Роль мужчины и женщины в культуре древнего времени

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Выполнил: Задорожный Дмитрий Сергеевич

                                                                                                                                                       

Студент 1 курса 5 л. 10 мес. спец. Коммерция (торговое дело)

Группа 7/3201 № зачет, книжки 32205/10

 

Подпись:________

Преподаватель: Бранская Елена Владимировна

                                                                                                                                                             

Должность: Доцент, кандидат философских наук

                                                                                                                                  

Оценка: __________Дата:__________________________________

 

Подпись:________________________________________________

 

 

Санкт-Петербург

2010

Тема работы: Роль мужчины и женщины в культуре.

 

План Работы:

 

1) Введение;

2) Роль мужчины и женщины в культуре древнего времени;

 

3) Роль мужчины и женщины в культуре с точки зрения библии;

 

4) Роль мужчины и женщины в современной культуре;

 

5) Борьба за власть между полами. Матриархат и Патриархат как неотъемлемая часть культуры человечества;

 

6) Роль и статус Мужчины и женщины в обрядовой культуре мордвы;

 

7) заключение.

Введение

«Роль мужчины и женщины в культуре» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.

Тема данной работы актуальна потому, что культурные комплексы, касающиеся женской красоты и роли женщины в жизни общества, различны в разных культурах.

Человек предстает на земле в двух ипостасях – мужчина и женщина. Не имея третьего, фундаментальной для культуры, как продукта человеческой деятельности, является оппозиция «мужской - женский», «мужской мир – женский мир».

Проблема противостояния двух начал существует ровно столько, сколько существует человек, не оставляя в покое умы ученых различных эпох и культур, в свою очередь проблема природы человека является центральной в западноевропейской традиции. В независимости от изменения взглядов на природу «женского мира», внутри него на протяжении веков сохраняется устойчивое отношение к миру вообще. Чтобы в нем не происходило, основная масса женщин продолжала и продолжает выполнять свои космические обязанности – рожать детей, кормить и воспитывать их, внушая нравственные понятия, любить мужчин и хотеть рожать от них детей. Думается, что причиной тому уникальная женская культура, универсальная и свойственная всем женщинам независимо от их воспитания и образования. Она существует при всех разнообразных формациях, в разных странах, во все эпохи. Женская культура - это вбирающий в себя резервуар, сокровищница и одновременно транслятор моральных ценностей, секретов сохранения семьи, рода, национальных особенностей.

«Женский мир» и «мужской мир» в культурном пространстве

Воззрения ученых на природу «женского мира», как показывает изучение вопроса, неразрывно связаны с воззрениями на природу женщины вообще. Являясь, по сути, носителем и хранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей, биологическая особенность не подняла, а опустила ее статус. В культуре западного общества, патриархального по своей сути, сложилась социальная конструкция, в соответствии с которой такими подлинно человеческими качествами, как свобода, активность, способность к созданию нового обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию, то есть мужчины. Женщина здесь – вторичное бытие. «Человек» в такой культуре отождествляется с мужчиной, когда же женщина, наделенная противоположными мужским качествам: иррациональность, эмоциональность, чувственность,– исключена из общественной жизни. Традиционно ее сущность определялась через неполноценность и зависимость, ограниченность и слабость, весь смысл жизни которой – служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь женщины не имеет смысла. Даже в домашней сфере, которая всегда являлась прерогативой слабого пола, ей отводится исключительно обслуживающая роль.

Такое зависимое положение закрепляется и в религиозной мысли. Женщина – принципиально вторичное существо, сотворенное из ребра Адама. Ева – это другое Адама, «негатив» человека.

Необходимо отметить, что философы в отношении рассматриваемого вопроса часто оказывались в достаточно неудобном положении. Начиная, по крайней мере, с эпохи Просвещения, с его культом гармоничного человека, не признавать женщину полноценным человеком было уже невозможно. С другой стороны выяснялось, что ей несвойственны как раз те качества, которые и отличают собственно природу человека от всякой другой.

