и уплаты предприятием клиента налогов и других платежей в бюджеты разных уровней, а также во внебюджетные фонды.
Аудиторские доказательства – это информация, собранная аудитором в ходе проверки, и выводы, которые служат для обоснования выражения им своего мнения о достоверности бухгалтерской отчетности
При проведении аудита расчетов с бюджетом по НДФЛ следует выполнять следующие требования:
· придерживаться цели аудиторской поверки – подтвердить достоверность статьи финансовой (бухгалтерской) отчетности "Задолженность по налогам и сборам";
· руководствоваться общими принципами аудита;
· выполнить аудиторское задание качественно и своевременно, руководствуясь общим планом и программой аудита;
· использовать для тестирования организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля типовые тесты (вопросник);
· использовать общепринятые приемы и процедуры аудита;
· использовать в качестве аудиторских доказательств учетные документы, бухгалтерскую, налоговую отчетность и прочую информацию;
· придерживаться принципа объективности, руководствуясь нормативными документами по учету расчетов с бюджетом по НДФЛ;
· оформлять результаты аудита в форме типовых рабочих документов;
· разработать рекомендации относительно внесения корректировок в расчеты с бюджетом по НДФЛ и уточнения сумм налоговых платежей (в случае выявления нарушений в расчетах).
На первоначальном этапе выполняются:
· оценка систем бухгалтерского и налогового учета;
· оценка аудиторских рисков (см. прил.1);
· расчет уровня существенности;
· определение основных факторов, влияющих на налоговые показатели;
· анализ правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения;
· анализ организации документооборота и изучение функций и полномочий служб, ответственных за исчисление и уплату налогов.
Выполнение процедур на данном этапе позволит рассмотреть такие существенные факторы, как существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам действующего законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
На втором этапе проводится углубленная проверка участков налогового учета, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности.
Приступая к проверке по Внутреннему стандарту, аудитор должен убедиться в наличии оправдательных документов для применения налоговых вычетов по НДФЛ в соответствии со ст. 218 НК РФ. Установленные стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Отсутствие этих документов свидетельствует о несоблюдении налогового законодательства и неправомерности применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц. При наличии оправдательных документов их перечень, суммы вычетов по данным бухгалтерского учета экономического субъекта и суммы вычетов по данным аудитора заносятся в рабочий документ "Аудит документального оформления предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц".
Основной этап процедуры аудита включает:
• оценку правильности определения налогооблагаемой базы по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц;
• проверку налоговой отчетности, представленной обществом по установленным формам;
• расчет налоговых последствий для общества в случаях некорректного применения норм налогового законодательства;
Процедура проведения проверки правильности исчисления НДФЛ включает в себя анализ следующих документов:
- бухгалтерского баланса (форма N 1);
- отчета о прибылях и убытках (форма N 2);
- главной книги или оборотно-сальдовой ведомости;
- ПБУ 1/08 «Учетная политика организации»;
- регистров бухгалтерского учета по счетам 70, 68 субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»;
- налоговых деклараций;
- реестров по НДФЛ;
- ведомостей по начислению заработной платы;
- трудовых договоров;
- штатного расписания;
- кадровых приказов;
- приказов по отдельным видам начислений и удержаний;
- коллективного договора или положения о премировании;
- налоговых карточек;
- других документов, подтверждающих применение организацией налоговых льгот.
Таблица №2