Управление государственными финансами можно определить как использование государственными органами политической и экономической власти от имени общества и над обществом для управления финансовыми ресурсами в целях, необходимых и признанных этим обществом.
В системе управления финансами выделяют объект и субъект управления. Объектами управления являются группы финансовых отношений, а субъектами – финансовые органы управления. Подавляющее большинство авторов относит к финансовым отношения хозяйствующих субъектов и населения с государственными и местными органами власти по поводу уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды и выделения средств из этих фондов.
К объектам финансового управления также можно отнести взаимоотношения:
– между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);
– между страховыми организациями с одной стороны и хозяйствующими субъектами и населением с другой стороны по поводу образования и использования страховых фондов;
– между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;
– внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.
Объекты управления финансами можно классифицировать также по звеньям финансовой системы Российской Федерации. По этому признаку следует выделить следующие объекты финансового управления: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы.
Субъектами управления финансами являются законодательные и исполнительные органы власти и управления в соответствии с компетенцией в финансовой сфере. Их правомерно классифицировать по звеньям финансовой системы. Так, текущее управление государственными финансами осуществляют Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы. Управление местными финансами осуществляют финансовые органы муниципалитетов. Крупные хозяйствующие субъекты создают специализированные органы управления финансами (департаменты финансов, финансовые управления или отделы), в небольших организациях функции по управлению финансами входят в должностные обязанности экономистов, в основном главных бухгалтеров
К функциям финансового управления следует относить финансовое планирование и прогнозирование, финансовый анализ, финансовый контроль, учет финансовых ресурсов с денежных средств, а также регулирование финансов на основе использования всех этих функций.
Воздействие субъекта на объект управления может осуществляться с помощью как административно-распорядительных, так и экономических методов управления. Административно-распорядительные методы предполагают выработку приказов, распоряжений, других распорядительных документов, их доведение до подчиненных и контроль за исполнением. Экономические методы основаны на материальной заинтересованности персонала в повышении эффективности выполнения своих функций.
| _______________________________________________________________________ |
Управление являет из себя ответственное действие, имея цель развития и улучшения объекта. Так государственное воздействие на бизнес осуществляется через фискальную политику, регулировку валютного и фондового рынков, формирование и исполнение государственного бюджета, формирование и использование внебюджетных фондов, систему казенной поддержки фирм через субсидии. То есть государство не управляет финансами негосударственных организаций, а воздействует через финансы на экономику и общественную сферу, в основном, при реализации экономической политики. Непосредственно в области государственного управления пребывают государственные финансы (формирование и исполнение федерального и региональных бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий учредителем или собственником которых является государство, управление государственной собственностью, управление всеми формами государственных заимствований). Управление осуществляется через принятие и исполнение федерального и регионального законодательства, включая международные договоры. Базовыми правовыми основами государственного управления финансами являются: Конституция РФ, БК РФ, НК РФ, Уставы субъектов РФ.
Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.
Управление финансами - набор стимулов и наказаний для стремительного решения поставленных задач казенной политики.
Объектом управления выступает система финансов через регулирование совокупности финансовых отношений. В настоящее время по уровню децентрализации бюджетных ресурсов РФ, практически, не уступает большинству федеративных государств, однако, формально сохраняет крайне высокую, даже, по меркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Кроме того, противоречия между децентрализацией бюджетных ресурсов и формальной централизацией налогово-бюджетных полномочий усугубляются наличием ряда макро-экономических проблем, резкими различиями в бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований, неопределенностью бюджетного статуса муниципальных образований.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В основе таких отношений – законодательное разграничение расходов и доходов на постоянной основе, которое предопределяет качественные особенности механизма межбюджетного регулирования. Сложившаяся в России система межбюджетных отношений, несмотря на, проведенные в 90-х годах XX века реформы, не в полной мере отвечает принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу и, несомненно, нуждается в дальнейшем реформировании и развитии.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения. Открытый перечень вопросов местного значения приведен в федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ». В части, касающейся разграничения доходных источников, за местными бюджетами Бюджетным кодексом закреплены местные налоги и минимально гарантированные, единые для всех муниципальных образований определенного типа нормативы отчислении от федеральных налогов, специальных налоговых режимов и неналоговых доходов. Эти положения являются нормами прямого действия и не требуют дополнительного регулирования субъектами Федерации.
Новая система организации местных финансов была закреплена Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также изменениями, внесенными в БК и НК. Значительной корректировке подверглись как система налоговых источников местных бюджетов, так и механизмы межбюджетных отношений.
Требования к формируемой системе межбюджетных отношении состояли в следующем:
- формирование двухуровневой системы местных бюджетов (районного и поселенческого);
- определение перечня собственных полномочий органов власти с «автономным» формированием расходов их бюджетов;
- введение субвенций на делегированные государственные полномочия;
- долгосрочное закрепление доходов за бюджетами всех уровней;
- использование принципа объективности при выравнивании бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов;
- введение «отрицательных трансфертов»;
- установление института временной финансовой администрации.
В распоряжении государственными финансами выделяют некоторое количество функциональных элементов:
- планирование - рассматривает состояние финансов и направления эффективного их использования;
- оперативное управление - ансамбль мер, созданных на основе складывающейся экономической ситуации имея цель максимизации результата при наименьших расходах с помощью перераспределения экономических ресурсов;
- контроль осуществляется ан всех стадиях применения финансов государства, сопоставляя плановые и практические результаты.
В широком смысле, выделяют некоторое количество форм и способов управления финансами государства:
- экономическое планирование;
- прогнозирование;
- программирование;
- экономическое регулирование;
- экономический контроль;
- принятие экономического законодательства;
- система способов мобилизации экономических ресурсов.
Ключевыми субъектами управления государственными и муниципальными финансами в РФ считаются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Министерство по управлению казенным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по значимым бумагам и другие.
Управление процессами создания, распределения, перераспределения и пользования экономических ресурсов осуществляется с помощью экономического планирования, объектом которых считается фонды денежных средств. Экономическое планирование являет из себя работа по сбалансированности и пропорциональности применения экономических ресурсов. Оно устанавливает рациональное соответствие меж ресурсами страны и доходами хозяйствующих субъектов, а также меж величиной дохода до уплаты налога и в последствии на предприятии и другое. Экономическое планирование считается частью народнохозяйственного планирования и нацелено на координацию работы всех органов экономической системы.
Экономическое прогнозирование считается предвидением возможного экономического положения страны и территории, применяется для объяснения признаков экономических планов. Цель мониторинга - определение реально вероятного объема экономических ресурсов, источников их формирования и направлений применения в прогнозируемом периоде.
Методами моделирования выступают:
- эконометрические модели, описывающие динамику признаков экономического проекта, в зависимости от факторов, оказывающих большое влияние на финансовые процессы;
- способ корреляционно-регрессионного анализа;
- способ непосредственной экспертной оценки.
В рамках страны экономическое прогнозирование предполагает:
- распоряжение приоритетов государственных затрат по направлениям;
- повышение эффективности расходования государственных средств;
- остановка финансирования согласно с выбором альтернативного варианта.
Программирование представляет подготовку и реализацию целевых групповых программ по общественным и финансовым направлениям среднесрочного и долговременного характера.
Экономическое регулирование являет из себя санкционированную государством работа по применению всех аспектов экономических отношений в целях исправления параметров воспроизводства. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - прибыли и расходы участников социального воспроизводства. Цель экономического регулировки - установление соотношений распределения, накопления, обеспечивающих удовлетворение необходимостей на микро- и макро- уровне. Экономическими регуляторами являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- экономические льготы и санкции;
- эксплуатационные затраты бюджетных организаций;
- единые и целевые дотации для государственных заказов;
- прибыли и расходы внебюджетных фондов;
- прибыли и расходы государственных предприятий.
Применяются следующие формы регулирования: прямое - через повышение или падение ставок прямых налогов; косвенное - через косвенное налогообложение; смешанное. Гарантируют экономическое регулирование финансовое законодательство РФ и органы власти и управления всех уровней.
На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.
Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом степень межбюджетного перераспределения средств сокращается.
Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенный в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух типов муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.
В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.
Вопрос № 2
Функции денег
Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. В деньгах как всеобщем эквиваленте находит свое выражение стоимость всех товаров. Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному. Зарубежные авторы исходят из того, что деньги выполняют три функции: мера стоимости, средство обращения, средство накопления. Деньги при выполнении ими функции меры стоимости выступают как идеальные, мысленно представляемые деньги. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.
Первоначально весовое содержание денежной единицы совпадало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных единиц. Так, английский фунт стерлингов действительно весил фунт серебра. При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной единицы, приравненной к определенному количеству золота.
В России с 1992 года официальное соотношение рубля и золота не предусмотрено. В современных условиях произошел процесс демонетизации золота, т. е. утраты им функций денег, в том числе и функции меры стоимости. Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными (на золото) кредитными деньгами (вексель, чеки), и определение покупательной способности денег в условиях плавающих курсов строится на основе так называемых потребительских корзин.
Таким образом, при современных кредитных деньгах, неразменных на золото, цена товара находит свое выражение не в одном специфическом денежном товаре, а во всех других товарах, напоминая развернутую форму стоимости. Функция денег как средства обращения выглядит следующим образом: При непосредственном товарообмене (Т - Т) (товар на товар) купля и продажа совпадают во времени и пространстве и разрыва между ними нет. Кроме того, должны совпасть и потребности двух обменивающихся друг с другом товаровладельцев. Товарно-денежное обращение (Т - Д - Т) включает два самостоятельных процесса, разделенных во времени и пространстве: превращение товара в деньги - продажу (Т - Д) и 2) превращение денег в товар - куплю (Д - Т).
Деньги, функционируя в качестве средства обращения, играют роль посредника в обмене товаров, позволяют преодолеть временные и пространственные границы, которые характерны для непосредственного товарообмена: продать товар можно сегодня на одном рынке, а осуществить покупку - в другое время и на другом рынке. Функцию денег как средства обращения могут выполнять неполноценные деньги - бумажные и кредитные. А это значит, что связи между товаропроизводителями становятся более развитыми, более сложными и многосторонними.
Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, обеспечивают их владельцу получение любого товара, становятся воплощением общественного богатства, и у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению.
Для выполнения функции денег как средства накопления деньги должны сохранять свою стоимость длительное время. Лучше всего для этой цели подходит золото, позволяющее обезопасить сбережения от обесценения. В масштабе государства создается золотой запас.
Величина золотого запаса свидетельствует о богатстве страны и обеспечивает доверие резидентов и нерезидентов к национальной денежной единице.
При металлическом обращении деньги, выполняя функцию средства накопления, выступали регулятором денежного оборота: лишние деньги уходили в сокровища, недостаток наполнялся из сокровища.
С отменой золотого обращения кредитные деньги, т. е. знаки стоимости, утратили функцию регулятора денежного обращения.
Функция денег как средства платежа проявляется по многим направлениям. Прежде всего, она возникает при регулярной купле-продаже товаров в кредит, т. е. там, где денежное обращение предшествует переходу товаров от продавца к покупателю.
Как средство платежа деньги используются для погашения разного рода обязательств: оплата труда, уплата налогов и др.
Развитие международных экономических отношений и, прежде всего, мировой торговли привело к появлению мировых денег. Мировые деньги воплощают в себе три различные функции:
1. всеобщее платежное средство
2. всеобщее покупательное средство
3. всеобщая материализация богатства.
Как всеобщее платежное средство деньги выступают при погашении пассивного сальдо платежного баланса. В роли международного покупательного средства деньги используются при прямой покупке товаров за границей.
В качестве материализации общественного богатства деньги являются средством предоставления международных кредитов и займов.
Функцию мировых денег выполняют денежные знаки ряда развитых стран. Свободное хождение на мировом рынке имеют американский доллар, английский фунт стерлингов, японская иена, евро (совместная валюта стран ЕЭС).
Международный валютный фонд выпустил счетную денежную единицу SDR (специальные права заимствования), предназначенную для регулирования сальдо платежных балансов. Курс SDR определяется на основе валютной корзины.
Для стран - участниц Европейской валютной системы введена условная счетная денежная единица ЭКЮ (безбумажная денежная единица в виде записей на счетах в центральных банках стран-членов). Функция мировых денег возникла в докапиталистических формациях, но получила полное развитие с созданием мирового рынка. На этом рынке деньги сбрасывали «национальные мундиры», т. е. выступали в виде слитков золота (995-й пробы). Парижским соглашением 1867 года единственной формой мировых денег было признано золото.
В качестве международного платежного средства деньги выступают при расчетах по международным балансам, главным образом по платежному. Как международное покупательное средство деньги используются при прямой покупке товаров за границей и оплате их наличными (например, при неурожае - покупка зерна, сахара и т. д.). В качестве материализации общественного богатства деньги являются средством перенесения национального богатства из одной страны в другую при взимании контрибуций, репараций или предоставлении займов.
В период действия золотого стандарта преобладала практика окончательного сальдирования платежного баланса с помощью золота, хотя в международном обороте применялись в основном кредитные орудия обращения.
В XX веке интенсификация мировых связей расширила внедрение кредитных орудий обращения в международный оборот (вексель, чек и т. д.). В 1930 году в Женеве были подписаны Международные конвенции о переводном и простом векселе, а в 1931 году - Международная конвенция, регулирующая выдачу, обращение и оплату чеков.
Особенность применения векселей и чеков в международном обороте заключалась в том, что они не выполняли роль окончательного платежного средства, как золото. Поэтому невыключение желтого металла из международного оборота, когда перестал действовать стихийный механизм «золотых точек», привело к сильным колебаниям валютных курсов. Поскольку мировой банкноты не было, место золота заняли путем внеэкономического принуждения ведущие национальные банкноты, главным образом английский фунт стерлингов и доллар США. С этой целью были использованы международные соглашения, валютные блоки и валютные клиринги.