В философских системах Канта и Гегеля мысль о промежуточной между природой и культурой природе женщины выражена непрямо, а содержится в подтексте. Они заняты более масштабными проблемами самоопределения в мире человека как личности, как субъекта. Когда же дело доходит до определения места женщины в качестве специального предмета рассмотрения, то она закономерно оказывается за пределами культуры, в том смысле, что субъектом культурного творчества она быть не может уже в силу своей природы.

Закономерность приводит к выводу, что женщина, лишенная "субъектности", лишена и "Я", "личности", "души" автора книги «Пол и характер», написанной в начале прошлого века, О Вейнингера. Опираясь на кантовскую философию, Вейнингер утверждает, что лишь в познании человек обретает самого себя, что логика есть закон, которому надо подчиниться, и только тогда, когда человек логичен, он является самим собой. При этом логика и этика в представлениях Вейнингера тождественны в своей основе - "этика относится к логике как к основному своему требованию". Ценность же человека есть, прежде всего, ценность интеллектуальной единицы, где нравственный закон открывает жизнь, независимую от плоти, чувств и всего остального мира. Женщина же мыслит генидами - образованиями, где "мышление" и "чувствование" составляют единое, нераздельное целое и потому оказываются темными, путаными представлениями.

Не удивительно, что женщина понимает действительность гораздо хуже мужчины. Ее познание всегда подчинено посторонней цели, ведь понять истину ради самой истины, понять ценность истины как таковой женщина не может. Мысль женщины скользит по поверхности вещей, в отличие от мужской проникающей в их корень, женщина вообще не противопоставляет себя предметам, "она носится с ними и в них". Автор убежден, что "одна из самых важных черт женского существа — это сливающаяся с окружающим жизнь". Такие характеристики женщины создавали трудности для философов и в плане определения ее человеческой природы.

Однако другой известный немецкий философ начала ХХ века Г. Зиммель, исследуя природу женщины, по сути, с тех же позиций приходит к противоположным выводам. Аргументы Зиммеля основываются по большей части на критическом анализе гегелевской философии, где вся культура понимается, как попытка человека соединить реальность с Идеей и преодолеть тем самым субъектно-объектный дуализм. Эти попытки не свойственны женщине, поскольку она существует на предуалистской ступени (вне субъектно-объектного дуализма). Так называемый недостаток логики или разума в женщинах не есть их недостаток, это, скорее, показатель их комфортного существования в жизни, которого мужской пол отчаянно пытается достичь.

В качестве примера он рассматривает различие половой жизни мужчины и женщины в свете априорного принципа. Половая жизнь женщины, в отличие от мужской, не может быть так просто отделена от ее остальной жизни. Этот факт представляется Зиммелю важным, поскольку он отражает метафизические отношения между полами, демонстрируя, что мужчины существуют в экстенсивных отношениях с миром, в то время как женщины - в интенсивных. Другими словами, мужчина зависит в своем половом определении от чего-то вне себя, его внутреннему миру не достает внутреннего единства или гармонии и отсюда - субъектно-объектный дуализм. Гармоничное существование пола в жизни женщины есть выражение того факта, что она имеет с вещами прямой непосредственный контакт. Находясь на предуалистской ступени, она имеет более прочную укорененность в "скрытом и непознаваемом единстве жизни" и в определенном смысле является более совершенным типом человека, чем мужчина, именно благодаря тому, что ее взаимодействие с миром не опосредовано областью культуры.

По сути, об этом же пишет Э. Фромм, когда рассматривает мужское и женское, материнское и отцовское начала в природе человеческого существования. Человек есть, во-первых, дух, разум, сознание, а во-вторых, тело, природа, ощущение. Мы никогда, утверждает Фромм, не свободны от двух противоборствующих тенденций: с одной стороны выбраться из лона матери, из животной формы бытия в человеческую, из рабства на свободу, а с другой - возвратиться в лоно матери, в природу, в безопасное и известное состояние. И женское, и мужское, и материнская, и отцовская интенции человеческого существования имеют как позитивные, так и негативные моменты. Чувства жизнеутверждения, равенства характеризуют всю матриархальную структуру. В той степени, в какой люди являются детьми природы и детьми матерей, они все равны, имеют равные права и притязания, и это определяет единственную ценность - жизнь. В то же время она блокирует развитие его индивидуальности и разума. Мужчина, считает исследователь, который от природы не способен производить детей, и не наделен функцией по их воспитанию и заботе, стоит от природы дальше, чем женщина. Поскольку он меньше укоренен в природе, то вынужден развивать свой разум и строить сотворенный мужчиной мир идей, принципов, теорий, иными словами, мир культуры.

Роль мужчины и женщины в культуре древнего времени

           

Археологи, этнографы, антропологи, историки культуры, исследователи мифов и психоаналитики подтверждают, что символы матриархата были свойственны многим древнейшим цивилизациям и это выражалось в матрилинейности, т.е. счет происхождения и наследования велся по материнской линии.

В определенной мере матриархат был так же распространен и на территории Азербайджана в первобытный период. Особое место среди открытых памятников, как на территории Азербайджана, так и в мировом значении занимает пещера Азых (Физулинский район), богатая количеством и разнообразием вещественного материала.

Пещера Азых состоит из нескольких так называемых залов. Хотелось бы особо подчеркнуть наличие множества очагов, которые располагались в приемном зале. Здесь же, на южной скальной стенке выявлен естественный выступ с углублением, в котором хорошо собирается вода. Всего было обнаружено пять очагов. Неслучайно древними людьми Азыха на протяжении долгого исторического периода было выбрано место для очага именно в «приемной» достаточно далеко от выхода в пещеру (на расстоянии от 45 до 52 м. в глубь пещеры), но, зато, рядом с тайником родниковой водой. Очаги играли важную роль в жизни ашельских людей (древние люди долины Куручая). Очаги служили своего рода культом. А «приемная» служила при этом не только жилищем Азыхантропа (пренеандарталец в среднеашельском слое возрастом в 400 тыс. лет), но и своего рода ритуальным священным местом.

Культ огня или культ семейного очага играла большую роль во всей духовной жизни азыхантропа. Огонь служил не только для приготовления пищи, отпугивания диких зверей, но и является источником тепла. Культ огня был тесно связан с другими культами, такими как культ медведя, культ женщины, культ предков, культ солнца и др. Культ огня был непосредственно связан с культом женщины. Именно женщина была хранительницей огня, это она днем и ночью оберегала его, готовила на нем пищу для сородичей, обращалась к нему с магическими заклинаниями и приготовлением жертвенных напитков. Женщины принимали активное участие в охотничьих экспедициях первобытных людей. Их обязанностью было выделывание шкуры и копчение мяса, собирание растительной пищи.

Трудно переоценить роль женщины в накоплении и сохранении знаний о процессах и явлениях окружающего мира, добываемых в ходе практической деятельности первобытных коллективов. Как и многие другие древние люди Земли, первобытные жители древнего Азербайджана благотворили женщину.

Ценным источником древнейшей истории Азербайджана, позволяющим раскрыть место и роль женщины в это далекое время, является Гобустан с его неповторимым изобилием наскальных изображений.

 

Из довольно большого количества женских изображений в комплексе Гобустан хотелось бы особо выделить два из них, наиболее, на мой взгляд, колоритных. Это изображение женщины у пещеры «Ана-зага» («пещера-Мать») и женские рисунки в пещере «Едди гезял» («Семь красавиц»).

Множество различного вида наскальных изображений выявлены также и в ряде мест в районе гор Шыхгая и Шонгардаг, на Апшеронском полуострове в зоне поселков Мардакян, Шувелян, Зиря, Сураханы, Раманы, близ поселка Гала, на побережье Каспийского моря в местности Дюбенди и у начала дамбы, соединяющей материк с островом Артема (Пир-Аллахи). Обнаруженные здесь образцы искусства датируются периодом каменного века.

Большое количество женских скульптурных изображений были обнаружены как в Западной Европе (Виллендорф в Австрии, Гримальди в Италии, Брассемпул во Франции и др.), в некоторых районах Чехословакии и на постсоветском пространстве (здесь собраны сотни фигурок из песчанника и глины), на территории от Атлантического побережья Пиренейского полуострова до озера Байкал, так и в Азербайджане.

Так, в ряде курганов на Апешероне (близ селения Тюркян) выявлены каменные изваяния грубой формы (начало эпохи бронзы). Особое внимание привлекает обнаруженная в погребении (местечко Тюркян), что восточнее поселка Зиря, скульптура, изготовленная из местного известняка, отличающаяся от ранее найденных на Апшероне каменных скульптур по строению. Здесь отчетливо выделены голова, руки, скрешенные на груди и пояс. Это скульптура относится к эпохе поздней бронзы и возможно имеет культовое значение. Обломки двух хорошо обработанных женских статуэток из известняка (эпоха мезолита) были обнаружены в камере на верхней террасе горы Беюкдаш в Гобустане у подскального убежища стоянки «Кяниза».

В ряде районов Азербайджана археологами обнаружены женские и мужские статуэтки без голов и конечностей. Находка некоторых статуэток с переломанными головой и конечностями в ряде районов Азербайджана связана, возможно, с жертвенными обрядами. Страбон писал, что в Древней Албании существовал обычай человеческих жертвоприношений.

Точная фиксация при раскопках деталей жилищ и находок в них позволили археологам определить условия, в которых встречались произведения искусства в виде наскальных изображений и прежде всего статуэтки женщин.

Некоторые обнаруженные фигурки женщин были как бы спрятаны или заботливо прикрыты костями, камнями, орудиями, кусочками охры. Такая забота о женских фигурках, несомненно, говорит о высоком положении женщины в первобытном обществе.

Существует расхожее мнение, что со времен первобытно-общинного строя мужчина занимал более важное положение, занимаясь охотой и кулачно-палочными боями с соседними общинами, тогда как женщине отводилось «второстепенная» роль пресловутой хранительницы пещерного очага и производительницы потомства, а матриархат как общественный строй был неразвит и не был распространен повсеместно.

Но существует так же и другая точка зрения, в частности, Риан Аслер, которая считает, что десятки тысячелетий человечество не знало гендерной дискриминации, живя в достатке, мире и свободе. В периоды истории, называемые палеолитом и неолитом, никому не приходило в голову ущемлять или недооценивать женщин, но напротив, нормой было равенство полов, и – шире равенство всех людей. Существовало разделение труда между полами, но не господство одного над другим. И везде важный факт понимания начального развития нашей культурной эволюции, где совершился большой скачок в материальной и социальной жизни, Бог был женщиной. Именно словами, наши доисторические предки поклонялись Богине, Матери – Природе, Дарующей жизнь.

Общество, которое не являлось патриархатным, принято называть матриархатным, по аналогии. Иначе говоря, если не мужчина господствовал над женщиной, стало быть, это делала женщина, подчиняя себе мужчину. Однако, многочисленные данные, полученные из раскопок от западного края Европы на восток до Байкала и от центра Европы на юг до Ближнего Востока, со всей очевидностью и недвусмысленностью свидетельствуют: общества, населявшие эти громадные пространства, были обществами партнерскими, ни одна половина человечества не давила над другой. Да царил культ Женщины. Но женщины-матери, дети которой – и мальчики, и девочки, и мужчины, и женщины – равны перед нею и друг перед другом. Эти общества были матрилинейными, женщины как жрецы (хотя были и мужчины - жрецы) или предводительницы кланов, играли ведущую роль во всех аспектах жизни. Но практически не найдено указаний на то, что положение мужчины в этой системе было сколько-нибудь сопоставимо с угнетенным и подчиненным положением женщины в системе с мужским господством, пришедшей на смену гиноцентризму, т.е. обществу, центральной фигурой которого была женщина. Если женское начало как основной символ чуда жизни, господствовала в искусстве и идеологии неолита, то мужское начало также играло важную роль. Даже мифологический мир не был разделен на мужскую и женскую половину. Оба начала уживались рядом. Мужское божество в виде молодого мужчины или самца животного утверждает и усиливает женские силы созидания и активности. Ни одно не подчиняется другому: взаимно дополняясь, они удваивают свои силы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: