Потребительское поведение в современных условиях

Современный российский потребительский рынок преодолел некогда присущую ему острую дефицитность. Можно говорить о том, что он сформировался по всем важнейшим группам товаров и услуг индивидуального потребления, продающимся по свободным ценам. Здесь представлены продукты питания, промышленные изделия краткосрочного и длительного пользования, строительные материалы и жилье, автомобили, бытовая техника и разнообразные средства связи, книги и другая печатная продукция, информационные и туристические услуги, услуги здравоохранения, образования, культуры.

Если сгруппировать эти блага в условной «потребительской корзине», рас­пределяя их на три группы в соответствии со структурой потребительских расходов россиян, то картина будет примерно следующей..

Первая группа — продукты питания, на которые российское население расходует примерно 52% своих доходов. Это очень большая доля, свидетельствующая о бедности российского потребителя — почти все его доходы уходят на оплату еды. В развитых странах на аналогичные цели идет только 15-25 %.

Расходы на питание распределяются следующим образом:

• мясо и мясопродукты (13,6%);

• хлеб и хлебопродукты (8,6%);

• сахар и кондитерские изделия (7,0%);

• картофель и овощи (4,2%);

• рыба и рыбопродукты (2,7%);

• алкогольная продукция (2,5%);

• молоко и молочные продукты, яйца, растительное масло, чай, кофе, бе*; алкогольные напитки и др.

Вторая группа — промышленные, непродовольственные товары, на которые расходуется 30,8% доходов населения. В этой группе товаров расходы распределяются в таком порядке:

• аудио- и видеотехника (13,5%);

• одежда (13%);» мебель (3,8%);

• предметы личной гигиены и медицинские товары (3,8%);

• транспортные средства (3,1%);

• предметы отдыха и развлечений (2,5%);

• табак (1,3%);

• галантерейные товары (0,5%);

• обувь, белье, ткани, строительные материалы, топливо и др.

Третья группа благ в российской потребительской корзине — это услуги. На них приходится очень мало — примерно 11,4% расходов (в развитых странах — 55-65 %, именно среди услуг особенно много благ повышенного качества).

Их распределение следующее:

• услуги жилищно-коммунального хозяйства (4,7%), в западных странах на это у среднего потребителя уходит 20-30 %;

• услуги образования (1,5%, на Западе — около 10%);

• услуги по ремонту бытовой техники и предметов пользования (1%);

• услуги по ремонту квартир, построек (0,7%); «медицинские услуги (0,6%);

• услуги правового характера, туризм, оздоровительные услуги, услуги пас­сажирского транспорта, связи и прочие.

Если попытаться кратко суммировать суть описанных нами потребительских предпочтений современных россиян, то они сконцентрированы на удовлетворе­нии простейших, наиболее неотложных потребностей. Прежде всего, надо быть сытым, одетым и (на дворе все-таки XXI век!) иметь магнитофон с телевизором. На достижение этих не слишком амбициозных целей направляется 4/5 доходов наших сограждан.

Свойственную развитым странам структуру потребительских предпочтений, где на первом месте расходы на просторное и хорошо меблированное жилье, автомобиль, туризм, развлечения, образование и качественное медицинское об­служивание, в России еще только предстоит сформировать.

Заключение.

В ходе написания данной работы были сделаны следующие выводы. Возникновение теории потребительского поведения было связано с работами маржиналистов, так как одним из главных положений маржинализма является принцип экономического человека. Теория потребительского поведения исследует совокупность принципов и закономерностей, руководствуясь которыми каждый человек формирует и реализует свой набор потребления различных благ, руководствуясь наиболее полным удовлетворением своих потребностей. Данная теория связана с понятиями общей полезности (то есть суммарной пользы от определенного количества блага) и предельной полезности (степени удовлетворения потребности при возрастании количества блага).

Для анализа полезности использовались количественная и качественная теории. Количественная теория полезности основана на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в конкретных единицах. Качественная теория подразумевает не абсолютную, а относительную оценку полезности, которая показывает предпочтение потребителя.

Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия. Это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. При выборе одного из двух товаров возникает понятие предельной нормы замещения. Предельной нормой замещения благом Х блага Y называют количество блага Y, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным.

Выбор индивида формируется не только под влиянием предпочтений, он ограничен бюджетом. Логично, что для каждого потребителя общий расход должен быть не больше дохода. Графически это изображается с помощью бюджетной линии - геометрического места точек, представляющих доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ.

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены возникает при изменении цен и ведет к росту потребления подешевевшего товара. Эффект дохода возникает вследствие того, что изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя.

Начиная с ХХ века рынок претерпел значительные изменения. Широкое предложение товаров привело к «потребительской ненасытности». В этой связи возникли несколько факторов, значительно расширяющих теорию потребительского поведения. Это такие как: традиционные действия потребителя, инструментальное действие, поведение в периоды инфляции, иррациональное поведение и ценностно-ориентированное поведение.



Список использованной литературы.

 

1. Экономическая теория. Ред. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков. М., 2003.

2. Поведение потребителей. Алешина И.В.: Учебник, Серия «HOMO FABER», Экономистъ, 2006

3.Микроэкономика. Теория и Российская практика. Ред. А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов, изд. «Кнорус». М., 2008.

4.Экономика. С.С. Ильин, Т.И. Васильева. – Мю: АСТ:СЛОВО:Полиграфиздат, 2010.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: