Анализ педагогической деятельности учителя – новатора И.П

Волкова

Деятельность И.П. Волкова направлена на создание условий для раскрытия творческих способностей детей, формирование трудовых навыков и умений, воспитания любви и уважения к труду, позволяющих сделать первые шаги в творчестве.

Занятия, проводимые И.П. Волковым, были названы «уроками творчества». В названии «уроки творчества» отражена направленность, «сверхзадача», которую имеет в виду учитель, планируя и организуя уроки. Учить творчеству применительно к этим урокам – это, прежде всего, учить творческому отношению к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной самостоятельности, черт характера, без которых не может быть творческой личности. Любовь к труду, творческое отношение к нему невозможны без привычки трудиться, без выработки мастерства, умелости, сноровки. Эти качества, в свою очередь, стимулируют стремление пробовать свои силы при выполнении задач различной степени сложности: от простых до творческих, искать дело по душе.

В процессе труда выполнении самых различных изделий у школьников вырабатываются такие ценностные личностные качества, как трудолюбие, усидчивость, настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбирать работу, определять, как лучше ее сделать, и способность доводить дело до конца – качества, без которых невозможно и творчество.

В своих трудах И.П. Волков говорит о том, что творчеству нужно учить и ставит вопрос-что значит «учить творчеству»? По его мнению, дать единое, точное, приемлемое для всех случаев определение творческой деятельности нельзя, «так как проявления человеческой деятельности настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести нельзя».

Также отмечается то, что токование термина «творческая деятельность» применительно к взрослому и младшему школьнику будет различным.

Согласно Б.М. Теплову «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Школьники не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, но это и не входит в задачи школы. Поэтому – отмечает И.П. Волков – такое определение творческой деятельности для общеобразовательной школы, тем более, для учащихся начальных классов, не может быть принято.

По мнению И.П. Волкова, творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написания сочинения и т.д.), в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой деятельности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремление получать знания, добывать их, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способность видеть главное, общее в различных и различное в сходных состояниях и т.д. Результатом такого обширного и эффективного развития комплекса качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, игрушка, стихотворение и т.д. Творчество, индивидуальность, художественно проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.

В своих работах И.П. Волков подчеркивает необходимость индивидуального подхода, учитывая индивидуальные интересы, способности, склонности. Осуществление индивидуального подхода реализуется через включение в учебный процесс различных видов труда, поощряя творчество. Разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

Таким образом, анализируя все вышесказанное, делаем вывод о том, что именно, для реализации вышеперечисленных задач, направленных на развитие творческих способностей и были разработаны так называемые уроки творчества.

В своих работах, И.П. Волков дает представление не только о значении уроков творчества, но и описывает то, как создавались уроки, проектирование самого урока, исходные принципы, на которые необходимо опираться при построении уроков. И, первое, на что необходимо обратить внимание - постановка цели. Конечная цель была определена как: общее развитие и формирование качеств творческой личности младших школьников. Поставленная цель определила конкретные задачи:

1. Включить детей в разнообразную деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ, направленных на творческое выполнение.

2. Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда, т.е. перенос знаний и навыков.

3. Развивать сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных задач, связанных с практической деятельностью.

Исходные принципы.

1. Знания – фундамент творчества. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Творчество не игнорирует знания норм. Наоборот, зная правила, мы можем оценить своеобразие, индивидуальность исполнения и целесообразность отступления от правил. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель уже сообщил и которую необходимо закрепить на практических занятиях. Ребенка надо учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.

2. Строгий отбор учебного материала. За определенное время ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, поэтому необходимо строго отобрать сведения, нужные для решения конкретной задачи. Всякая же другая информация, не имеющая прямого или косвенного отношения к конечной цели, отодвигает ее достижение на длительное время, снижая эффективность обучения.

3. Многократность повторения по-разному организованного учебного материала. Многократность повторения должна быть, но повторение не должно быть монотонным воспроизведением одного и тоже материала, чтобы не снизить интереса к знаниям, не вызвать усталости и равнодушия к учению. Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах.

4. Разностороннее развитие ученика. Разностороннее развитие ученика резко повышает эффективность обучения, как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшиеся.

5. Формирование устойчивых интересов к учению. С интересом младший дошкольник может делать одну и туже работу не более, чем на 3-5 занятиях. Следовательно, чтобы поддержать интерес к труду, надо достаточно часто менять виды работ.

6. Обучение грамотному выполнению работ под руководством взрослого. Младший школьник полностью находится по влиянием взрослого. И только под влиянием взрослого, под его руководством ученик сможет создать творческий продукт деятельности.

7. Постоянный контроль учителя за работой ученика. Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находиться под полным контролем учителя, даже если навык уже осмыслен.

8. Индивидуальный подход. Все дети отличаются друг от друга интересами, способностями. Их интересы, способности необходимо учитывать при проектировании процесса обучения.

Именно этими принципами и необходимо руководствоваться при организации и проведении уроков творчества.

Организация уроков творчества предполагала также соблюдение ряда требований, которые также отражены в работах И. П. Волкова.

Требования к урокам и их реализация.

1. Применение межпредметных связей.

2. Связь теории и практики.

3. Поэлементное обучение. Большой объем учебного материала, данный одновременно, учениками младших классов или не усваивается совсем, или усваивается частично, поверхностно. В целях лучшего и более быстрого усвоения, вопросы, выделенные для изучения, включаются в работу поочередно.

4. Периодическое многократное повторение по-разному организованного изучаемого материала.

5. Обучение творчеству.

Таким образом, деятельность учителя – новатора И.П. Волкова направлена на развитие творчества младших школьников через организацию трудовой деятельности в форме «уроков творчества». На этих уроках дети не только получают необходимый круг знаний, умений, но и более успешно продвигаются в общем развитии. Это способствует и проявлению творческих способностей. Успеху обучению благоприятствует постоянное поощрение учителем нестандартного, оригинального решения, целесообразного отступления от образца.

Развитию творческих способностей, содействует также стиль проведения самих уроков: творческая, доброжелательная обстановка.

Таким образом, педагог, организуя творческую деятельность детей, может использовать в своей практике опыт, представленный в трудах И.П. Волкова.



Список литературы

 

1. Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства: учебное пособие. – М., 2004

2. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 1999

3. Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвещение, 1989

4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987

5.  Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. – М. -1990

6. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Школа, 1997

7. Основы педагогического мастерства. / под ред. Зязюна И.И. – М.: Просвещение, 1989

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.,1998

9. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981

10.  Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1980


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: