Целью обучения и воспитания ребенка с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью является формирование его как личности, способной относительно самостоятельно (в меру своих возможностей), равноправно выполнять доступные социальные роли, пользоваться основными конституционными правами гражданина.
Задачи оказания коррекционной помощи детям с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью разнообразны:
• охрана жизни детей, укрепление здоровья, физическое развитие детей;
• эмоциональное и социокультурное развитие;
• формирование представлений о себе как личности, индивидуальности, значимой и равноправной для окружающих;
• формирование коммуникативных умений и опыта социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения, необходимого для общения сотрудничества;
• формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность и как можно более самостоятельное функционирование ребенка (подростка) в микро- и макросреде;
|
|
• формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной абилитации и реабилитации;
• развитие творческих умений и чувств на основе разнообразных видов эстетического воспитания.
Решение этих задач осуществляется как государственными, так и негосударственными структурами с обязательным привлечением к коррекционно-воспитательной работе широкого круга специалистов — педагогов-дефектологов, врачей, психологов, логопедов и т. д.
Список литературы
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость детей и подростков. – СПб., 2003.
2. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника (олигофренопсихология). – М., 2002.
3. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью. Под ред. М. Пишчек. – СПб., 2006.
4. Специальная психология. Под. ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
5. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М., 1990.
6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. пособие. Б. П. Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горский и др. – М., 2000.
7. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.
8. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Изд. 2-е, перераб., доп. Авторы: Зарин А., Гаврилушкина О.П., Баряева Л.Б. Издательство: КАРО (2007 г.) М