Основные направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

В настоящее время в системе образования существуют разнообразные формы оказания квалифицированной коррекционной помощи детям с проблемами в интеллектуальном развитии. Это: ДОУ компенсирующего вида; ДОУ комбинированного вида; коррекционных детских домах;  дошкольных отделениях при специальных (коррекционных) школах;  реабилитационных центрах и центрах коррекции; консультативных группах в ДОУ компенсирующего вида; форме надомного воспитании (для детей с ослабленным здоровьем и со сложными нарушениями в развитии).

Основными функциями этих учреждений являются:

1. Коррекционно-развивающая, предполагающая активизацию компенсаторных механизмов в становлении психики и деятельности ребенка, а также преодоление и предупреждение вторичных отклонений в развитии познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы;

2. Воспитательная, ориентирующая на формирование нравственных, трудовых, эстетических, этических представлений, понятий, способов поведения, что в свою очередь формирует совокупность качеств личности ребенка, а также способствует его социализации в целом;

3. Образовательная, заключающаяся в обучении детей способам усвоения общественного опыта, в развитии их познавательной активности, формировании всех видов детской деятельности;

4. Попечительская, предусматривающая обеспечение оптимальных условий пребывания детей в дошкольном учреждении с учетом их физического, психического и эмоционального состояния;

5. Просветительская, предполагающая оказание квалифицированной помощи семье через трансляцию результатов современных психологопедагогических исследований;

6. Организационно-методическая, нацеливающая на повышение уровня воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, изучение деятельности педагогов-новаторов и обобщение их опыта, помощь молодым воспитателям в овладении педагогическим мастерством, повышение социально-психологической культуры воспитателей и специалистов.

Деятельность коррекционно-образовательного учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих аспектах — медицинском и психологопедагогическом.

К психолого-педагогическим мероприятиям в специальных дошкольных учреждениях относят, прежде всего, охранительно-педагогический режим, смыслом которого является создание оптимальных условий для коррекции проблем у ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Важнейшими из этих условий являются: жесткая регламентация режимных моментов; ограниченная наполняемость групп (от 6 до 10 детей —в зависимости от выраженности проблем и возраста); наличие необходимых специалистов, работающих с ребенком в течение каждого дня и недели (учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор лечебной физкультуры, воспитатель, помощник воспитателя и т. д.); необходимость специального оснащения комплекса помещений: групповые комнаты, раздевалки, спальни, туалетные комнаты; кабинеты учителей-дефектологов, кабинет логопеда, кабинет психолога, музыкальный и физкультурный залы, медицинский кабинет, кабинет массажа и физиотерапевтический кабинет и др.; обязательность создания развивающей среды.

Ключевая в психолого-педагогическом плане роль принадлежит специально организованному обучению дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, реализуемому в соответствии с требованиями индивидуального и дифференцированного подхода, наглядности, сниженного темпа, повторяемости, упрощенности содержания.

 Образование детей с задержкой психического развития

Система комплексной помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) является в России относительно новым элементом специального образования. На сегодняшний день система комплексной помощи детям с ЗПР включает в себя:

 – раннее выявление детей, отстающих в развитии, обеспечение преемственности форм и методов коррекционной работы в системе дошкольного и школьного образования, начального и основного общего образования;

 – согласованное функционирование различных моделей специальных институциональных образований: дошкольных образовательных учреждений (групп) компенсирующего вида, специальных школ и школинтернатов для детей с ЗПР, классов коррекционно-развивающего обучения в структуре массовой общеобразовательной школы;

– профилактическую и лечебно-оздоровительную работу в условиях общеобразовательных и специальных учреждений;

 – определение содержания образовательных программ, профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников;

 – функционирование служб помощи семьям, имеющим детей с ЗПР;

– подготовку педагогических кадров для данного сегмента специального образования.

Реализация комплексных программ коррекционного воспитания специалистами-дефектологами (олигофренопедаги, специальные психологи, логопеды и др.) позволяет подготовить к обучению в общеобразовательной школе до 80% выпускников дошкольных учреждений. Остальные достаточно успешно обучаются в коррекционных классах или школах для детей с задержкой психического развития (школах VII вида).

В коррекционно-образовательных школах VII вида обучение ведется в течение 9 лет по адаптированным программам 8-летней общеобразовательной школы. В практике начального обучения детей с ЗПР реализуются четыре варианта программ. 

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря упрощению содержания образования, введению специальных предметов (ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение, коррекция), организации занятий по восполнению пробелов предшествующего обучения или пропедевтике новых и трудных тем. Особое место отводится организации охранительно-педагогического режима и коррекционного сопровождения обучения (коррекция речи, эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, поведения и т. д.).

Успешно завершив начальное обучение в школе VII вида, выпускники при условии нормализации темпа психического развития могут продолжить обучение в среднем звене массовой школы. При слабой выраженности динамики психического развития после окончания начальной школы дети с ЗПР переводятся в среднее звено школы VII вида или поступают в классы компенсирующего обучения (классы выравнивания) при массовых общеобразовательных учреждениях (5–9-е классы). В среднем звене обучение происходит по программам массовых школ. При этом содержание программ упрощено, время на изучение отдельных предметов (русский язык, математика) увеличено, наполняемость классов уменьшена до 12–15 человек; продолжается коррекционная поддержка психического развития школьника (логопедические занятия, занятия с психологом и др.). Завершив обучение, выпускник данного учебного заведения имеет возможность продолжить обучение и получить как полное среднее, так и среднее профессиональное образование.

  Образование детей с интеллектуальным недоразвитием

Учащиеся с интеллектуальным недоразвитием — в возрасте с 7 до 21года обучаются в коррекционных школах, школах-интернатах и школахпри детских домах VIII вида. Для направления ребенка в коррекционнуюшколу необходимо заключение ПМПК, выданное на основании анализамедицинских документов и обследования ребенка психологом, логопедоми дефектологом. Необходимым дополнением к таким документам являетсянаправление комитета по образованию, носящее рекомендательный характер. Родители ребенка или лица, их заменяющие, могут реализовать праворебенка на образование, выбрав другой вид учреждения.

Среди детей, поступивших в первые классы коррекционной школыVIII вида, около 10–15% составляют воспитанники детских садов, более25% — дети, обучавшиеся до этого в массовой школе, около 30–35% —нигде ранее не обучавшиеся дети, приблизительно 20–25% — школьники,оставшихся на второй год. Чаще дети начинают свое обучение в 8–9 лет.

Со второго класса значительно увеличивается (до 40%) количество учащихся, посещавших ранее массовую школу и не справившихся с программой этого учреждения. В четвертый и затем в пятый-шестой класс переводятся учащиеся, начавшие свое обучение в коррекционной школе VII видаи также не справившиеся с программой. У многих из этих детей в документах содержится рекомендация к обучению в школе VIII вида.

Основной целью коррекционно-воспитательной работы школы данного вида признается социальная адаптация и интеграция ребенка с недоразвитием интеллекта в современное общество. Реализация этой цели обеспечивается согласованной профессиональной деятельностью олигофренопедагогов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, специалистов группы сопровождения (социальных педагогов, специальных психологов, логопедов, педагогов ЛФК и др.), медицинских работников. Основными элементами коррекционно-воспитательной работы являются: коррекционное  обучение, коррекционное воспитание, психолого-педагогическое сопровождение обучение и воспитания, системная работа ссемьей. Непременным условием реализации коррекционно-воспитательнойработы является обеспечение охранительного режима, регламентирующегообъем и распределение нагрузки, организацию развивающей среды, продолжительность занятий и т. п.

Являясь одним из ведущих элементов коррекционно-воспитательнойработы, процесс обучения в школе VIII вида реализуется в двух вариантах:

– при легкой степени недоразвития интеллекта: коррекционно-адаптационное обучение — 0-й класс (диагностический), 1–4-е классы (начальные классы), 5–9-е классы (классы общего образования), 10–11-е классы (классы углубленной социальной и трудовой подготовки);

– при выраженном недоразвитии интеллекта: абилитационное обучение (вспомогательные классы «Особый ребенок»).

Организация обучения предусматривает работу по одному из двух учебных планов и соответствующих им программ учебных дисциплин (под ред. В. В. Воронковой и под ред. И. М. Бгажноковой). Выделение в структуре учебного плана федерального, регионального и вариативного компонента позволяет каждой школе адаптировать его к региональным условиям и осуществлять обучение в таких образовательных областях, как русский язык и речь, общественные дисциплины, естествоведческие дисциплины, искусство, математика, физкультура, технологии и др.

Обучение ребенка с недоразвитием интеллекта в начальных классах (1–4-е классы) позволяет сформировать у него навыки чтения, письма, счета, сформировать элементарные трудовые навыки, обеспечить позитивную динамику в развитии проблемных психических функций, обеспечив возможность дальнейшего обучение в школе второй ступени (5–9-е классы).

В рамках обучения в 5–9-х классах у детей с недоразвитием интеллекта формируется законченный круг знаний, умений и навыков по следующим общеобразовательным дисциплинам: русский язык; математика; природоведение; биология; география; история Отечества и обществоведение; изобразительное искусство; пение и музыка; физкультура.

Содержание программы по каждой дисциплине учитывает своеобразие познавательной деятельности умственно отсталых школьников, способствует разностороннему развитию личности учащихся. Содержание обучения предметам имеет практическую направленность.

Важное место в специальной школе придается трудовому обучению. С учетом региональных условий профиль трудового обучения может меняться, однако традиционно ведется обучение столярному, слесарному, переплетно-картонажному, швейному делу, сельскохозяйственному труду, цветоводству и декоративному садоводству и т. п. Профессиональная подготовка подростков с недоразвитием интеллекта может быть продолжена в профессионально-технических училищах или в учебно-производственном отделении учебно-воспитательного комплекса для умственно отсталых детей (10–11-й класс).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: