Производство PET-упаковки в России началось в 1996 году, а до этого времени ее доставляли из-за границы (Польши, Австрии и др.).
Причем поскольку в первой половине 90-х годов у ботлеров еще не было собственного выдувного оборудования, то из Европы вагонами поставлялись уже выдутые пустые бутылки.
Достаточно скоро, подсчитав свои потери на транспортировке тары, производители воды обзавелись собственным выдувным оборудованием и стали приобретать гораздо меньшие по размерам заготовки для бутылок – преформы, правда, опять же импортного происхождения.
И только с 1996 года российские предприниматели решились инвестировать средства в производство PET-преформ и конкурировать с импортной продукцией по цене и качеству.
На сегодняшний день существует немногим более 50 отечественных производителей PET-преформ, причем около 20 из них производят тару исключительно для собственных нужд – розлива напитков. Крупнейшими профессиональными отечественными производителями PET-преформ с долей рынка более 10% и широким весовым ассортиментом продукции можно назвать компании «Европласт», «Итера ПЭТ» и «Ретал». Доля импортной PET-упаковки оценивается в 5-7%, причем большая часть этой тары приходится на готовую продукцию – воду.
|
|
Если до 2000 года рост емкости рынка PET-тары составлял более 20%, то в 2012 ожидается естественный рост рынка в 14-16%. Другими словами, рост емкости всего рынка PET-тары наполовину обеспечивается за счет роста рынков питьевой и минеральной воды, занимающих 22-24% в общей структуре потребления PET-емкостей.
Широкая популярность тары из PET для минеральной воды объясняется многими факторами: это хорошие физические характеристики, удобство многократного использования бутылки, но главное, что играет роль при выборе тары ботлером – низкая удельная стоимость упаковки по сравнению с алюминием и стеклом. Поскольку очень часто стоимость упаковки сравнима по цене с содержимым бутылки, то для потребителя наиболее важным фактором при выборе по сути, одного и того же продукта, становится цена.
Тем не менее, существует определенная потребительская аудитория, для которой единственно значимым является престижность потребляемой воды. В теории, чтобы создать «брендовый» продукт для такой целевой аудитории, производитель должен как минимум иметь известную торговую марку и оригинальную по дизайну или материалу упаковку. Поэтому для позиционирования питьевой воды в категории «premium» некоторые отечественные ботлеры начинают продвижение бренда с использования стеклянных бутылок эксклюзивной формы.
Поскольку количество таких ботлеров невелико (по нашим оценкам, немногим более 10 компаний), то конкуренция на рынке престижной воды отечественного происхождения очень незначительна и находится в зачаточном состоянии. Хотя большая часть эксклюзивной и сувенирной стеклотары для воды до сих пор импортируется, отечественные производители тары также стали больше обращать внимание на дорогую и, соответственно, более доходную упаковку.
|
|
Общая ситуация, сложившаяся на российском рынке стеклотары, характеризуется хроническим дефицитом. Несмотря на то, что во второй половине 90-х годов в стеклотарную промышленность резко усилился поток денежных инвестиций (в том числе и зарубежных), на базе которых было введено более 10 линий по производству стеклянных бутылок, ситуация до сих пор не изменилась.
Емкость рынка стеклотары только для пивобезалкогольной отрасли за прошлый год оценивается в 9 млрд. бутылок (в полулитровом эквиваленте), при объеме производства стеклянных бутылок в 3 млрд. и импорте в 1,5 млрд. штук. При этом около половины потребляемых рынком бутылок приходится на стандартную оборотную тару – из-за дефицита стеклотары, а также из-за дешевизны оборотной тары, бутылки иногда используют до 30 раз, что на порядок превышает рекомендации по номинальной оборачиваемости тары.
По прогнозам некоторых аналитиков, ситуация дефицита сохранится в ближайшие 2-3 года, пока не будут введены новые мощности, планируемые к реализации зарубежными и отечественными инвесторами. В ближайшее время рассматривается возможность установки оборудования, мощностью примерно в 1 млрд. бутылок в год, причем несколько линий планируют установить у себя сами ботлеры – компании «Балтика», «Веда» и другие.
Алюминиевые банки в России пока производят всего две компании – ООО «Ростар», входящая в группу «Сибирский алюминий», и крупная европейская компания PLM, входящая в международный концерн Rexam. Кроме того, в ближайшее время на рынке планируют заявить о себе новые игроки, такие как питерский «Балтийский алюминий» и польская компания Can-Pack.
По данным экспертов, единственным производителем питьевой воды в алюминиевых банках 0,33 л. Была и остается Pepsi-Cola с брендом «Aqua minerale». Судя по объемам продаж, данный товар не является для компании перспективным или высокодоходным, а, скорее всего, служит имиджевым целям корпорации – единственной из всех участников рынка представляющей свой продукт в данной товарной категории.
Поэтому, на наш взгляд, в ближайшем будущем вряд ли появятся новые производители питьевой воды в наиболее дорогой и рекламируемой упаковке – алюминиевой банке.
Домашняя» вода
Рынок «домашний» питьевой воды зародился несколько позже «индивидуального» – временем его возникновения можно назвать 1996-1997 годы, когда некоторые ботлеры, решившие расширить свой ассортиментный ряд и собственными силами создать новый рынок, стали приобретать специальные PET-преформы с широким горлом в Западной Европе (наибольшей популярностью пользовались австрийские и испанские преформы).
В середине 1998 года компания «Европласт» установила первую промышленную линию по производству PET-преформ для 5-литровых канистр, а к 2008 году на упаковочном рынке уже присутствовало 6-7 производителей «тяжелых» преформ. Несмотря на то, что рынок до сих пор находится в стадии начальной стадии развития, некоторые упаковщики уже рассматривают его как перспективный – в следующем году установку новых мощностей по выпуску таких преформ рассматривают еще два известных производителя PET-преформ: компании «Ретал» и «Мастер-групп».
В настоящее время емкость российского рынка чистой питьевой воды для «домашнего» использования оценивается в 4 млн. 5- и 8-литровых PET-канистр в месяц. При годовом потреблении питьевой воды порядка 240-250 млн. литров, прогнозируется, что к 2003 году емкость рынка увеличится более чем на четверть и потребление воды домохозяйствами преодолеет отметку в 300 млн. литров.
|
|
В ближайшем будущем у «домашней» воды, возможно, значительно увеличится доля рынка за счет появления новых потребительских групп – в прошлом году на рынке появились специальные крышки-переходники, адаптирующие форму горла 5-литровых канистр для стандартного кулера. Другими словами, питьевая вода в PET-канистрах может частично заместить большие PC-бутыли на рынке «офисной» воды. Хотя такое предложение, скорее всего, сможет заинтересовать только небольшие офисы и домохозяйства, этот сегмент рынка надолго может быть потерян для производителей «офисной» воды.
HDPE-канистры емкостью 10-литров, недавно появившиеся на рынке «домашней» питьевой воды, пока составляют менее одного процента от общего объема рынка. Если пренебречь незначительной долей использования полиэтилена низкого давления в производстве тары для питьевой воды и возможностью увеличения этой доли (HDPE не рекомендуется для длительного хранения пищевых продуктов, так как имеет высокую проницаемость для кислорода и различных запахов), то единственным материалом для изготовления упаковки питьевой воды является PET.
Несмотря на достаточно развитую нефтехимическую отрасль, Россия до сегодняшнего дня является чистым импортером полиэтилентерефталата пищевого назначения – в 2008 году в страну было ввезено более 260 тысяч тонн этого полиэфира, в основном из стран АТР. Наибольшей популярностью у нас пользуются корейские производители сырья – их доля составляет около 80% общего объема импорта: Kohap, Tongkook, SK Chemical, Honam, Daehan и Saehan Chemical. Единственным производителем этого полимера в СНГ является белорусская компания «Белпак», но ее продукция (кстати, далеко не лучшего качества) не достигает свободного рынка – весь объем сырья потребляется родственной компанией «Итера ПЭТ».
Тем не менее, в России в скором времени ожидаются положительные сдвиги – многолетняя эпопея с возведением мощностей по производству PET-гранулята подходит к концу. Ожидается, что в следующем году запустятся первые два отечественных завода – это тверской завод ОАО «Сибур-нефтехим2 и башкирский полиэфирный комплекс ОАО «Полиэф», продукция которых должна частично «разбавить» импорт примерно на четверть.
|
|
Хотя для упаковки «домашней» питьевой воды используется лишь небольшая часть ввозимого PET-сырья (около 4,6 тыс. тонн в год), данный рынок еще только формируется и находится в стадии активного роста, и поэтому в ближайшие годы потребность в сырье на этом рынке может увеличиться в несколько раз.
Так, с начала 2008 года количество ботлеров, разливающих воду в PET-канистры, увеличилось в 2 раза и достигнет в этом году 100 компаний. Наиболее известными производителями «домашней» питьевой воды можно назвать компании «Меркурий», «Ост-Аква», «Полюстрово», «Серебряный Источник» и другие. В ближайшее время о своем выходе на рынок «домашней» воды заявят еще несколько крупных национальных брендов.
Офисная» вода
«Офисная» вода появилась на рынке в 1993 году, когда 5-галлонные бутыли из PC поставлялись из Польши и Турции, что и продолжалось буквально до последних лет. В 1999 году компания «Живая Вода» (производитель питьевой воды) запустила первую в России линию по производству 3-х и 5-галлонных бутылей из поликарбоната, в основном, для удовлетворения собственных нужд. Следом за ней, в 2000 году, свое производство в России открыл известный упаковочный концерн «Huhtamaki Van Leer», мировой лидер в производстве металлических бочек и PC бутылей. Эти два производителя упаковки менее чем за три года смогли вытеснить с рынка почти весь импорт и удовлетворить спрос ботлеров на 5-галлонную тару.
На начало 2008 года, доли рынка тары для «офисной» воды распределялись в соотношении: «Van Leer2 ~ 65%, «Живая Вода» ~ 25%, импорт (в основном, «Greiner», Австрия) ~ 10%. Такой уверенный выход на рынок упаковки для отечественных производителей закономерен – местное производство позволило сократить транспортные расходы примерно в 50 раз, а таможенная пошлина на сырье установлена в 4 раза меньше, чем на готовую продукцию.
Компания «Живая Вода» использует в производстве инжекционную моностадийную машину, принцип работы которой заключается в следующем: в специальную пресс-форму под давлением впрыскивается разогретый пластик, в результате чего получается «промежуточный продукт» производственного цикла – преформа. На втором этапе, методом горячего выдува, из преформы получают уже готовый продукт – бутыль для питьевой воды.
Компания «Van Leer», имеющая опыт производства во многих странах мира, выбрала для себя технологию экструзионного формования. Полый «рукав» разогретого пластика помещается в пресс-форму бутыли, где и происходит ее выдув за один технологический цикл.
На взгляд потребителей тары, обе технологии имеют свои преимущества и недостатки: бутыль, изготовленная методом экструзии, может иметь монолитную ручку, сильно повышающую потребительские качества конечной продукции. С другой стороны, такая тара выглядит менее привлекательной из-за наличия сгустков пластика в местах слипания «рукава», отсутствующих у бутылей из преформы. В любом случае, наличие ассортимента упаковки позволяет ботлеру сделать наиболее удобный для него выбор.
Хотя в данный момент рынок поликарбонатных бутылей перенасыщен (суммарный коэффициент использования мощностей производителей тары не превышает 75%), обе компании рассматривают возможность установки дополнительных линий по производству бутылей в ближайшее время. Но, несмотря на то, что и двум основным игрокам сейчас достаточно тесно, в 2011 году на рынке планируют появиться еще 2-3 производителя с зарубежным капиталом.
Одним из претендентов на свою долю рынка, кроме перечисленных производителей PC тары, можно назвать компанию «Балитех», вышедшую на рынок в 2001 году. Компания специализируется на поставках оборудования по переработке пластмасс от китайских производителей и 19-литровых PET-бутылей собственного производства. Хотя на данный момент доля этого участника рынка очень мала (менее 1%), в планах компании стоит задача сильно потеснить двух «китов» с помощью известной китайской тактики демпинга. К тому же, себестоимость бутыли, полученной методом выдува из PET-преформы, ниже аналога из поликарбоната почти на треть. Тем не менее, ни «Van Leer», ни «Живая Вода» не воспринимают своего нового конкурента всерьез – по их мнению, на этом рынке PET никогда не станет конкурентом поликарбонату.
Вопрос выбора прозрачного пластика для тары возник в мире уже давно – обычно для «подделки» стекла используют полиэтилентерефталат, поликарбонат или полистирол. Из двух претендентов на роль материала для 5-галлонной бутыли, в России, несомненно, лидирует поликарбонат.
По словам производителей тары из PC, отечественные ботлеры полностью удовлетворены текущей ситуацией на рынке и их не интересует снижение цен, если оно влечет за собой снижение качества тары. Несмотря на относительно высокую стоимость бутыли из PC, срок ее службы (число оборотов тары) в 2,5 раза больше чем у PET. Также, к сильным сторонам поликарбоната можно отнести высокую температуру размягчения (240 оС против 120 оС у PET), что облегчает процедуру стерилизации горячей водой, и большую устойчивость к механическим повреждениям и царапинам. Одним из главных аргументов против возможной конкуренции со стороны PET-тары, «Van Leer» и «Живая Вода» называют некий нормативный документ санэпиднадзора, запрещающий использование PET для оборотной тары.
Как и в ситуации с PET, пищевой поликарбонат в России не производится, а импортируется из стран АТР, США и Западной Европы, при чем объем импорта из Германии в 2,5 раза превышает объем поставок этого полимера из всех других стран мира вместе взятых. По данным ГТК РФ, в 2001 году Россия импортировала около 500 тонн PC сырья. Наиболее известные мировые производители пищевого поликарбоната: Bayer (Германия), General Electric (США), DOW Chemical (США), Sam Yang Plastics (Корея) и Teijin (Япония).
Поскольку бутыли из поликарбоната имеют номинальное количество оборачиваемости 50 раз, то емкость рынка пустых бутылей гораздо меньше емкости рынка воды в этих бутылях. За 2008 год в России было выпито около 9 млн. 5-галлонных бутылей «офисной» воды и более 0,8 млн. 3-галлонных бутылей. При этом емкость рынка пустых PC бутылей оценивается всего в 550-600 тыс. бутылей, а рост емкости этого рынка – 18-20%. Потребление 3-галлоных бутылей в 2001 году составило около 20-30 тыс. штук (менее 5% всего рынка) из-за узкой ориентированности этого продукта на неразвитый рынок домохозяйств. Исключением можно назвать уральский регион, где производители сумели договориться с розничными сетями (автозаправками) и повысить долю продаж 3-галлонных бутылей до 40% всей «офисной» воды в регионе.
Рис.1
Основными потребителями «офисной» питьевой воды до сих пор остаются крупные промышленные города с экологическими сложностями. За последние 2-3 года в географической структуре потребления питьевой воды произошли сильные смещения на восток и если раньше более половины бутилированной воды выпивали «две столицы», то сейчас их доля потребления уменьшается за счет энергичного роста рынков Поволжья и Урала (более 20%).
«Большой тройкой», имеющей широкие сети региональных представительств, называют трех наиболее крупных производителей известных торговых марок питьевой воды: «Святой источник», «Королевская вода» и «Clear Water».
Как и на многих продовольственных рынках, из-за сезонности изменения спроса, летом потребление «офисной» питьевой воды падает примерно на 20% (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) по причине оттока городского населения в отпуска. Пик потребления питьевой «офисной» воды приходится на середину весны и конец лета.
Несмотря на существенный объем потребления «офисной» воды, рынок находится в стадии «раннего роста» и к настоящему времени, по оценке производителей тары, фактически насыщен лишь на 1,0-1,5%. Потребление «офисной» питьевой воды в России в 2001 году составило 170-180 млн. литров, рост потребления воды по сравнению с 2000 годом – около 20-22%, а общее число ботлеров, использующих 5-галлонные бутыли, увеличилось в 1,5 раза (около 80 компаний). По оценкам маркетологов, идея потребления «офисной» воды домохозяйствами к 2010-2012 году должна достичь своего апогея, и тогда годовой рост емкости рынка увеличится в несколько раз.