Почему материализм Л. Фейербаха называют антропологическим

 

Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Однако его материализм не случайно называют антропологическим. Он природу, в отличие от материалистов XVIII века, рассматривал не как механизм, а скорее как организм. В центре его внимания – не отвлеченное понятие материи, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Человек по Фейербаху, есть материальный объект и одновременно мыслящий объект.

Тело в его целостности, утверждал Фейербах, как раз и составляет сущность человеческого "Я". Духовное начало в человеке не отделяется от телесного, дух и тело – две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически. С другими индивидами человек связан не социальными, а только природными узами.

В теории познания Фейербах выступал как сенсуалист, считая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Критерием истины тех или иных научных суждений он считал согласие с ними большинства людей: - "Истинно то, что соответствует сущности рода, ошибочно то, что ему противоречит".

В соответствии с антропологическим принципом Фейербах по-новому интерпретировал само понятие "объект познания". Понятие объекта, по его учению, первоначально формируется в опыте человеческого общения. Поэтому первый объект для всякого человека – это другой человек, "Ты". Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.

Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до такой степени, что отдельная человеческая личность оказалась исчезающее-ничтожным моментом. Фейербах встал на защиту именно природно-биологического начала в человеке, от которого в значительной мере абстрагировался немецкий идеализм после Канта, но которая от любого индивида неотъемлемо. Однако сферу общественной жизни Фейербах оставил вне материалистического понимания. В целом его антропологизм не вышел за пределы метафизического материализма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: