Возникновение и эволюция казачества

 

Казачество - явление очень интересное, но весьма сложное. Очагом казачества было среднее Поднепровье, его предстепная полоса ниже Киева, входившая в 14-15 вв. в состав Киевского княжества, позже - Киевского воеводства, а почву для него приготовили колонизационные условия этого края.

Слово "казак" тюркского происхождения. Так называли людей свободных, т.е. никому не принадлежавших, ни от кого не зависевших, не имевших четко определенного места в обществе и поэтому предпочитавших селиться на безлюдных окраинах.

С упадком государственной жизни в Поднепровье в середине 13 в. население этих пограничных со степью пространств было еще более предоставлено себе, а жизнь под татарскою протекцией не отличалась спокойствием, особенно в периоды разложения Орды. Страшные периодические набеги татар Крымской Орды, с 1482 г. обрушившиеся на украинские земли и затем в несколько ослабленных формах продолжавшиеся почти все 16 ст., смели с лица земли всю оседлую колонизацию предстепной полосы Поднепровья - вплоть до Киева, Чернигова, Житомира, Винницы, Летичева.

Единственными оседлыми поселениями были городки, снабженные замками, небольшими гарнизонами и артиллерией. Все население жило под постоянным страхом татарских набегов, на военном положении. Но природные богатства этих девственных земель на обеих сторонах Днепра увлекали население далеко от замков, в так называемые "уходы" - рыбные ловли и места охоты, к устроенным в степном приволье бортям и пасекам. Тут эти промышленники проживали подолгу, соединяясь в вооруженные партии. Это подвижное, кочевое, закаленное в невзгодах военно-промышленное население и составило основу казачества.

речь посполитая украина казачество

Первые известия о казаках, в которых можно подозревать казаков именно украинских, относятся к 1470 годам, колебание в этом случае возможно потому, что имя "казаков" прилагалось также к добытчикам татарским и к степному населению в бассейне Дона (где позже формируется донское казачество). Это тюркское слово, означавшее в тогдашнем употреблении легковооруженного добытчика только столетием позже приобрело значение общепринятого имени для известной группы украинского населения, нового украинского сословия. Т.е сначала для большинства "хождение в казаки" было занятием временным, особенно смолоду. На протяжении 16 в. число их начинает стремительно возрастать, а связано это с усилением феодального гнета. Именно беглые крестьяне поначалу и составляли основную массу казачества - хотя тут были и горожане, и попы-расстриги, и дворяне, ищущие денег и приключений. Кроме того польские и полонизированные магнаты стремясь освоить и получить в законное владение богатейшие земли востока, сманивали крестьян, предлагая им право свободного землепользования (слободы) на 10, 20, и даже 30 лет.

Усиленный прилив сельского населения в юго-восточную часть Украины был вызван улучшением колонизационных условий: отпор, который казачество дало татарским набегам, само уплотнение населения, увеличение числа поселений создали более благоприятные условия для хозяйственной жизни. На ряду с природными богатствами, притягательной силой становиться казацкий иммунитет, идея которого сложилась опять-таки под воздействием целого ряда условий.

Попытки официальных лиц остановить процесс количественного роста казачества, усиления его политико-социальной роли к успеху не привели. Более того, региональная шляхта призывала правительство и сейм организовать казаков как полувоенную касту для защиты восточных и юго-восточных границ Речи Посполитой, также представители знатных магнатских родов быстро сообразили, как извлечь пользу из "вольного" казачества, обложив его налогом с продажи.

Магнаты, которым принадлежала инициатива военного объединения казачества, были выходцами из немногих оставшихся неополяченными православных родов украинской знати. Среди них выделяется кеневский староста Дмитро Вишневецкий ("Байда"). Именно он в 1552-1554 гг. объединил разрозненные казацкие ватаги и построил на о. Малая Хортица - форт, таким образом возникла Запорожская Сечь. - колыбель украинского казачества. Запорожское казачество было своеобразной республикой с кошевым атаманом во главе. Все имели равные права и участвовали в общих советах_ радах. Эти рады собирались по любому поводу и протекали очень бурно. На радах избирали атамана, есаула, писаря, обозного, судью сроком на один год. Территориально-административной единицей Запорожья были полки во главе с полковниками. Войско делилось на курени, каждый курень избирал аналогичную группу нижних офицеров.

В 1572 г. польская власть приняла на службу определенное количество казаков, которых занесли в реестр. За свою службу они получали плату, подчинялись коронному гетману и освобождались от налогов. Вначале был создан один полк реестровиков, насчитывающий 700 человек. Позднее число реестрового казачества возрастает.

Таким образом, к началу 17 в. существовало три категории казачества:

1) реестровое казачество;

2) запорожское казачества;

3) нереестровое казачество, жившее в городах пограничья, ведущего казацкий образ жизни, но не имевшего официально признанного статуса.

Казачество становиться силой и занимает место ушедшей полонизированной элиты.

В 16 17 вв. казачество активно борется против турок и татар, не только отражают их набеги на украинские земли, но и совершают морские походы против них. Крупнейшие казацкие рейды против турок и татар совершаются в период между 1600 - 1620 гг. казаки опустошили Варну, взяли Перекоп, Килию, Измаил, Аккерман, Кафу. Следует отметить, что совершали эти походы казаки не только ради славы, были цели и более практические - ведь захваченное добро составляло приличную часть казацкого дохода.

С ростом военных успехов росла уверенность казаков в собственных силах. Все чаще вспыхивают конфликты между казаками и поляками, этому способствует некоторая неопределенность поляков в подходе к "казацкому вопросу" - презирая в казаке беглого крестьянина и стремясь поставить его на свое место, поляки, в то же время в случае необходимости с удовольствием использовали казачество как сравнительно дешевую военную силу. Понятно, что эти противоречия вели к неизбежным столкновениям. В 1591 - 1593 гг. произошло первое казацкое восстание под предводительством К. Косинского. В 1594-1596 гг. произошло восстание под предводительством Северина Наливайка.

Особую роль в истории казачества занимает такой лидер, как Сагайдачный. Благодаря заступничеству всесильного в Восточной Украине казачества киевские православные отстояли себя, так что униатский митрополит киевский Потий не решался даже показываться здесь. Во втором десятилетии 17 в. в Киеве организовался под покровительством казачества новый центр религиозно-национальной и просветительской деятельности, а в 1620 г. киевское духовенство и тогдашний гетман Петр Сагайдачный воспользовались проездом из Москвы иерусалимского патриарха Феофана, чтобы восстановить православную иерархию. Такое самовольное, без разрешения правительства, восстановление православной иерархии было шагом очень смелым, даже и при покровительстве казаков. Но обстоятельства благоприятствовали ему. В войне 1621 г., так называемой Хотинской компании, казаки под предводительством Сагайдачного сыграли главную роль. Он объединил в своих руках все силы казачества. Хотинская победа освободила Польшу от страха турецкого нашествия; казаки более были не нужны польскому правительству и оно предъявляет казакам ультиматум: прекратить набеги на соседние государства и исключить из своей среды всех не вписанных в реестр. Но это вызвало только очередной взрыв негодования в казацких рядах, последовали восстания под предводительством Тараса Федоровича, Якова Острянина, Дмитра Гуни. Клету 1638 г. казацкие восстания были окончательно подавлены. Причины поражения крестьянско-казацких восстаний следующие: несмотря на ведущую роль казачества в восстаниях многие из участников были крестьянами, следовательно, им были присущи все ошибки крестьянских восстаний, локальность, стихийность, отсутствие четко выраженных целей, незнание военного дела, непоследовательность действий.

По новой "ординации" 1638 г. т.е. закону, принятому сеймом, реестр ограничивался цифрой 6000, и даже реестровые казаки утрачивали право самоуправления. Пост гетмана ликвидировался, вместо него король назначал старосту из поляков. Казацкие полковники и есаулы отныне выбирались из числа шляхты. Территория казацких поселений строго ограничивалась. Казачество, таким образом, было локализировано и поставлено под строгий контроль. Возобновленный Кодак преградил казакам дорогу на Запорожье: без паспортов от своего начальства казаки не должны были пропускаться в степь и на Запорожье. Но все указанные репрессии были осуществлены слишком поздно.



Заключение

 

На Украине скопилось столько горючего материала, предшествующие войны так расколыхали народные массы, что нужен был только толчок, чтобы снова привести их в движение. И этот толчок был сделан в 1648 году.



Литература

 

1. Антонович В. Про козацькі часи на Україні. - К., 1991.

2. Аркас М. Історія України - Русі. - К.: Вища школа, 1991.

3. Бойко О.Д. Історія України. - К.: Академія, 2001. - с.97-172.

4. Борисенко В.Й. Курс української історії. - К.: Либідь, 1996. - с.108-146.

5. Голобуцький В.С. Запорізьке козацтво. - К.: Вища школа, 1994. - с.3-156.

6. Грушевський М.С. Історія України - Русі. - К.: Наук. Думка, 1991. - Т.1.

7. Грушевський М.С. Ілюстрована історія України. - К., 1990.

8. Дорошенко Д.І. Нарис історії України. - Львов: Світ, 1991. - с.32-49.

9. Залізняк Л. Нариси стародавньої історії України. - К.: Абрис, 1994.

10. Крип’якевич І.П. Історія України. - Львів: Світ, 1990. - с.110-169.

11. Крип’якевич І. Галицько-Волинське князівство: Нариси. - К.: Наук. Думка. - 1984

12. Полонка - Василенко Н. Історія України. В 2-х т. - К.: Либідь, 1992.

13. Рибалко І.П. Історія України. - Ч.1. - Харків: Основа, 1995. - с.97-140.

14. Субтельний О. Україна: Історія. - К.: Либідь, 1994. - с.87 - 136.

15. Яворницький Д. Історія запорізьких козаків: в 3-х т. - Львів: Світ, 1991. - Т.2. - с.6-43.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: