Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами

 

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Сфера возможного совершения преступления, предусмотренного указанной статьей, ограничена областью использования (движения и эксплуатации) железнодорожного, воздушного, морского или речного (хотя было бы целесообразным, как и в названии статьи, речь вести в целом о "водном" транспорте, ибо трудно будет определять уголовно-правовую судьбу "озерного" транспорта или транспорта типа "река-море") транспорта, независимо от форм собственности и его ведомственной принадлежности. Это общее положение имеет два изъятия: а) нарушение правил безопасности движения и эксплуатации городского электротранспорта (трамвая) влечет уголовную ответственность по ст. 264, б) нарушение правил полетов или кораблевождения, допущенное военнослужащими на военных транспортных средствах, образует преступления, предусмотренные ст. 350, 351 или 352 УК.

Современный железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт представляет собой мощную техническую систему, подвижную основу которой составляет транспортное средство, предназначенное для оперативного и одновременного перемещения в пространстве большого количества людей и материальных ценностей народнохозяйственного значения. Масса, помноженная на скорость (достоинство любого тяжеловесного вида транспорта), даже при малейшем (а тем более при грубом) ослаблении контроля за ее движением, способна привести к тяжелейшим последствиям морального, физического и имущественного характера.

Этим обстоятельством и обусловлен непосредственный объект рассматриваемого преступления, в роли которого выступают безопасные условия движения и эксплуатации перечисленных видов транспорта. Поскольку уголовная ответственность поставлена в зависимость от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.

Предметом преступления являются четыре вида транспорта: железнодорожный, воздушный, морской и речной.

Железнодорожный транспорт представляет собой функциональную совокупность рельсовых транспортных средств (локомотивов, электровозов и т. д.), магистральных железнодорожных путей сообщения (включая подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги и другие железные дороги специального назначения и т. п.) и системы обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов (средства световой и звуковой сигнализации и др.).

В то же время внутризаводской, внутрицеховой, внутри-шахтный и другой подобный электротранспорт (электровозы, вагонетки и т. п.) в предмет анализируемого преступления не входит. В случах рискованного вождения или опасной их эксплуатации содеянное следует квалифицировать по ст. 143 либо 268 УК, ибо эти виды транспортных средств выполняют производственные функции, сопряженные с технологическими процессами на данном предприятии, и потому речь должна идти о нарушении правил охраны труда или правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Воздушный транспорт — это функциональная совокупность всех видов гражданских летательных аппаратов (самолетов, гидросамолетов, вертолетов, аэростатов, автожиров, дирижаблей, планеров и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок воздушным путем пассажиров и грузов.

Под морским транспортом следует понимать совокупность судов (пароходов, теплоходов, плавбаз, плавзаводов и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок морским путем.

К речному транспорту относятся суда (в том числе и маломерные) и другие плавательные средства (пароходы, теплоходы, плоты, катера, моторные лодки и т. д.) и системы обеспечения безопасности перевозок водным (за исключением морского) путем.

Объективная сторона рассматриваемого преступления сформулирована по типу материального состава и содержит деяние, последствия и причинную связь между ними.

Безопасная работа транспорта зависит не только от его технической оснащенности, но и от четкого выполнения правил его вождения и эксплуатации. Деяние как элемент объективной стороны этого преступления как раз и выражается в нарушении этих правил. Диспозиция ст. 263 УК бланкетная, поэтому для оценки сути и вида нарушения закон отсылает к ведомственным нормативным актам, которыми регулируется безопасность движения и эксплуатации указанного вида транспорта.

Нарушение правил безопасности движения заключается в неисполнении или в ненадлежащем исполнении установленных правил вождения транспортного средства (превышение скорости, проезд на запрещенный сигнал, нарушение правил расхождения судов при встречном движении, несоблюдение правил взлета, посадки или маршрута полета и т. д.).

Независимо от того, действием или бездействием были нарушены правила безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта, ответственность по ч. 1 ст. 263 УК наступает лишь при наличии указанных в законе последствий. В случае причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (см. анализ ст. 111 и 112 УК) содеянное подпадает под признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК. Таким же образом квалифицируются действия виновного, причинившего крупный ущерб.

Составляют содержание ущерба как прямой имущественный вред, так и неполученный доход, т. е. упущенная выгода.

Размер ущерба в соответствии со ст. 263 УК исчисляется из первоначально возникающих вредных последствий и носит оценочный характер, т. е. определяется в каждом случае с учетом, в частности, ценности уничтоженного (поврежденного) груза, длительности простоя поезда или судна, характера аварии или крушения, степени разрушения транспортного средства, гидрографических сооружений, загрязнения окружающей среды и т. д.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется отношением виновного не столько к факту нарушения правил безопасности, сколько к наступившим последствиям.

Субъект преступления специальный: вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать указанные в законе правила. Закон акцентирует внимание не на профессии или должности виновного, а на его функциональных обязанностях, при наличии которых он должен, а в силу имеющейся профессии или занимаемой должности и может обеспечивать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчер, 'капитан судна, пилот, командир экипажа, машинист и т. д.).

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, повлекшее смерть одного человека, следует квалифицировать по ч. 2 ст. 263 УК. Подобным же образом должны быть квалифицированы и действия виновного, в результате которых причиняется тяжкий или средней тяжести вред здоровью одного или нескольких лиц.

Причинение смерти двум и более лицам квалифицируется по ч. 3 ст. 263 УК.

Действия виновного, повлекшие наступление последствий, предусмотренных различными частями ст. 263 УК, но составляющие единое преступление, должны учитываться в полном объеме, но квалифицироваться по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкое из них.

При нарушении правил в разное время и взаимно не связанных между собой (при наличии реальной совокупности), каждое посягательство требует самостоятельной квалификации.

Указанные в законе последствия вменяются в вину только в том случае, если они находятся в причинной связи с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации анализируемых видов транспорта.

Для Объективной стороны этого преступления обязательным элементом является место совершения преступления: железнодорожный, воздушный, морской и речной транспорт.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК, выступают безопасные условия дорожного движения и эксплуатации автомобильного и коммунального транспорта. Поскольку уголовная ответственность по данному составу зависит от причинения физического или имущественного вреда, факультативным объектом этого преступления выступают жизнь или здоровье человека, а равно отношения собственности.

Под безопасностью движения следует понимать урегулированный нормативными актами процесс движения транспортных средств, исключающий возможность причинения физического или имущественного вреда.

Специфика предмета этого преступления заключается в том, что в его роли выступает транспортное средство: все виды автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.

Объективная сторона заключает в себе элементы материального состава: деяние, последствия и причинную связь между ними.

Деяние может быть совершено как путем действия, так и бездействия, однако в любом случае оно выражается в нарушении правил дорожного движения (превышение скорости, обгон, проезд на запрещенный знак, стоянка в неположенном месте и т. д.) и нарушении правил эксплуатации транспортных средств (перевозка пассажиров на необорудованном для этих целей грузовом транспорте, отсутствие габаритных указателей на транспортном средстве и др.).

Определяя виновность лица в нарушении указанных правил, необходимо установить, какие именно правила были нарушены. Ответственность по ст. 264 У К наступает только в том случае, когда транспортное происшествие сопряжено с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Если же лицо, управляющее транспортным средством, нарушает правила производства определенных работ, техники безопасности или иные правила охраны труда, его действия надлежит квалифицировать по ст. 143, 216, 269 и др., предусматривающим ответственность за нарушение этих правил.

Состав преступления признается оконченным с момента наступления последствий, указанных в законе, дифференциация ответственности за причинение которых зависит от их тяжести.

Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека (см. анализ ст. 111 и 112 УК), подлежит квалификации по ч. 1 ст. 264 УК.

В случае причинения смерти одному человеку содеянное следует квалифицировать по ч. 2 ст. 264 УК; двум и более лицам — ч. 3 ст. 264 УК.

Действия виновного, повлекшие наступление последствий, предусмотренных различными частями ст. 264 УК, но составляющие одно преступление, надлежит квалифицировать по той части, которая предусматривает ответственность за наиболее тяжкое из них.

При нарушении правил безопасного дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, совершенных в разное время и не связанных между собой (при наличии реальной совокупности), каждое посягательство требует самостоятельной квалификации.

Виновный, оставивший без помощи лицо, пострадавшее от транспортного происшествия, подлежит ответственности не только по соответствующей части ст. 264, но и по ст. 265 УК (оставление места дорожно-транспортного происшествия).

Ответственность лица за наступление указанного в законе вреда возможно лишь при условии, если между нарушением правил и этим вредом имеется причинная связь.

Субъективная сторона этого преступления характеризуется только неосторожной формой (преступным легкомыслием или преступной небрежностью). При этом сами правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств могут быть нарушены как неосторожно, так и умышленно. Если же и причинение смерти, вреда здоровью или материального ущерба охватывалось умыслом виновного, то содеянное подлежит рассматривать как преступление против жизни, здоровья или собственности.

Субъектом рассматриваемого преступления может быть только достигшее 16-летнего возраста вменяемое лицо, управляющее автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Человек признается управляющим транспортным средством как в процессе самодвижения транспортного средства, так и при его принудительном движении (на прицепе у другого транспортного средства), если оно находится за пультом управления (рулевым управлением). Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 264 УК не имеет значения правомерность (неправомерность) управления транспортным средством, наличие (отсутствие) водительских прав.

Обучаемое лицо, еще не имеющее прав на управление и находящееся за рулевым управлением под контролем инструктора-наставника не является субъектом рассматриваемого преступления.

Нарушение правил вождения или эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, совершенное военнослужащим или иным лицом, которое в силу специального указания закона несет ответственность за преступления против - военной службы, подлежит квалификации по ст. 350 УК.

Технически неисправное транспортное средство, выпущенное в эксплуатацию, или, например, поврежденное средство сигнализации либо связи, даже при высокопрофессиональном его использовании представляет собой неуправляемый или малоуправляемый механизм, обладающий в высшей степени разрушительной для всего материального и губительной для всего живого силой.

 



Задача

 

Трусов, работая прорабом строительного управления, не дал указание во время строительства жилого дома оградить отверстие над лестничной клеткой. В это отверстие упал каменщик Фокин и от полученных повреждений, не приходя в сознание, умер.

Решение.

Трусов, являясь прорабом строительного управления, нарушил правила безопасности при ведении строительных работ, в результате чего погиб каменщик Фокин. Действия Трусова необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 216 УК РФ.

Согласно ч.2 ст. 216 УК РФ нарушение правил безопасности при ведении строительных работ, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

 



Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ. М., 2010

2. Комментарий к уголовному кодексу РФ. Под ред. Наумова А.В. – 2009, М. Стр. 194-203.

3. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Под ред. Козаченко И.Я., Незнамова З.А. 2009 М. Стр. 415-423.

4. Уголовное право России. Общая часть. Учебник. Под ред. Здравомыслова Б.В. М. 2010.

5. Уголовное право. Общая часть. Учебник для вузов. Под ред. И.Я. Козаченко, З.А. Незнамова. ИНФРА-М-НОРМА, М., 2010.

6. Н.И. Ветров. Уголовное право. Общая часть. Юнити. М., 2009.

7. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Под ред. Б.В. Здравомыслова. Юристъ. М., 2008.

8. Уголовное право. Общая часть. Под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. Новый юрист. М., 2008.

9. Курс уголовного права. Общая часть. Том 1: Учение о преступлении. Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. Зерцало. М., 2009.

10. Уголовное право: Общая часть в вопросах и ответах. Под ред. А.И. Рарога, В.П. Степалина. Юристъ. М., 2009.

11. Марцев А.И. Уголовная ответственность как средство предупреждения преступлений. Омск, 2010.

12. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М., 2009 г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: